Главные вкладки

    Тексты для проверки техники чтения 1-4 классы.
    методическая разработка по чтению

    Соловьева Наталья Васильевна

    Примерные тексты для проверки техники чтения для учеников начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon primernye_teksty_dlya_proverki_tehniki_chteniya.doc126.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

    1-й класс (4 четверть)

    Встреча

        ...Взяли мы по корзине – я большую, а Никита маленькую – и отправились в лес. И Томка с нами побежал...
    И вдруг совсем близко от нас кто-то громко захлопал крыльями. Посмотрели мы за куст, а там ходит удивительная курочка, ходит и на нас глядит. Пёстренькая такая, мохнатые лапки, а на голове чёрный хохол.
    – Кто это? – спрашивает Никита.
    – Тише, тише, – говорю я ему, – не пугай, это рябчиха.

    (64 слова)        

    (Е.Чарушин)

    Вопросы и задания

    1. Куда отправились Никита с отцом?
    2. Что их насторожило?
    3. Какая это была птичка? Вспомни и расскажи.
    4. Почему текст назвали "Встреча"?
    5. А можно было бы подобрать другой заголовок? Скажи какой.

    2-й класс (4 четверть)

    Муму

             Дело было к вечеру. Герасим шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровати, прикрыл его, сбегал сперва в конюшню за соломкой, потом в кухню за чашечкой молока. Разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у неё прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого, она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась... (134 слова)

    (И.Тургенев)

    Вопросы и  задания

    1. Кого Герасим нашёл в тине у самого берега?
    2. Как он отнёсся к маленькой собачонке?
    3. "Несчастная собачонка" – каким ещё выражением можно заменить эти слова?
    4. Какое незнакомое слово встретилось тебе в тексте? Прочитай предложение с этим словом. Объясни значение слова.

    Век живи – век учись (4 четверть) 

    (югославская сказка)

         Давно, ой как давно, жил на свете Старец. Много он знал, а ещё больше видал на своём веку. Как-то зимним вечером сидел старый Старец у огня и размышлял. Вдруг в дверь постучали. Пришла к нему маленькая Девочка.
    – Дедушка, – сказала она, – у нас очаг погас. Пожалуйста, дайте мне три уголька.
    Поразмышлял немного старый Старец и говорит:
    – Дам я тебе, маленькая Девочка, три уголька. Только в чём ты их понесёшь?
    – На ладошке, дедушка, – отвечает маленькая Девочка.
    Засмеялся старый Старец.
    – Ты же, глупая, ладошку обожжёшь!
    – Не бойтесь, дедушка, не обожгу, – успокоила его маленькая Девочка.
    Подошла она к очагу. Зачерпнула горстку остывшего пепла. Насыпала его на ладошку. A уже на толстый слой пепла положила угольки. Поблагодарила и ушла.
    А старый Старец ещё долго-долго размышлял. Потом поднял вверх указательный палец и сказал сам себе:
    – Век живи – век учись!
    И у маленькой Девочки можно чему-нибудь научиться.
    (139 слов)

    Вопросы и задания

    1. С какой просьбой обратилась Девочка к мудрому Старцу?
    2. Чем она удивила мудреца?
    3. Какие слова старого человека выразили основную мысль произведения?

    3 класс (4 четверть)

    Разговор деревьев

         Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.
    Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
    Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими черно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
      Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.
       Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.                                              
     (127 слов)

    (М.Пришвин)

    Вопросы и  задания

    1. Какое настроение появилось у тебя после прочтения рассказа М.Пришвина?
      2. "Разговор деревьев" – это тема или основная мысль произведения?
      3. Перескажи этот рассказ от имени берёзки, которая стоит поодаль от остальных деревьев.
      4. Прочитай и измени последнее предложение так, как его "скажет" берёзка. Можно добавить свои слова.

     

    Сумка почтальона (4 четверть)

         Коля был добрый, но очень рассеянный мальчик. Он написал очень миленькое письмо к своей бабушке в Петербург: поздравлял её со светлым праздником, описывал свою деревенскую жизнь, чему учится, как проводит время, – словом, письмо было очень, очень миленькое; но только Коля вместо письма вложил в пакет пол-листа чистой бумаги, а письмо осталось лежать в книге, куда Коля его сунул. Пакет запечатан, адрес написан, почтовая марка приложена – пустой пол-листа бумаги отправился в Петербург поздравлять бабушку с праздником.
        Вёрст пятьсот проскакал Колин пакет, точно торопясь за каким-нибудь важным делом. Вот он и в Петербурге, а через несколько минут и в сумке почтальона, который бежит по улицам, звонит у подъездов и раздаёт письма по адресам.
        Он равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы. Дошла, наконец, очередь и до Колиного письма: почтальон отдал его дворнику, дворник – горничной, горничная – старой бабушке, которая сидела у окошка и, смотря в четыре глаза, вязала чулки. Бабушка распечатала пакет, вынула пустой лист и смотрела на него с удивлением, не понимая, кто это так глупо подшутил над нею.                    
    (202 слова)

    (К.Ушинский)

    Вопросы и   задания

    1. Почему бабушка получила пустой лист?
    2. Какой путь проделал Колин пакет до бабушки?
    3. Найди предложение, в котором говорится, каким человеком был Коля. Объясни значение слова "рассеянный".

