КОНСПЕКТ УРОКА О ЧТЕНИЮ Тема урока: СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ, УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Марцениус Елена Константиновна

КОНСПЕКТ УРОКА О ЧТЕНИЮ

Тема урока: СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования понятия «рифма», развитие умений находить рифмы в стихах; воспитание культуры речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся выделять рифмы в тексте стихотворения, составлять пары рифмующихся слов;
  • получат возможность научиться задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению, стремятся к взаимопониманию детей и взрослых.

 Тип урока: «Открытие» нового знания.

Оборудование: презентация, карточки с пословицами и «хвостами».
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_konspekt._sozvuchnye_hvosty_slov.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.03.2018

ФИО учителя: Миронова Е.Б

Школа: № 95

ФИО студента: Марцениус Елена

Класс: 1-7

Кабинет: 105

ФИО методиста: Кондратьева И.И

КОНСПЕКТ УРОКА О ЧТЕНИЮ

Тема урока: СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования понятия «рифма», развитие умений находить рифмы в стихах; воспитание культуры речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся выделять рифмы в тексте стихотворения, составлять пары рифмующихся слов;
  • получат возможность научиться задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению, стремятся к взаимопониманию детей и взрослых.

 Тип урока: «Открытие» нового знания.

Оборудование: презентация, карточки с пословицами и «хвостами».

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный – беседа)

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Встали ровно.
-Повернитесь к соседу по парте лицом, улыбнитесь ему, и скажите «Желаю тебе успехов на уроке»
-Молодцы, тихонечко сейчас сядут девочки и также тихо сядут мальчики.

-Здравствуйте.

-Желаю тебе успехов на уроке»

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

(Словесный-беседа)

(Практический – отгадывание загадки)

(Наглядный – демонстрация)

(Словесный – беседа)

2

мин

-Я сейчас вам прочитаю загадку, а вы отгадаете, кто сегодня на уроке мне будет помогать.

Отгадайте вы игрушку.

Колпачок, как у Петрушки,

Маленький, удаленький,

Вырос ростом с валенок.

                        (Гном.)

-Итак, ребята, кто же это?

-Да, правильно, это гном.

-Ребята, мы с вами выполнили столько заданий.

-У Старшего репья были? Мы там рассказывали докУчные сказки.

-У Ромашки были? Там мы читали считалки.

-А Одуванчиков мы прошли? Там были сложные загадки.

-Мы прошли мимо Подсолнухов с их закличками.

-Мы прошли даже Крапиву, с ее скороговорками.

-Это гном.

-Да.

-Были.

-Прошли.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

3. Постановка учебной задачи

(Словесный-беседа)

2 мин

-И сейчас нам надо будет выполнить новое задание в Пещере Эхо.

-Давайте именно так и назовем тему нашего урока – «Пещера Эхо»

-И когда мы будем выполнять это задание, то узнаем, что же такое Эхо, и научимся определять слова по их «хвостам».

«Пещера Эхо»

Р.: целеполагание.

4. Открытие нового знания

(Практический – работа с текстом).

 (Словесный – беседа)

(Практический – отгадывание загадок)

(Словесный – чтение стихотворения)

(Теоретический – словестное рисование)

(Словесный – чтение стихотворение)

5 мин

5 мин

5 мин

- Послушайте внимательно, о чем говорят Кот с Машей и Мишей (стр.24 до Машиного вопроса)

-Но прежде, чем мы с вами зайдем в Пещеру Эхо, ответьте мне на вопрос: «Что такое Эхо?».

-Да, вы правы. Эхо- это отражение звука. Мы можем его услышать в лесу, на стадионе, когда звук отразится от предметов, снова вернется к нам, как бумеранг.

-А вот теперь, когда вы знаете, что такое Эхо, давайте зайдем в пещеру вместе с гномом и отгадаем все ее секреты.

-Ребята, Гном хочет познакомить нас с новым другом и главным обитателем этой пещеры. Но он не хочет делать это просто так, а поэтому, вам надо будет выполнить его требования. Сделаем это вместе?

-Для начала Гном нам приготовил загадки. Я сейчас буду их читать, а вы по поднятой руке говорить их ответ. Вы готовы? Начнем.

