Урок литературного чтения в 3-в классе УМК «Гармония» Нравственно-этические ориентиры в произведении Братьев Гримм «Рапунцель».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Козлова Елена Ивановна

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Методическая цель:  активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с творчеством Братьев Гримм, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывание по теме.

Развивающие:

Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в  жизненных ситуациях.

Формируемые УУД:

Познавательные: формирование читательской компетентности, познавательной активности, развитие умения правильно, осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.

Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.

Личностные: мотивация к процессу чтения, обсуждению произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chteniyu_bratya_grimm_rapuntsel_2.docx380.94 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Кваркенская СОШ» с.Кваркено Кваркенского района Оренбургской области, учитель начальных классов Козлова Е.И.

Урок литературного чтения в  3-в  классе УМК «Гармония»

Тема. Нравственно-этические  ориентиры в произведении Братьев Гримм «Рапунцель».

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Методическая цель:  активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с творчеством Братьев Гримм, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывание по теме.

Развивающие:

Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в  жизненных ситуациях.

Формируемые УУД:

Познавательные: формирование читательской компетентности, познавательной активности, развитие умения правильно, осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.

Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.

Личностные: мотивация к процессу чтения, обсуждению произведений.

Оборудование:

  • учебник  «Литературное чтение» 3 класс часть 4    автор О.В.Кубасова;
  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация;
  •  карточки для выполнения заданий в группах;   сигнальные карточки для этапа рефлексии.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап. Создание мотивации успеха.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать

И внимательными быть

И старательными быть.

И тогда уж точно, каждый,

Знания свои покажет.

Учитель читает по 2 строчки, дети повторяют.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстникам, умение поддерживать контакт в общении.

II.

Актуализация знаний

Цель:

выявить уровень знаний о жанрах произведений.

Звучит музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»

- Как вы думаете, ребята, о каком жанре устного народного творчества мы будем сегодня говорить? Как догадались?

- Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Попробуйте закончить  мою фразу:

Чтобы узнать что-то новое…

- Вот и начнём урок с повторения изученного.

- Как называются сказки, которые сочинил народ?

- А как называются сказки, которые сочинили писатели? 

- Давайте вспомним отличия этих сказок:

1.В какой форме издаётся народная сказка? Литературная?

2.Можно ли внести изменения в сказку народную? В литературную?

3.Можно ли определить время создания сказки?

4.Ограничивается ли сказка жанром?

СКАЗКА

НАРОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ

1. Существует в устной форме.

1. Создается в письменной форме.

2. Создатель может внести изменения.

2. Внесение изменений не допускается

3. Время создания сказки определить невозможно.

3. Время создания сказки известно.

4. Народная сказка ограничивается определенным жанром

- волшебная,
- бытовая,
- о животных.

4. Не ограничивается определенным жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Слушают музыку, анализируют.

О сказке.

…надо повторить изученное.

Народные.

Литературные, авторские

Анализируют и сравнивают сказки.

Информационные

(умение анализировать, делать выводы), коммуникативные (взаимодействие с окружающими),

учебно-познавательные (умение ставить цель, делать выводы)

III. Целеполагание и мотивация

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- Прочитайте стихотворение:

Дорогой доброй сказки 
Идём мы без опаски 
И дружно говорим: 
Идём мы к братьям Гримм. 
И встретят нас герои: 
Красавицы и тролли, 
Лягушка и горшок 
И боб, и уголёк. 
И музыкантов Бремена 
Узнаем мы уверенно. 
И снова повторим: 
Идём мы к братьям Гримм. 

- Как вы думаете, сказку каких авторов мы сегодня будем читать?

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.С.Пушкина:

Сказка – ложь, да в ней намёк.

Добрым молодцам урок. 


- Как вы понимаете это высказывание?

А знаете ль вы, мои милые дети, 
Что в сказках не только намёки, но и советы.
 
Мы новую сказку сегодня прочтём 
И что пожелали нам в ней, мы учтём. 

- Какая же проблема будет стоять перед нами?

- Прочитайте название сказки. О чём оно вам говорит?

- Какие цели поставим перед собой?

Хором читают стихотворение по слайду.

Высказывают своё мнение.

Братья Гримм

Сказки нас  учат, преподносят нам уроки.

Определить, какой урок даст нам новая сказка.

Познакомиться со сказкой «Рапунцель»;

узнать, почему так она называется;

узнать, чему она учит.

Учебно-познавательные

 ( умение анализировать, сравнивать, обобщать), информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать в парах).

IV. Открытие новых знаний

Цель:

знакомство с биографией автора, знакомство с содержанием сказки, обогащение словарного запаса учащихся.

Цель:

сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

1.Знакомство с биографией Братьев Гримм

В некотором царстве – государстве, графстве Ханау, что в самом сердце Германии, жили – были братья Гримм. Братьев было, что пальцев на руке, да еще маленькая сестрица Лотта. Отец их был судьей, а добрая матушка вела хозяйство. 
Старших детей звали Якоб и Вильгельм. Были они неразлучными братьями – погодками. Вместе бегали и в соседнюю мастерскую перчаточника, вместе шагали улочками родного городка к учителю французского. 
Когда Якобу исполнилось шесть лет, семья перебралась на родину отца. Чудес здесь было предостаточно. Чего стоил один старый дом, где поселились они  и где, по рассказам взрослых, глухими ночами бродил призрак.