    Оле-Лукойе (4 четверть)

        Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лукойе.
        Где бывает Оле-Лукойе днём, этого никто не знает, а вот по вечерам он приходит к ребятам. Оле тихонечко открывает дверь и незаметно проскальзывает в комнату. Ходит он бесшумно – в одних чулках, так что шагов его невозможно услышать. На нём надеты шапочка и балахончик. Какого цвета? А неизвестно, потому что они отливают всеми цветами радуги – то жёлтым, то красным, то лиловым.
        Оле на цыпочках подходит к детским кроваткам, брызжет детям в глаза сладким молоком и осторожно дует в затылок. Вы думаете, им больно? Да нисколько, они даже не замечают этого. Просто веки у них начинают слипаться, голова сама собой клонится к подушке, и они засыпают. А как только дети уснут, Оле садится к ним на кровать, на самый краешек, и раскрывает зонтик.
    Надо вам сказать, что Оле приносит с собой два зонтика. Один зонтик – пёстрый, нарядный, с интересными картинками. Его Оле раскрывает над послушными ребятишками, и им всю ночь снятся волшебные сказки.
       А другой зонт – обычный, из чёрной зонтичной материи. Его Оле раскрывает над капризулями, плаксами и жадинами. И они всю ночь спят, как чурбаны, и ровно ничего интересного не видят во сне.
       Жил на свете хороший мальчик Яльмар. И знаете, что? Оле ходил к нему целую неделю и рассказывал сказки – одна интереснее другой.
    Вот послушайте-ка!

    (218 слов)

    (Х.К. Андерсен) Вопросы и задания

    1. Прочитай, как выглядел Оле-Лукойе.
    2. Расскажи, какие зонтики он носил с собой. Почему?
    3. Объясни значение выражений: "спит сладким сном", "спит мёртвым сном". Когда так говорят?

    4 класс (4 четверть)

    Весна

         Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. С каждым днём прибывало птиц в саду. ЗабеRгали между стволами чёрные дрозды – ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зелёная, с жёлтой, как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медовым голосом.
        Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, – пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел дятел; садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
        И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословиRла всех, кто жил в саду, начиная от червяков.
    – Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу, ни при чём, ку-ку...
        Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, – все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.

    (193 слова) (А.Н. Толстой)          

    Вопросы и задания

    1. Расскажи, какую природу увидел писатель весной.
    2. Какие сравнения он использовал для описания птиц?
    3. Прочитай, как все окружающие слушали кукушку.
    4. Какое чувство ты испытал, читая текст А.Н. Толстого?

    Счастливый мальчик   (иранская сказка) (4 четверть)

          Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу.
    А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
    – Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы.
    Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
    – Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
    Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море.
    В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.
    Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех соседей.
    Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: "Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!"
    Опостылела мальчику такая жизнь.
    Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю.
    На берегу мальчик громко крикнул:
    – Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!
    Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала:
    – Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза – и ты будешь счастлив, как прежде.
    С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три раза, и от дворца не осталось и следа.
    Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.    
    (371 слово)

    Волшебный барабан (4 четверть)