Я от солнца плачу,

Не могу иначе. (Сосулька.)

Росли на грядке

Зеленые ветки,

А на них – красные детки.

                        (Помидоры.)

Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах,

На опушках и в лугах.

                        (Роса.)

-Ну хорошо, раз вы такие вы такие догадливые, то у Гнома для вас осталась последняя загадка:

                                                      Высоко живет в горах
                                                     И на всех наводит страх.
                                                     Вторит крику, плачу, смеху...
                                                     Отзовись скорее ... 
                                                                                    (
Эхо)

-Ну что ж, раз вы все отгадали, то сейчас я вам представлю нашего нового друга:

В волшебной пещере живет дедушка Эхо,

С ним разговаривать – просто потеха.

Давайте крикнем все:

«Ау-у-у-у...»

В ответ услышим:

«У-у-у-у...»

Скажем все:

«Иди сюда!»

Отвечает Эхо:

«А-а-а-а...»

Крикнем дедушке:

«Ты где?»

Отвечает он нам:

«Де-де-е-е...»

Хватит, дедушка, шалить,

Только бы тебе шутить!

-Ребята, сейчас в парах в пол голоса обсудите, как мог бы выглядеть Дедушка Эхо, потому я спрошу нескольких человек.

-Я уверена, что дедушке понравилось то, как вы его описали, но у нас он выглядит вот так (демонстрация)

-Кажется, Дедушка Эхо хочет нам что-то сказать, давайте его послушаем:

Дедушка Эхо.        Я в пещере живу,

                                Целый день кричу,

                                Отвечаю тут и там

                                Самым разным голосам.

                                Только я хочу сказать,

                                Что люблю я поиграть,

                                Пошутить, побаловать,

                                Всех вокруг позабавлять.

-Ох, какой Дедушка Эхо озорник. Я уверена, они с Гномом помогут нам в разгадке тайны пещеры Эхо.

Слушать диалог Кота, Маши и Миши.

-Эхо- это отражение звука.

-Да.

-Да.

-Сосулька.

-Помидоры.

-Роса.

-Эхо.

-У него может быть борода, большие уши, седые волосы, он будет ходить с тростью.

Р: Саморегуляция.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

 

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

Р: саморегуляция.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р: саморегуляция.

Динамическая пауза

1 мин

-Ну а нам пришло время размяться. Встаньте со своих мест и повторяйте за мной.

Повторять движения

Р: саморегуляция.

(Наглядный – иллюстрация)

(Практический-чтение текста)

3 мин

-Откройте учебник на странице 24 рассмотрите иллюстрацию. Дедушка Эхо любит прятать слова, оставляя лишь их хвосты. Кот сказал Мише и Маше, что это и есть главный секрет пещеры. Мы на пути к ее разгадке.

-Но прежде, чем мы сможем ее разгадать, я прочту вам рассказ Григория Бенционовича Остера. Называется этот рассказ «Эхо». Слушайте внимательно, после прочтения я буду задавать вопросы.

П: анализ.

Р: саморегуляция.

5. Первичное закрепление

(Словесный-беседа)

(Практический – игра)

6 мин

 - Кто уже был знаком с героями этой истории?

- Какую игру они придумали на этот раз?

- А можно ли называть эту игры Рифмой?

- А что такое «рифма»?

- Как изменилось слово «простокваша», когда оно вылетело из трубы?

-Во что превратилось слово «колбаса»?

-А слово «антрекот»?

-А как вы думаете, во что бы превратилось слово «котлета»?

-Хотите продолжить эту игру?

Слушай, слушай,

Не зевай, не зевай.

Все за мной,

Все за мной

Повторяй,

Повторяй.

-Я буду называть слова, а вы мне говорить их «хвосты».

-Гном решил нам помочь разгадать секрет пещеры. Посмотрите на иллюстрацию (показ иллюстрации ромашек).
-Вспомните, что любили ромашки на огородах Бабы-яги.

-Я.

-Они кричали слова, а им вылетели их «хвосты».

-Да (колбаса – оса)

-Рифма – созвучие концов разных слов.

-Оно стало словом «ваша».

-Оно стало словом «оса».

-В слово «кот».

-В слово лето.

-Да.

-Экран – кран, шутка – утка, смех – мех, олень – лень, хлопушка – пушка.

