Урок литературного чтения в 3 классе по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебник Е.И. Матвеевой (урок 2)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сценарий урока по формированию умения эмоционально откликаться на художественные образы и картины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klass1.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

учебник Е.И. Матвеевой (урок 2)

Тема: Ю.Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». Размышления героя-рассказчика.

Применяемые технологии:1.Технология сотрудничества.2.Групповые технологии.3.Здоровье-сберегающие технологии.4.Технология развивающего обучения   Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Цель урока: Создать условия для выявления особенностей описания животного: сравнение реального и воображаемого бегемота. Опираясь на описание определить отношение человека к животному и наоборот.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формировать умения:

1)  читать текст выразительно, грамотно, осознанно;

2) анализировать повествовательное произведение- рассказ: характеризовать героев; реконструировать авторский замысел.

3)находить опорные слова, позволяющие выявлять отношение автора к бе-гемоту; РГ к бегемоту; уметь эмоционально откликаться на образ бегемота ;

4) определять назначение эпитетов в тексте; находить эпитеты в тексте. 5)Проанализировать отличия художественного текста от нехудожественного.

Метапредметные:

Познавательные:

Формировать умения:

1) находить в тексте слова, определять оттенки интонации при их чтении, позволяющие представить внешность бегемота (т.е. осуществление смыслового чтения художественного произведения);

2) использовать чтение модели эпитета для решения поставленной задачи;

3) ориентироваться в структуре текста;

4) осуществлять анализ (выделение существенных признаков в описании бегемота) и синтез деталей произведения (объединение внешних и внутренних качеств животного) для создания целостного образа героя;

5) устанавливать причинно-следственные связи в создании образа героя (махал хвостиком как щенок, улыбался при виде дрессировщика);

6) строить речевое высказывание с приведением доказательства своей точки зрения с опорой на текст;

7) выдвигать гипотезы при попытках раскрыть тайну глаз бегемота.

Регулятивные:

Формировать умения:

1) удерживать тему исследования на уроке;

2) контролировать свои действия в процессе анализа произведения;

3) оценивать свои учебные действия и действия других детей (изумрудные глаза крокодила)

4) контролировать удержание темы исследования (при работе в группе: надо найти описание реального бегемота)

5)выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные:

Формировать умения:

1)вступать в диалог по теме исследования;

2)сотрудничать в группе;

3)контролировать действия партнёра в группе.

4)выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

1) формировать качества компетентного читателя (внимательного, заинтересованного);

2) развивать этические чувства: справедливость, умение доброжелательно относиться к живым существам с некрасивой внешностью;

3) формировать смысл учебной деятельности на основе развития познавательного интереса (итог урока: д\з).

 Оборудование:

1.        Презентация

2.        На доске написан эпиграф урока.

3.        Выставка книг Ю.Я. Яковлева.

4.        Иллюстрации к произведениям писателя.

5.         Карточки с заданиями.

6.         Фотоаппарат.

Эпиграф к уроку: «Всё занимательно для нас, когда душа открыта для простых впечатлений» (К.Г.Паустовский)

Форма проведения урока: групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.

(Перед началом урока звучит «Колыбельная медведицы» из м\ф «Умка»)

Ход урока

(Слайд 1.)

Этапы:

Мотивационный этап

1.Создание ситуации успеха.(1 мин)

Повернитесь к своему соседу по парте , прикоснитесь ладошками друг к другу  и давайте пожелаем  себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей и взаимопонимания.

Проблемный этап

2.Проверка домашнего задания.(3-4 мин)

-На прошлом уроке мы познакомились  с новым произведением. Сейчас  возьмите карточки у вас на столах, подпишите. Проверим ваше домашнее задание.

(Дети работают по индивидуальным карточкам)

Дома я читал(а)-----------------------------------------------------------------------------

Главным героем произведения является-------------------------------------------------, который-------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопросы теста:

1.К какому жанру литературы относится прочитанное дома произведение?

А)сказка

Б)рассказ

В)басня

2.Кто автор произведения?

А)К.Г. Паустовский

Б)Ю.Я. Яковлев

В)М.С. Пляцковский

3.Кто главный герой произведения?

А)фантастическое облако в образе бегемота

Б)вполне реальный бегемот

В)дрессировщик Степан

4.Что сделал бегемот в конце произведения?

А)убежал из цирка

Б) спас дрессировщика Степана

В)спас автора

-Давайте проверим тексты, которые у вас получились(Слайд 2)

Дома я читал рассказ Ю.Я. Яковлева  «Мой знакомый бегемот».

Главным героем произведения является вполне реальный бегемот, который спас дрессировщика Степана от рогов антилопы.

-Отложите листочки с заданиями в сторону. В конце урока я их соберу и после проверки проставлю оценки за домашнее задание.