           Шёл однажды с войны барабанщик. Был он очень беден. Всё-то его богатство составлял барабан. Но настроение у солдата было прекрасное – ведь он возвращался домой, где не был долгие годы. И потому далеко вокруг разносился весёлый грохот его барабана: "Трам-тара-там! Трам-там-там!"
    Шёл он, шёл и вдруг встретил старушку.
    – А, славный солдатушка! Не найдётся ли у тебя случаем хоть одного сольдо?
    – Я охотно дал бы тебе и два, бабуля, и даже дюжину, если б были. Но у меня и вправду нет ни одного сольдо.
    – Ой, так ли уж?
    – Ещё утром я обшарил свои карманы, но ничего не нашёл.
    – А ты посмотри ещё разок, поищи как следует.
    – В карманах? Что ж, посмотрю, раз тебе так хочется. Но уверен... Ой, а это что такое?
    – Сольдо! Видишь, выходит, есть?
    – Клянусь тебе, я и не знал об этом! Вот красота! Держи, бабуля, мне не жалко. Тебе оно, должно быть, нужнее.
    – Спасибо, солдат! – поблагодарила старушка. – А я взамен тоже дам тебе кое-что.
    – Да? Но мне ничего не надо.
    – Подарю тебе маленькое волшебство. Слушай внимательно. Всякий раз, как зазвучит твой барабан, все вокруг будут пускаться в пляс.
    – Какое забавное волшебство! Спасибо, бабуля.
    – Подожди, это ещё не всё. Затанцуют люди и не смогут остановиться, пока не перестанешь играть на своём барабане.
    – Вот здорово! Не знаю ещё, что стану делать с таким подарком, но, наверное, пригодится.
    – Ещё как!
    – Прощай, бабуля!
    И барабанщик снова двинулся в путь – домой. Шёл он, шёл... Вдруг из леса выскочили трое разбойников.
    – Кошелёк или жизнь?
    – Ох, да ради бога! Берите ещё и сумку. Только и в ней пусто.
    Разбойники искали, искали, искали и, разумеется, не нашли даже гроша ломаного.
    – Да ты и в самом деле нищий! – рассердился главарь разбойников. – Ну ладно, заберём у тебя барабан, хоть повеселимся иногда – и то хорошо.
    – Берите, – вздохнул солдат, – жаль, конечно, расставаться со старым другом, столько лет дружили. Но раз уж он так вам нужен...
    – Нужен!
    – Дайте только мне сыграть на нём напоследок, а потом забирайте. А заодно я покажу вам, как надо играть. Идёт?
    – Ладно, так уж и быть, играй.
    – Вот хорошо! – обрадовался барабанщик. – Я поиграю: "Трам-та-ра-там-там! Трам-там-там!" А вы потанцуйте!
    И надо было видеть, как затанцевали эти негодяи! Словно медведи на ярмарке.
    Поначалу им нравилось, они смеялись и шутили:
    – Давай, давай, барабанщик! А ну-ка, вальс!
    – А теперь польку!
    – Мазурку!
      Но вот они устали, задыхаются. Хотят остановиться, да не могут! Выбились из сил, ноги не держат, голова кружится, а волшебный барабан всё заставляет их плясать.
    Повернулся солдат и пошёл своей дорогой. И когда он начинал играть на барабане, танцевали зайцы в своих норках, белки на деревьях и проснувшиеся среди бела дня совы...
    Так и шёл дальше славный барабанщик, возвращаясь домой.

    (412 слов)                                                                                                                          (Дж. Родари)   Вопросы и задания

    1. Прочитай и выдели в сказке зачин и концовку.
    2. Опиши поведение солдата во время встречи со старушкой и с разбойниками. Почувствовал ли ты разницу? Какую?
    3. Какую сказку напоминает тебе эта сказка Дж. Родари?

    1 класс (3 четверть)

    Медвежата

    Медвежата родились в берлоге в январе. А первый раз вылезли из берлоги в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу ещё не было ягод.
    Наступит лето. Черника поспеет и малина. Мама-медведица накормит медвежат ягодами, сладким мёдом.
    (37 слов)

    (По Г.Снегирёву)

    Вопросы м задания

    1. Когда у медведицы появляются медвежата?
      2. Когда впервые они видят солнышко?
      3. Чем любят лакомиться медведи? Прочти это предложение

    1 класс (3 четверть)

    Жаба

    Говорит Филин Жабе:
    – Жалобы на тебя, Жаба! Скользкая ты, ядовитая.


    Обиделась Жаба:
    – Конечно, ядовитая, если меня зубами схватить. Или языком лизнуть. Ты, Филин, станешь меня языком лизать?
    – Что ты! – охнул Филин. – Пусть лучше Сорока.
    – Ни за что! – задохнулась Сорока.
    А Жаба урчит:
    – Не трогайте меня руками – вреда не будет.
    (50 слов)

    (По Н.Сладкову)

    Вопросы м задания

    1. В чём обвинял Филин Жабу?
    2. Как ты понимаешь слово "ядовитая"?
    3. Как защищалась Жаба? Найди и прочти эти слова.
    4. Знаешь ли ты, какую пользу приносит Жаба? Если сможешь, расскажи.

    2 класс (3 четверть)

    Садовник и сыновья

         Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал: "Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано".
    Дети подумали, что там клад, и, когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плоRда родиться много больше.

