Поединок добра со злом в произведении В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе», 2 урок.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Неклеса Любовь Георгиевна

Тип урока: урок  применения полученных новых знаний.

Цель: повышение уровня восприятия литературного произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Планируемые результаты:

Предметные:

- продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина;

- помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

- учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;

- формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота;

- развивать логическое мышление, внимание на материале урока;

-  анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

- Метапредметные:

Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, стремление к красоте, нравственности.

Технологии. Методы, приёмы: урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и  приёма работы с компонентами художественного произведения.

Ресурсы урока: рабочая программа, учебник  «Литературное чтение» 4 класс, ч.1, рабочая тетрадь ч.1, презентация, иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – тест,   картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии).

Оборудование: проектор, ноутбук, экран.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 4 классе по литературному чтению

учитель начальных классов

Неклеса Любовь Георгиевна

Тема урока:  Поединок добра со злом в произведении В.М.Гаршина  «Сказка о жабе и розе», 2 урок.

Тип урока: урок  применения полученных новых знаний.

Цель: повышение уровня восприятия литературного произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе». 

Планируемые результаты:

Предметные: 

- продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина;

- помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

- учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;

- формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота;

- развивать логическое мышление, внимание на материале урока;

-  анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

- Метапредметные:

Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, стремление к красоте, нравственности.

Технологии. Методы, приёмы: урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и  приёма работы с компонентами художественного произведения.

Ресурсы урока: рабочая программа, учебник  «Литературное чтение» 4 класс, ч.1, рабочая тетрадь ч.1, презентация, иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – тест,   картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии).

Оборудование: проектор, ноутбук, экран.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Цель: создать благоприятную психологическую  атмосферу, включить в учебную деятельность.

– Вот опять звенит звонок, начинается урок!

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Ручки на месте, ножки на месте,

Локти по краю, спинка прямая.

Здороваются с учителем.

Садятся. Проверяют готовность к уроку.

Личностные: проявляют положительное отношение к учёбе.

2.Актуализация знаний. 

Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий.

(слайд №1).  Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

– Понравилась ли вам мелодия?

– Какие чувства она вызвала у вас?

– Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

– Прочитайте отрывок.  

(слайд №2).

     … Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

– Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?

(слайд № 3).

Слушают музыку.

Вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают отрывок.

Мы будем говорить о  «Сказке о жабе и розе».

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.

3.Самоопределение к деятельности. Цель: подготовка к сознательному восприятию материала.

– Почему так названо произведение?

(слайд 4)

–  Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

(слайд 5)

Мир жабы злобен; нам предстоит его раскрыть. А роза милое создание,  она сотворена любить. Вот эти два противоречья без них никак нельзя нам быть. Задача наша на сегодня – добро и зло разоблачить.

– Какой жанр произведения?

– Докажите.

 –  Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки?

 (слайд № 6)

– Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?

    - Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки.

Потому что в ней рассказывается как жаба хотела «слопать»  розу.

Сказка.

Роза и жаба разговаривают, а такое бывает в сказках.

Жаба и роза – разные, вместе не смотрятся.

??????

1. Узнать, почему такой финал.

 2.  Разгадать загадку заголовка.

 3.  В чем  смысл жизни?

 4.  О чём заставляет задуматься это произведение?

Внимательно слушают учителя.

Р:планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.

Л: положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности.

4.Работа по теме урока

Цель: формирование способности учащихся к новому способу действий.

– Вспомните героев сказки.  Назовите их.

 

– Где происходили события?  

(слайд №7)

– Найдите описание цветника.

–  Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили?  

– Чей это был цветник? Почему он был так запущен?  –  Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста.

– В произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета?

(слайд № 8)

– Наша задача на уроке – понять, что существует 2 мира: добро и зло. Чтобы это понять попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану.

(слайд № 9)

– Подробно ли описана красота розы?

– А что описано?

– О чем это говорит?

