Технология продуктивного чтения
материал по чтению

Технология продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.rar300.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

     Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

СЛАЙД №1

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской или Технология продуктивного чтения.

СЛАЙД №2

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем,

СЛАЙД №3

активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

СЛАЙД №4  (зачитать)

СЛАЙД №5 (зачитать)

Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.

Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

СЛАЙД №6 (зачитать)

Например, прием комментированного чтения.

1.Озвучивают текст дети, а комментирует учитель.

2.Приветствуются также и детские суждения.

3.Комментарий должен быть кратким и динамичным.

4.Комментарий не должен превращаться в беседу.

5.Комментируем в том месте, где это действительно нужно.

СЛАЙД №7 (зачитать + пояснения)

1. Педагог ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

2. Рассказ взрослого о писателе беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него

сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о

писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой

именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

4. Выполнение творческих заданий. Уточним, что мы понимаем подтворческим заданием. На наш взгляд, оно обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Со_

чини…», «Придумай…», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что…» и т.п.

Педагог выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая– художественные задачи текста(например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что творческое задание может быть связано со сферой воображения: иллюстрирование, пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.); – особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на

уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с

развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);

– учебные задачи (например, если педагог сосредоточен на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).

    Ещё раз подчеркнём: соблюдение  последовательности шагов в процессе

чтения не обеспечивает успешность использования данной технологии.

Чрезвычайно важным является диалоговый характер чтения текста (ребёнком, взрослым). Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст, – вот задача, которую необходимо решать на втором этапе работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются нами как ведущие приёмы, обеспечивающие полноценное восприятие и понимание основных смыслов любого текста, «погружение» в текст читателей самого разного возраста. Не случайно именно на них в технологии продуктивного чтения делается особый акцент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"

К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...