    (62 слова)

    (Л.Толстой)

    Вопросы м задания

    1. О ком ты прочитал в рассказе Л.Толстого? Кто такой садовник?
    2. Как мудро поступил старый садовник, чтобы приучить своих детей к полезному ремеслу?
    3. Вспомни, какой ещё рассказ Л.Толстого учит детей жить в семье в дружбе и согласии?

    2 класс (3 четверть)

    Большое счастье

    Однажды два мальчика решили слепить снеговика. Скатали комки, вместо носа сунули картошку, а на голову надели горшок. Снеговик получился таким смешным, что над ним стали все смеяться. Когда наступила ночь, он решил уйти в лес, но в лесу над ним тоже все смеялись.
    "Пойду я на детскую площадку, – подумал он. – Может быть, там кому-нибудь приглянусь". Наутро снеговик пришёл к самым маленьким детям. Но и они стали над ним смеяться. От огорченья у снеговика появились слёзы.
    Маленькая Маша подошла к снеговику и увидела слёзы. Она побежала домой, взяла самое красивое своё ведёрко и самую красную морковку. Платочком утёрла она снеговику слёзы, сделала ему красивый нос и шляпу.
    Снеговик стал самым счастливым снеговиком в мире!

    (113 слов)

    Вопросы и задания:

    1. Как ты читал самое начало рассказа? Настороженно? Весело? Удивлённо? Почему так?
    2. Как чувствовал себя снеговик после своего рождения?
    3. Почему он пошёл к самым маленьким детям? На что он надеялся?
    4. Оправдались ли его надежды? Расскажи, что произошло с ним.
    5. Какое чувство возникло у тебя после прочтения этого текста?
    6. Определи жанр этого произведения:

    2 класс (3 четверть)

    Спор животных

    Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
    – Конечно, меня, – говорит лошадь, – я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит; пропал бы он без меня совсем.
    – Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова, – я всю его семью молоком кормлю.
    – Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
    Послушал хозяин этот спор и говорит: "Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте".

    (К.Д.Ушинский)
    (
    81 слово)

    Вопросы и задания:

    1. О чём спорили лошадь, собака и корова?
    2. Какую пользу приносят человеку все эти животные? Расскажи.
    3. Что хозяин ответил животным? Найди в тексте эти слова и прочти их.
    4. Объясни значение выражения "спорить по-пустому".

    2 класс (3 четверть)

    Волчишко

            Жил в лесу волчишко с матерью.  Вот как-то раз ушла мать на охоту. А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил. Долго не шевелился мешок. Потом за-ба-рах-тал-ся в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел – испугался: человек сидит, на него смотрит. В другую сторону посмотрел – чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит...  Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно, да не влезть – лежит пустой мешок, как тряпка. Забился волчишко под кресло и стал там жить дрожать. Утром ушёл человек. Вылез из-под кресла волчишко, а дверь-то открыта! Из двери на лестницу, в огород, в лес... А в лесу мать-волчиха. Обнюхались, обрадовались и в лес побежали.

    (121 слово)

    (По Е.Чарушину)

    Вопросы и задания.

    1. Почему волчишко боялся человека?
    2. Почему он испугался кота и собаку, ведь они его не трогали?
    3. Какое место досталось волчишке для житья? Найди слова, которые подтверждают, что житьё его у человека было несладким?
    4. Расскажи, как повезло волчишке.
    5. Какое место в рассказе тебе понравилось? Объясни почему.

    3 класс (3 четверть)

    ЛОСЁНОК

        Я потихоньку выглянул и вижу: это кто-то большеголовый, на длинных ногах, ростом с жеребёнка.
    Пригляделся и узнал: это лосёнок.
    А лосёнок наклонился над колодой с горькой водой и пьёт, причмокивает, потом взял в губы кусок горькой осиновой коры и стал жевать.
    Эх, вот бы мне его поймать!
      Я выглянул и стал причмокивать губами, звать его.
    Насторожил тут уши лосёнок. Посмотрел, да как прыгнет в туман. Только дыра в тумане осталась, заплывает.
    Но я всё-таки этого лосёнка поймал на осиновую кору, на корыто с осиновым настоем.
        Очень славный был этот лосёнок. Горбоносый, длинноногий, мягкий. Наверно, сиротка.
      Лосёнок научился, есть хлеб, и кашу ел, и картошку. А посолишь посолонее – и ест лосёнок пожаднее.
    Вот так мы и жили. Но однажды я выпустил лосёнка из стойла. И что бы вы думали? Лосёнок ко мне сам залез в шалаш. Вот какой стал ручной да ласковый.
      Так прошло лето. А к осени лосёнок ушёл. Видно, в лесу увидел своих.                    