 Этап  работы с информацией

3.Объявление темы и целей урока.(1-2 мин)

-Сегодня на уроке мы продолжим работу по произведению Ю.Я. Яковлева, сравним его с другим текстом, попробуем ответить на вопрос: что хотел сказать нам, читателям, автор, какие средства и приёмы он использовал. Как вы думаете, чему еще будем учиться на уроке?(анализировать произведение, находить ключевые слова, характеризующие героев, давать им  свою оценку, развивать свою речь)

4.Сообщение учеников о жизни, творческом пути и личности писателя.

(4 мин)

-Перед уроком звучала знакомая вам мелодия. Вы узнали её?( «Колыбельная медведицы из мультфильма про  медвежонка Умку.»)Музыку написал композитор Евгений Крылатов.  А знаете ли вы , кто написал слова? (Ю.Я. Яковлев)

Сообщения ребят.(Слайды 3, 4)

Юрий Яковлевич Яковлев (22 июня 1923, Ленинград — 29 декабря 1996, Санкт-Петербург) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

(из автобиографии). Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. "Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова.

Стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии"

 В прозе с 1960 г. (повесть «Станция Мальчики»), в кино с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член худ. совета студии «Союзмультфильм».

 Автор сценариев игровых и анимационных фильмов:

1962 «Мальчик с коньками»

1969 «Умка»

1970 «Умка ищет друга»

1972 «Зимородок»

1973 «Был настоящим трубачом»

1974 «Верный друг Санчо»

1975 «У меня есть лев»

1976 «Колыбельная для мужчин»

1977 «Девочка, хочешь сниматься в кино?»

1980 «Мы смерти смотрели в лицо»

1982 «Родился я в Сибири»

1982 «Семеро солдатиков»

1985 «Площадь Восстания»

(Слайд 5)

-Посмотрите на следующий слайд- здесь вы видите некоторые книги, написанные этим автором.

-Так о ком писал в своих произведениях Ю. Я. Яковлев?

Аналитический этап

5.Работа по теме урока.(4 мин)

-В своем раннем творчестве Ю. Яковлев проявил себя как поэт. А потом начал писать рассказы. Наверное, поэтому его прозу можно назвать поэтической.

 (Слайд 6)

-Как вы думаете, какова тема рассказа «Мой знакомый бегемот»?

(Любовь к животным)

-А кто является главным рассказчиком?(Взрослый человек, чуткий и внимательный, душевный и понимающий)

-Ребята, а вы сразу поверили рассказчику?

-Действительно, весь рассказ создан в удивительной атмосфере понимания автором человека и животного.

-Прочитайте описание фантастического облака в образе бегемота.

(Читает ученик)

-Описание необыкновенно точное. Но об этом ли бегемоте идёт речь дальше в рассказе? Докажите.

А)работа в парах:(4 мин)

-Давайте теперь немного поподробнее остановимся на описании реального бегемота. Вы сейчас поработаете в парах. Какие качества необходимы для такой работы?

(Слайд 7-«Правила сотрудничества» и Слайд 8-«Правила этикета)

-На каждом столе есть карточка с заданием. Нужно будет стрелкой, посоветовавшись с соседом по парте, соединить предмет описания с самим описанием.

Работа в парах

голова

Небо, опалённое зарёй

пасть

Огромный, до ушей

нёбо

Зубастая, необъятная, пышущая жаром

рот

Большая и тяжёлая, как колокол

Б)Проверка.(2 мин)

-Очень многое в рассказе складывается из деталей .Какие ещё детали описания реального бегемота вы можете добавить?

  • …уши маленькие, скрученные фунтиком- два розовых фунтика…
  • …розовый язык, розовая гортань…
  • ..кажется, из огромного зева вот-вот выкатится солнце. И жаркое дыхание-это его приближение…
  • ..глаза бегемота…в них не было ленивого безразличия увальня . Глаза были на чём-то сосредоточены. Может быть, бегемот вспоминал свой родной край, или думал о подруге, или у него что-то болело.

- Что в описании указывает на то, что автор старается показать бегемота необыкновенным?(цвет)

-Очеловеченным?(Вспоминает родной край, думает о подруге).

В)Случай из жизни бегемота.(4-5 мин)

-Какими считают бегемотов большинство людей?( увальнями, неповоротливыми)

-А какой интереснейший случай из жизни бегемота описывает автор?

(бегемот спас дрессировщика Степана)

-Как вы думаете, зачем автором был рассказан этот случай?(Чтобы читатель изменил своё мнение о бегемотах; чтобы поведать секрет глаз бегемота)

-Давайте обратимся к этому отрывку и перечитаем его.(Мне открылась…любовью к человеку)-с.34

-Можно ли после этих слов не любить героя произведения?

-Ребята, поднимите руку, чьи представления о бегемотах изменились после чтения рассказа? Как? Может, что-то еще изменилось в вашем представлении об этом мире? (Отношение  к полным, неуклюжим людям)

В какой мир мы возвращаемся в конце рассказа?(фантастический)

-Прочитайте последний абзац.