Но сказка детства кончилась, когда умерих отец и Якоб в 11 лет стал главой семьи. А в это время в Европе начиналась война и семье пришлось пережить нелёгкие времена. 
Ах, как нужна была тогда семье Гриммов добрая фея из сказки, знающая, как лучше всего отвести беду. Этой доброй феей для братьев была сестра их матери. Она помогла детям дать образование. 
Со всеми жизненными невзгодами братья Гримм справлялись с мужеством, достойным восхищения, и скоро появились их первые статьи, а затем и первые книги. Иногда они были подписаны именем одного из братьев. Но если работу невозможно было разделить, они просто ставили два слова: «Братья Гримм».

2.Словарная работа

- В тексте встречаются незнакомые слова, давайте разберем их значение:

Горенка- комната в верхней части дома.

Рапунцель- растение, из семян которого добывают масло.

Сумерки- полутьма

Не отведать – не попробовать.

Аршин – старинная мера длины.

Фрау-  слово, присоединяемое к фамилии или имени замужней женщины в Германии как вежливое обращение в знач. сударыня, госпожа.

3. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

Физминутка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

 Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

 В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

 Злая колдунья там  живет. (Грозят пальцем другой руки.)

 Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

 Глаза большие, (Показывают.)

 Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

 Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

 Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Заранее подготовленные ученики  рассказывают об авторах сказки.

Объясняют значение слов.

Слушают сказку, готовятся к работе по содержанию.

Выполняют подвижные упражнения.

Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности),

учебно-познавательные(применение полученных знаний на практике)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательныемоделирование, логические -

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные (инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации)

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

V. Первичное закрепление изученного

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения новым материалом.

Работа над содержанием сказки

- Кто назвал девочку Рапунцель и почему?

- Как взбиралась колдунья на башню без дверей и лестниц?

- Что кричала колдунья Рапунцель, когда хотела подняться в башню?

- Как Рапунцель собиралась спуститься с башни?

- Как старуха узнала о королевиче?

- Что сделал королевич от горя, когда узнал, что колдунья прогнала Рапунцель?

- Почему королевич опять прозрел?

Анализируют содержание сказки.

Отвечают на поставленные вопросы.

Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать самостоятельно),

учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике)

VI.

Закрепление изученного

материала.

Цель: отрабатывать навыки работы с текстовой и  нетекстовой информацией.

Работа в парах, группах

1.Соедини начало и концовку пословиц о сказке.

Либо дело делать, либо сказки сказывать.

Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.

Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.

2.Соотнеси название сказки и иллюстрацию.

Золотой гусьСкачать Grimm - братья Гримм- Snjeguljica i 7 patuljaka через торрент бесплатно. . (Сербский язык) Grimm - братья Гримм- Snjegul

Золушка .: . Карточка .: . Каталог .: . Книжные каталоги ЕфронКнижный Эльдорадо

Библус - Мальчик-с-пальчик (Гримм Я., Гримм В.Книга: Госпожа Метелица. . По мотивам сказки братьев Гримм Август, Улыбка ISBN: 978-5-904667-97-9 - BazarKnig.ru

Золотой гусь. Госпожа метелица. Белоснежка и 7 гномов. Мальчик с пальчик. Красная Шапочка. Золушка.

3. Поставь знаки + или –

- Автор этой сказки А.С.Пушкин?

- Девочку в сказке назвали Рапунцель?

- Колдунья взбиралась на башню по волосам Рапунцель?

- В девушку влюбился свинопас?

- Колдунья отрезала косы Рапунцель левой рукой?

- Королевич во время прыжка сломал ногу?

- Королевича исцелили слёзы Рапунцель?

Каждая группа, пара получает карточки с заданием, выполняют.

Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать в паре и самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике)

VII.

Домашнее задание

Цель:

закреплять знания по изученной теме

С.30-38, читать и пересказывать сказку

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

VIII.

Итог урока.

Цель:

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

-Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Какой же урок преподнесла  нам сказка «Рапунцель»?

- Что хотел передать своим читателям автор через это произведение?

- Любите своих родных, берегите их. Семья наше достояние. Наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь Родина у нас одна.

Урок борьбы добра со злом ради любви, счастья в семье.

Хотел сказать о вере, добре, заботе человека о ближнем.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2-м классе. «Красота зимы в произведениях русских поэтов. С. Есенин «Берёза»

Целью урока является формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки ан...

Урок литературного чтения "Дети в годы войны" 4 класс по произведениям Л.Кассиля

Урок  внеклассного литературного  чтения "Дети в годы войны" построен в виде игры "Умники и умницы"...

Урок литературного чтения в 1 классе "Волшебная сила слов" (по произведениям В. Осеевой)

В жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае. Научиться понимать самих себя, других людей нам помогают книги, в том числе и книги В.А.Осеевой....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Евгений Шварц. Два брата.

Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».Автор: Кравченко Анастасия Николаевна.Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.Задачи:·       ...

Разработка урока литературного чтения по теме: «Квартет» И. А. Крылов. Инсценирование произведения. «Перспектива», 3 класс (С применением Сингапурских технологий)

.Цели:-уяснить с учащимися жанровую особенность произведения;- определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны.Задачи:- познакомить учащихся с литературным тропом «аллего...

урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"

Урок литературного чтения в 4 классе по  системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...