                                                                     (154 слова)

    (Е.Чарушин)

    Вопросы и  задания

    1. Чем лосёнок так приглянулся человеку? Найди и прочти эти слова в тексте.
    2. Как охотник приручал маленького лосёнка?
    3. Почему ласковый и ручной лосёнок всё-таки ушёл в лес?

    3 класс (3 четверть)

    Воробей

    Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, словно зачуяв перед собою дичь.
    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
    Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
    Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
    Я успел отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
    Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её любовным порывом.
    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь.
    (194 слова)

    (И.Тургенев) Вопросы м задания

    1. Расскажи о встрече охотничьей собаки и маленького воробья. Как чувствовали себя оба персонажа?
    2. Кто наблюдал за их встречей? Найди и прочитай эти места в тексте.
    3. Используя текст, расскажи об отважном старом воробье. Какие чувства он испытывал при спасении своего птенца?

    4 класс (3 четверть)

    На лунной дорожке

         Хорошо плыть ночью по лунной дорожке! Справа и слева от тебя чёрная стена, а впереди дорожка золотая – прямо на луну.
    Плывёшь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота.
    Если голову окунуть и посмотреть под воду, то и на дне увидишь светлую тропинку, неясные тени движутся по ней.
          Я плыл и вглядывался в диковинный, извилистый след. В конце следа я увидел большую чёрную раковину. Створки у раковины приоткрыты.
    Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрывает створки, туда проникает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг. Жемчужина похожа на капельку ртути или воздуха: вся она светится и переливается. Это так и не так.
           Действительно, что-то проникает в раковину, и действительно вокруг этого "чего-то" нарастает жемчужина. Но только это не капля лунного света, а... простая песчинка. Ловцы жемчуга говорят, что одна жемчужина приходится на целую тысячу раковин.
    Но мне повезло. Я проверил и сразу же нашёл жемчужину.

     (151 слово)

    (Н.Сладков)             Вопросы и  задания

    1. Расскажи, что можно увидеть под водой в свете лунной дорожки.
    2. Какую раковину называют жемчужницей?
    3. Как рыбаки объясняют происхождение (появление) жемчуга? А как это происходит на самом деле?
    4. Подчеркни в тексте словосочетания, которые украсили текст.

    4 класс (3 четверть)

    Мангуста

    Я очень хотел, чтобы у меня была настоящая живая мангуста. Своя собственная. И я решил: когда наш пароход придёт на остров Цейлон, я куплю себе мангусту и отдам все деньги, сколько они спросят.
    И вот наш пароход у острова Цейлон. Я хотел скорей бежать на берег. И вдруг к нам на пароход приходит чёрный человек и все товарищи обступили его, толпятся, смеются, шумят. И кто-то крикнул: "Мангуста!" Я бросился, всех растолкал и купил клетку с двумя серыми зверьками.
    Я совсем запыхался от радости, что забыл спросить человека, чем кормить мангуст, ручные они или дикие.
    Мне скорей захотелось взять их на руки, погладить эту, что кусает для шутки. И только я приоткрыл клетку, эта самая мангуста – юрк! – и уже побежала по каюте. Я хотел её поймать, нагнулся, и вмиг мангуста мимо моей руки и уже в рукаве. Я поднял руку – и готово, мангуста уж за пазухой. Быстро-быстро она кусает меня, но не больно. Это она так играет.
    Вот выглянула из-за пазухи, крикнула весело и снова спряталась. Лапки у неё цепкие, с коготками. И вот слышу – она уже под мышкой, пробирается в другой рукав и выскочила на волю, смотрит на меня весёлыми глазками. Глазки у них чёрные и блестящие.


    Я выпросил у повара мяса, накупил бананов, притащил хлеба, блюдце молока. Сам залез на койку и стал глядеть. Из клетки выскочила дикая мангуста, за ней ручная, и они вместе бросились на мясо. Потом ручная ухватила банан и потащила его в угол. Дикая – прыг! – и уже рядом с ней. Скоро мангусты вернулись. Они облизывали мордочки, а от банана остались на полу шкурки, как тряпочки.
    (261 слово)

    (Б.Житков)  Вопросы м задания


    3. О чём беспокоился новый хозяин мангустов и как он вышел из этого положения?
    4. Раздели текст на логически законченные части, озаглавь их. Запиши план.