-Как много оттенков чувств в этом рассказе! Как бережно автор относится к своему герою, любит его, восхищается им и лишь  иногда иронизирует.

Г)Физкультминутка.

-А чтобы доказать , что никакие бегемоты не увальни, давайте потанцуем вместе с ними.(Слайд 9)(2 мин)

6.Анализ отличия художественного текста от нехудожественного

а)Чтение учителем статьи из энциклопедии для детей «Аванта+» «Бегемоты»  (3 мин)

-Можем ли сказать что-либо об отношении автора к объекту описания в статье энциклопедии? А у Яковлева?

-Давайте вспомним, а что такое описание?(Слайд 10)

-Сейчас вы будете выполнять задание в группах, но прежде давайте вспомним правила сотрудничества в группе(зачитываются детьми со слайда 11)

(Раздать группам листочки)

Б)Работа в группах.(Слайд 12) (4 мин)

-Разделимся на группы по 4 человека(по 2 парты).Ваша задача- определить,

с помощью каких изобразительных  средств выражена авторская позиция в первом тексте?(«Мой знакомый бегемот») и найти такие же средства во втором тексте(статья из энциклопедии «Бегемоты»). 

в)Проверка.(4 мин)

-В первом тексте есть сравнения, художественные описания, эпитеты.

-Давайте вспомним , что это такое.(Слайд 13)

-Во втором тексте- нет, но зато он точен, содержит детальное описание внешнего вида, веса, среды обитания животного и другие реальные признаки.

-В каком тексте раскрывается внутренний мир автора, его способность к фантазированию, воображению?

(Слайд 14)-На основании выделенных признаков первый текст будем называть художественным. Именно в нем автором создается особый мир отражения действительности, художественный образ. Второй текст -нехудожественный, научно-популярный, предназначенный для знакомства с физическими признаками животного.

Рефлексивный этап

7.Проверка усвоенного.(3-4 мин)

-Послушайте ещё один замечательный текст о бегемоте( теперь поэтический).

(подготовленный ученик читает стихотворение К. Ерёмина «Бегемот») 

Познакомьтесь, дети, я- Губастик!

Вы не бойтесь, ближе подходите,

И, во-первых, дорогие, здрасьте!

Во-вторых, чем вкусным угостите?

Я толстяк и с виду неуклюжий,

Мой наряд, как видите, неяркий.

Мне подходит больше климат южный,

А живу в сибирском зоопарке.

Что я зол, возможно, скажет кто-то.

Это же досадная ошибка,

Посмотрите, ведь у бегемота

Самая огромная улыбка.

Разве может злюка улыбаться?

У него ж от злости сводит губы.

Почешите мне за ушком, братцы,-

Бегемот ведь тоже ласки любит.

-Какой это текст- художественный или нехудожественный?

-По каким признакам его можно отнести к определенному виду текста?(художественный образ добродушного бегемота, умеющего улыбаться. Поэт создал образ Губастика , очень симпатичного самому автору. Его искреннее, любовное отношение к бегемоту передается и читателю)

9.Д.з.-По выбору: научиться выразительно читать отрывок из  рассказа Ю.Я. Яковлева «Мой знакомый бегемот» (описание реального бегемота, с.29-30) или написать ответ на вопрос :«Изменилось ли твоё отношение к бегемотам после прочтения рассказа Ю.Я. Яковлева «Мой знакомый бегемот?» (1-2 мин)

8.Итог урока.(1-2мин)

-У нас в классе всегда присутствует наша картина дерево дружбы и  солнышко. Зеленое красивое дерево дружбы хорошо растет ,зеленеет и ему светит солнышко. Солнце-это свет. Свет ваших сердец, добрых, настоящих, искренних. И я желаю вам, дорогие мои, чтобы вы смело шли в этот изменчивый мир, чтобы видели в нем интересные детали  и умели различать под порой не очень привлекательной внешностью богатый внутренний мир, доброту.

-В начале урока мы друг другу пожелали хорошего настроения и новых впечатлений. У нас получилось!?

Благодарю вас за эмоции и за те слова, которые вы дарили сегодня на уроке.(Отмечаю активно работающих детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

Урок литературного чтения 2 класс (по программе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова)

Тема урока: Слово в русской народной сказке. Бытовая сказка "Мужик и медведь"....

Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс)

Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс) ...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс. Система Д.Б..Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс. Система Д.Б..Эльконина-В.В.Давыдова....

Урок литературного чтения, 1 класс. УМК "Система Л,В.Занкова"

Урок обучения грамоте по теме "Путешествие по сказке "Колобок". Чтение слов и предложений с изученными буквами"....

Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс, автор курса Е. И. Матвеева (система Эльконина-Давыдова)

Программа разработана в соответствии ФГОС и примерной авторской программой "Литературное чтение" Е. И. Матвеевой 3 класс...

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?

Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....