-Считалки.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Р: саморегуляция.

П: анализ и синтез.

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Практический-упражнение)

(Групповая работа)

(Словесный – беседа)

6 мин

-Сейчас вы поработаете в группах по 4 человека.

-На столах у вас лежат карточки. На ней вы видите таблицу. В 1 столбике написаны «хвосты» наших драконов, а во 2 столбике отрывки считалок, которые встретились Маше и Мише у ромашек. Вам надо найти такое слово в этих отрывках, от которого бы образовались хвосты наших драконов. Это слово подчеркните карандашом. На это задание у вас есть 5 минут, потом будем проверять. Время пошло.

бас

Аз, бас, трибабас

вас

И выходит кислый квас

зар

Аты-баты на базар

вар

Аты-баты самовар

мон

Стакан, лимон

вон

Выйди вон.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Какое слово будет у 1 «хвоста»? и т.д

Трудно ли вам было найти эти слова?

бас

Аз, бас, трибабас

вас

И выходит кислый квас

зар

Аты-баты на базар

вар

Аты-баты самовар

мон

Стакан, лимон

вон

Выйди вон.

-Нет.

Р: саморегуляция.

К: планирование учебного сотрудничества.

П: анализ и синтез.

7. Включение в систему знаний

(Словесный-беседа)

(Практический – работа с загадками)

(Словесный-беседа)

(Наглядный – демонстрация)

7 мин

– Пора выбираться из пещеры. Гном построил для вас лестницу. Угадаете слово – поднимаетесь выше. Но все слово на ступеньку не поместится, поэтому вы мы будем вписать только «хвосты» слов. Даю подсказу: хвостами будут не просто набор звуков, а какие-то целые слова.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

                        (Бабочка.)

-Кто это?
-Какой «хвост» у этого слова?
-Давайте проверим.
-Правильно, вы молодцы. Пойдем дальше.

Висит сито,

Не руками свито.

                        (Паутина.)

-Что это?
-Какой «хвост» у этого слова?
-Давайте проверим.
-Правильно, вы молодцы. Пойдем дальше.

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается.

                        (Муха.)

-Кто это?
-Какой «хвост» у этого слова?
-Давайте проверим.
-Правильно, вы молодцы. Пойдем дальше.

Под каждым кустом

Сидит клубком,

А выйдет в свет –

Вкусней его нет.

                        (Картофель.)

-Что это?
-Какой «хвост» у этого слова?
Давайте проверим.
-Правильно, вы молодцы. Поздравляю, мы выбрались из пещеры.

-Бабочка.

-Бочка.

-Паутина.

-Тина.

-Муха.

-Уха.

-Картофель.

-Ель.

Р: прогнозирование.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

8. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный-беседа)

2 мин

– Сегодняшнее путешествие по пещере дедушки Эхо закончилось, но впереди у нас новые встречи и открытия.

– О чем вы узнали сегодня на уроке?        

– Кому понравилась история пещеры Эхо?

– Как она называется?

– Кто автор?

– Кому захотелось дома прочитать ее еще раз?

– Кому захотелось прочитать другие истории про котенка Гав и щенка?

-Урок окончен, всем спасибо за работу.

-Что такое эхо, что у него есть хвосты.

-Мне.

- «Эхо»

-Г.Остер

-Мне.

-Мне.

Р.: самоанализ.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики на тему: «Число и цифра 6». УМК «Перспективная начальная школа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21                Конспект ур...

Конспект урока литературного чтения на тему "Созвучные "хвосты" слов"

Урок литературного чтения на тему "Созвучные "хвосты" слов" (ПНШ)...

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Конспект урока литературного чтения на тему: "И. Крылов. Квартет" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умений: анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; осознанно и выразитель...

Конспект урока литературного чтения: А. Мещерский «У лесного озера» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Мещерский «У лесного озера»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Евгений Чарушин «Томка испугался» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс.)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Е. Чарушина «Томка испугался»; формирования навыка правильного, осознанного чтения рассказа.Планируемые результаты:Предметные: знать п...

Конспект урока литературного чтения "Сравниваем прошлое и настоящее" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Сравниваем прошлое и настоящее» Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о том, что меняется в жизни люд...