    4 класс (3 четверть)

    Тема и Жучка

    Тёма подбежал к отверстию старого заброшенного колодца, вполголоса позвал:
    – Жучка! Жучка!
    Тёма замер в ожидании ответа.
    Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал.
    Но вот откуда-то издалека, снизу, донёсся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось и у него каким-то воплем вырвался новый громкий оклик:
    – Жучка, Жучка!
    На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала.
    Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала.
    – Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! – кричал он ей.
    Прежде всего он решил выяснить положение дела. Он почувствовал себя бодрым и напряжённым, как всегда.
    Болезнь куда-то исчезла. Привязать фонарь, зажечь его и опустить в яму было делом одной минуты.
    Тёма, наклонившись, стал вглядываться, фонарь тускло освещал потемневший скользкий сруб колодца и наконец осветил дно.
    Каким-то ужасом смерти пахнуло на него. С замиранием сердца заметил в углу чёрную шевелящуюся точку и едва узнал в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, весёлую Жучку. У Тёмы удвоилась энергия. Он быстро вытащил фонарь назад и радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом. При помощи вожжей фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. Жучка сделала попытку схватиться за приспособление, но петля бесполезно соскочила, а Жучка свалилась в грязь.
    Она стала барахтаться и искать оставленный ею выступ.
    Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучка может погибнуть, заставляет Тёму решиться на следующий шаг – самому спуститься в колодец...
    (251 слово)

    (И.Гарин-Михайловский)

    Вопросы и  задания

    1. Просмотри начало текста и выпиши предложение, которым заканчивается первая часть отрывка.
    Озаглавь первую часть отрывка.
    2. Расскажи, какие препятствия преодолевал Тёма, спасая Жучку?
    3. Попробуй рассказать, какие чувства испытывал Тёма при спасении своего друга?

    1 класс (2 четверть)

    Котёнок

           Грустно Веронике. Пропал любимый котёнок.
    Папа подарил ей смешного пу-шис-то-го котёнка. Вероника назвала его Пушок. Он был весь серый. Розовый носик всегда был в молоке. А ещё ему нравился клубок ниток. "Где клубок?" – ворчала бабушка.
    А теперь друг пропал!
        Однажды вечером Вероника открыла дверь. На пороге сидел мокрый и голодный Пушок. Беглец вернулся!

    (53 слова)

    Вопросы и задания:

    1. Какой подарок сделал папа дочке?
    2. Расскажи, какой был котёнок.
    3. Прочти только те предложения, в которых говорится о пропаже любимого котёнка и его появлении.
    4. Как в тексте называли котёнка?

    2 класс (2 четверть)

    Спор животных

              Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
    – Конечно, меня, – говорит лошадь, – я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит; пропал бы он без меня совсем.
    – Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова, – я всю его семью молоком кормлю.
    – Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
           Послушал хозяин этот спор и говорит: "Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте".

    (К.Д.Ушинский)
    (
    81 слово)

    Вопросы и задания:

    1. О чём спорили лошадь, собака и корова?
    2. Какую пользу приносят человеку все эти животные? Расскажи.
    3. Что хозяин ответил животным? Найди в тексте эти слова и прочти их.
    4. Объясни значение выражения "спорить по-пустому".

    2 класс (2 четверть)

    Кот Тимофей

    Как-то на даче подошёл к нам соседский Славка. И говорит:
    – Мой кот Тимофей за рыбой нырял.
    Мы с усмешкой взглянули на Славку. К его выдумкам все уже привыкли.
    – Не верите? – загорячился Славка. – Айда на реку!
    – Сто раз тебе говорили – не завирай.
    – Ладно, не верите, значит. А он нырял там, где тростник. Вообще он у меня всё ест. Вчера ел грибной суп и рисовую кашу с вареньем. Не верите? Пошли – сами увидите.
    Я не выдержал.
    – Идём, – говорю.
    И мы отправились к Славке. Кот увидел нас и скрылся.
    …На днях снова пришёл Славка и выпалил:
    – Мой кот стащил и умял целый банан. Сенсация!
    Все рассмеялись. Только папа серьёзно спросил:
    – С кожурой?

    (О. Тихомиров)
    (
    108 слов)  Вопросы и задания:

    1. Каким ты представляешь себе Славку? Опиши его.
    2. Зачем Славка пригласил к себе домой своих друзей? Что он решил им доказать?
    3. О чём он сообщил друзьям на второй день? Почему он это делал?
    4. Как ты думаешь, почему папа задал Славке вопрос: "С кожурой?"
    5. Как дети относились к выдумкам Славки? Нравилось ли им это?
    6. Что бы ты посоветовал Славке?