– Главное для розы:

Мир   розы:   цветник,  всё хорошо,   чисто,  ясно,  свежий утренний ветерок,  лучи солнца,  мирно,  спокойно,  тонкий свежий аромат  …

–   Какие чувства испытывает роза?

  –  Разве роза может плакать?  

  – Какой  литературный  приём использует автор?  Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением,  способностями, характерами человека.

 (слайд № 10)

–   Что помогает нам понять счастье розы?  

–  Для описания этого состояния, автор использует эпитеты.  Эпитете – это слово или целое выражение , которое помогает слову (выражению)  обрести красочность, насыщенность.

– Найдите строчки в тексте.  (слайд № 11)

– А если человек  достигает расцвета своей души, что он может подарить людям?  

– А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы.

– Выберем точные подробные выражения.

–  Что делает жаба?  

–  Оцените  действия жабы.

–  О чём мечтает жаба?  Что она чувствует?

– Итак, мы видим два мира, два противоречия.

–  В чём счастье для жабы и розы?  

(слайд № 12)

–  Сохранился ли конфликт между ними? Почему?

Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася.

В цветнике.

Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась.

Мальчик заболел. Нет, цветник от разрушения не стал хуже. Остатки решётки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший  целыми бледно-зелёными кучками. Колючие чертополохи на жирной  и влажной почве цветника достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями.

1. Красота

2.  Размер

3. Окраска

4. Запах

5. Отношение к жизни.

Нет, описана кратко.

Утро, роса, все вокруг.

Роза счастлива.

Счастье жить.

Плакать не от горя, а от счастья жить.

Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще душевные переживания.

Олицетворение.

Аромат.

Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами.

Любовь, заботу, тепло, счастье.

Жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное.

Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умеет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась.

Главное  для жабы –  это  плотно  поесть  и отдохнуть после  еды, т.е.  жаба  ленива  и  прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать  розу, уничтожить красоту. А это плохо.

Не  умеет  радоваться солнцу,  утру,  хорошей погоде,  мечтает слопать розу,  погубить её.  Запах  розы причиняет ей  смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть,  жаба не видит красоту, она её не чувствует.

П: развивать логическое мышление, внимание;

учить видеть красоту природы.  

П: читать и слушать, извлекая нужную информацию.

К: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Р: планировать необходимые действия.

Л: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности.

П: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

К: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

5.Физкульт-минутка.

Физкультминутка для глаз. (Слайд 13,14)

4.Подолжение работы по теме урока

Цель: формирование способности учащихся к новому способу действий.

– Продолжим работу.  Скажите, кто из персонажей  похож на розу?    

– Чем? Какая у них душа? Что же  сближает мальчика и розу?

      –  Когда в сказке наступает кульминационный момент?

      –  Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр178).

     –  Зачем мальчику нужна была роза?

     –   А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. 178).

     –  Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

Мальчик.

Оба любили прекрасное, они оба погибают.

Когда мальчик умирает.

Его личико сделалось серьёзным и неподвижным, и он замолчал… навсегда.

Чтобы  ещё раз увидеть её и вдохнуть её аромат.

Она чувствовала , что её срезали недаром. И когда её поцеловала сестра мальчика, это было самым лучшим происшествием в жизни розы.

Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты.

П: читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

 К: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.

Р: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

6. Закрепление, проверка, контроль и самопроверка знаний.

Цель: применение нового знания.

Проверка знаний. Тест.       (слайды № 15, 16)

–  Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест, который поможет проверить знания содержания и идеи сказки.

Тест по проверке  знания  содержания  и  идеи  сказки (работа в парах):
1. О  чём  думает  роза  в  период  цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.

В. Цвести вечно.

2. Что  в  жабе  самое  омерзительное?
А. Грязно - серые бородавчатые бока.
Б. Скверные липкие лапы.
В
. Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза  не  жалеет о преждевременной  гибели,  потому  что…
А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была   неизбежна.
В. она  украсила  последние минуты жизни мальчика.

4. Символом  света,  добра,  красоты  в  сказке  является:
А. роза                   Б. жаба

Проверка. (Слайд 17).