    2 класс (2 четверть)

    Большое счастье

              Однажды два мальчика решили слепить снеговика. Скатали комки, вместо носа сунули картошку, а на голову надели горшок. Снеговик получился таким смешным, что над ним стали все смеяться. Когда наступила ночь, он решил уйти в лес, но в лесу над ним тоже все смеялись.
         "Пойду я на детскую площадку, – подумал он. – Может быть, там кому-нибудь приглянусь". Наутро снеговик пришёл к самым маленьким детям. Но и они стали над ним смеяться. От огорченья у снеговика появились слёзы.
        Маленькая Маша подошла к снеговику и увидела слёзы. Она побежала домой, взяла самое красивое своё ведёрко и самую красную морковку. Платочком утёрла она снеговику слёзы, сделала ему красивый нос и шляпу.
        Снеговик стал самым счастливым снеговиком в мире!

    (113 слов)

    Вопросы и задания:

    1. Как ты читал самое начало рассказа? Настороженно? Весело? Удивлённо? Почему так?
    2. Как чувствовал себя снеговик после своего рождения?
    3. Почему он пошёл к самым маленьким детям? На что он надеялся?
    4. Оправдались ли его надежды? Расскажи, что произошло с ним.
    5. Какое чувство возникло у тебя после прочтения этого текста?
    6. Определи жанр этого произведения:

    Это рассказ. Это сказка. Подчеркни нужное.

    3 класс (2 четверть)

    Пустые страхи

             Шёл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади.
    Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся.
    Сова закричала.
    – Это сова меня держит! – Было дело, сунул лапу в дупло – дом совы сломал.
        Думает Мишка, как прощенья просить, – волк завыл.
    – Волк меня держит!
        Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.
    "Что волку-то сказать?" – думает Мишка и чует – по спине кто-то бегает, по лапам, по животу.
    – Пауки! – ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, – ужас!
         Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.
       Мишка-то как подскочит, как рванётся – и свободен. За сучок шёрсткой зацепился.

    (В. Бахревский)
    (
    107 слов)

    Вопросы и задания:

    1. Что мерещилось Мишке в ночном лесу?
    2. Почему он так боялся совы, волка, пауков?
    3. Кто "спас медведя" и "помог" ему выбраться из леса?
    4. Объясни, почему автор назвал текст "Пустые страхи".

    3 класс (2 четверть)

    Розовое озеро

            Когда наш самолёт пролетал над границей Уганды и Танзании, я увидел, что под крылом лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, розовое озеро.
    – Смотрите, смотрите, – сказал я соседу, – розовая вода!
    – Не может быть. – Он пожал плечами и потянулся к окну.
        И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, поднялось в воздух и рассыпалось вихрем розовых искр. Тысячи птиц – розовые фламинго. Они до того стояли в воде – испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко!
        А впрочем, ничего. Улетит самолёт, успокоятся птицы, вернётся стая, и снова замерцает, закипит бледно-красное замечательное озеро.

    (С. Сахарнов)
    (
    95 слов)

    Вопросы и задания:

    1. Какое удивительное зрелище наблюдали пассажиры самолёта?
      2. Приходилось ли тебе видеть розовых фламинго? Расскажи, какие это птицы.
      3. Прочитай отрывок, как розовое озеро превратилось в серое.

    3 класс (2 четверть)

    Дядюшка Ау
    История вторая "Господин Ау и больное дерево".

             Утром дядюшка Ау проснулся бодрым.
    Он посмотрел в окошко. Жёлтый лист пролетел мимо окна. Господин Ау вздрогнул.
       "Что? Яблоня, должно быть, болеет. Каждую осень это дерево теряет листья. Я должен помочь ему".
       Он разыскал в ящиках пластырь, иголку, нитку, ножницы, дедушкино лекарство от кашля и от облысения и вышел на улицу.
    На улице было удивительно светло. Жёлтый лист зацепился за шип розы. Под яблоней лежали и другие жёлтые, красные листья.
    Дядюшка Ау принёс лестницу и осторожно взобрался на неё. Он приклеивал листья пластырем, пришивал их к веткам, приматывал нитками и красил в зелёный цвет. Потом он вылил все лекарства на корни дерева и вернулся домой.
    "Молодец я!" – хвалил себя дядюшка.
        Он даже написал плакат на листе бумаги: "ДЕРЕВУ БЫТЬ ЗЕЛЁНЫМ!" – и ходил с этим плакатом вокруг яблони, пока не стемнело.
       К вечеру он настолько устал, что лёг спать. Он лежал и мечтал: "Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут зимние яблоки".
    Он был доволен собою, господин Ау!

    (Х.Мякеля, Э.Успенский)
    (160 слов)     Вопросы и задания:

    1. Как ты думаешь, кто такой господин Ау, или дядюшка Ау? Опиши его.
    2. Что показалось тебе забавным в его поведении?
    3. Найди и прочитай лозунг дядюшки Ау. Какое благородное чувство он вложил в свой лозунг?
    4. Какую закономерность в природе пытался доказать этот сказочный герой? Чем закончится его идея?
    5. Советуем тебе прочитать эту интересную книгу.