  1. Б  2. В  3. В  4. А

(Слайд 18).

 – Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

–  Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?

– О чём заставляет задуматься это произведение?

– Итак, что же сближает мальчика и розу,  ребята?

 – Что почувствовала роза? И какой  последний долг она исполнила?

 А как роза закончила свою жизнь?

– Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?

(Слайд 19).

– Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни?

 

– Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?

– Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

– Забыли ли розу после этого случая?

– Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные  на доске), поставленные в начале урока.

Самостоятельно  отвечают на вопросы теста.

 Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются.

Они оба умирают, оба любили прекрасное.

Роза поняла, что не зря распустилась, т.к. она в последние минуты жизни принесла мальчику радость.

Её поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила ее на стол и поцеловала.  Когда ставила, маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы.

Да, он вдохнул аромат той розы,  которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.

Добрые дела и поступки не забываются, они остаются в памяти других людей на долгие годы.

Роза почувствовал, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом.

Среди всех цветов, выделили именно ее.

Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые,  глядя на этот цветок,  вспоминали о мальчике, ушедшем от них.

П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию.

 К: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Р:  принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности,

Л:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, стремление к красоте, нравственности.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной  деятельности учеников. 

 (Слайд 20).

  – Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали и в конце нашего урока,  мне хотелось бы,  чтобы вы прочли пословицы и выбрали те из них, которые подойдут к нашему произведению, помогут определить главную мысль произведения.

1. Красота спасет мир.

2. Добро победит зло.

3. О хорошем всегда помнят.

4. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

5. Доброе дело два века живет.

6. Добрые дела и после смерти живут.

Слайд №21

– Заканчивая урок, мне хочется,  чтобы каждый из вас, уходя домой, прикрепил к макетам двух деревьев, закреплённых на доске, одно дерево у нас дерево добра, второе дерево – дерево зла, картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше представление о мире добра.

Слайд №22

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.

– А теперь  давайте  оценим вашу работу на уроке. Выберите продолжение на вопрос.

На уроке я работал –

Своей работой на уроке я –

Урок показался мне –

За урок я –

Моё настроение стало –

Материал урока для меня был –

(Слайд 23).

Давайте оценим работу на уроке  ваших товарищей.

Выберите одну фразу для соседа по парте:

Ты молодец, потому что…

Я доволен твоей работой на уроке, потому что…

Ты мог бы поработать лучше, потому что…

(Слайд 24).

– Наш урок я хочу закончить словами Сергея Острового.

В жизни по-разному можно жить  в горе можно, и в радости вовремя есть, вовремя пить вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать, и, не помышляя о чуде рукой обнажённой солнце достать и подарить его людям.

– Дарите добро людям!

 – Благодарю за работу.  

Организуют обсуждения:

Какая пословица поможет определить главную мысль произведения.

Оценивают свою работу и работу соседа по парте на уроке.

П: - осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы.

К: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: - принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои  и одноклассников достижения.

8.Домашнее задание.

– Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

– Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ.

А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?

Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

– Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».   (слайд 25)

В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.

Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.

Надо смотреть по делам.  Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.

Записывают домашнее задание в дневник.

К: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

П: - осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

Урок по произведению В. Гаршина "Сказка о жабе и розе".

Работа содержит конспект урока, презентацию, карточки для индивидуальной работы.....

Урок-исследование по произведению М.В. Гаршина "Сказка о жабе и розе"

Тип урока: ОНЗ, урок-исследование.Цель: подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро - бессмертен, что безнравственный эгоизм - обречён.Педагогические задачи: создать условия для знакомства...

Презентация к уроку-исследованию "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" Урок 1

Презентация знакомит детей с некоторыми страницами биографии писателя В.М. Гаршина....

Презентация к уроку-исследованию "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" Урок 2

Презентация сопровождает конспект урока по произведению В.М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" и помогает ученикам в групповой исследовательской деятельности на уроке....

Тест по произведению В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Тест в изучении произведения В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" дает возможность учащимся и учителю оценить уровень знаний, полученных при работе с произведением....