    4 класс (2 четверть)

    Енот-полоскун

            Енота ещё называют енотовидной собакой. Он и вправду похож на собачку с короткими ногами, длинным и пушистым мехом. Енот хорошо лазает по деревьям. Он живёт в дуплах деревьев и норах, которые не любит рыть сам. Часто он забирается в старые барсучьи и лисьи норы. Своё жильё енот выбирает поближе к ручью или речке под кучей хвороста. Днём он спит, но, как только стемнеет, вылезает из норы и бродит по лесу в поисках пищи. Енот любит ягоды, орехи, желуди. Попадётся еноту птичье гнездо – он яйца съест, поймает кузнечика – тоже съест. На болоте он ловит лягушек. Но чаще всего его можно встретить на мелководье ручья или речки. Там он ловит раков, рыбу. Перед тем как съесть рыбу, енот долго полощет её в воде. Вот и прозвали его полоскуном.
    Зимой в сильный мороз енот спит в своей норе или дупле дерева. Как потеплеет, просыпается и выходит на охоту. Енот бегает плохо, собаки и даже охотники на лыжах легко догоняют его. Енот хотя и небольшой зверь, да взять его не просто. Лиса знает острые зубы его, длинные когти и не нападает на енота. Только для волков и рыси енот – желанная добыча.

    (Г. Снегирев)
    (
    187 слов)

    Вопросы и задания:

    1. Расскажи, что собой представляет енотовидная собака.
    2. Почему енота называют "полоскун"?
    3. Чьи норы любит занимать енот? Почему?
    4. Кого ему следует опасаться в лесу? Прочитай это место в тексте.
    5. Попробуй заменить выражение "желанная добыча" синонимом.

    4 класс (2 четверть)

    Птица-зима

          На вершине высокой Ледяной Горы, посреди Северного полюса, живет Птица-Зима. Один раз в год поднимается она со своего гнезда и летит над полями и лесами в дальние страны.
       Мерно взмахивает Птица своими огромными белыми крыльями, поднимая бураны и метели.
       Спешит Зима. Только раз в год разрешается ей хозяйничать на Земле. Только раз в год, на долгие три месяца, прилетает она в наши края.
       Торопится белоснежная птица, и пух из её широких крыльев всё летит и летит на Землю, засыпая холмы за рекой, дома и деревья.
    Но, смотри, что это за свёрток несёт в своём клюве волшебная Птица-Зима? Из далёких краёв вечной мерзлоты бережно несет она этот сверток. В нём, завёрнутый в белые пуховые пелёнки, сладко спит розовый младенец – Новый год.
           Каждый год в одно и то же время опускается Птица-Зима на площадь Старого города. На главной башне уже бьют старинные часы. А малыши и взрослые стоят, затаив дыхание в ожидании чуда. С последним двенадцатым ударом волшебных часов из таинственного свертка вдруг выскакивает задорный малыш – Новый год.
         Дети с весёлыми криками бегут ему навстречу. А малыш, смеясь, водит с ними хороводы и зовёт Дедушку Мороза, который обязательно принесёт ребятам долгожданные подарки.
         Как мы рады тебе, Новый год!

    (М. Кондратенко)
    (
    198 слов)        Вопросы и задания:

    1. Просмотри текст и выдели слова, которые требуют пояснений? Разъясни их смысл.
    2. Кратко перескажи этот текст.
    3. Выдели части текста. Придумай заголовки к каждой из них.

    4 класс (2 четверть)

    Земляника под снегом

                                                   (Японская сказка)

              Давным-давно это случилось. Жила в одной деревне вдова. И было у неё две дочери: Тие – неродная дочь, а младшая, Хана, – родная.
         Родная дочь в нарядных платьях ходила, а падчерица – в лохмотьях. На долю родной дочери доставались ласка да баловство, а на долю падчерицы – колотушки да чёрная работа. Падчерица и воду носила, и стирала, и обед варила, и ткала, и пряла, и весь дом обшивала.
             А родная дочь была ленивица. Не любила она трудиться, а любила лакомиться всласть.
             Пришла холодная зима. Вот дочка и говорит: "Ох, как мне жарко, хочется холодненькой земляники!"
          Позвала мачеха падчерицу и приказала ей :
    "Эй, ты, лентяйка, живо иди в лес и набери целую корзинку земляники. А не наберешь, домой не возвращайся".
    "Матушка, разве растёт земляника в середине зимы?" – говорит падчерица.
             Но мачеха вытолкнула её за порог и закрыла дверь. Постояла девочка и пошла в горы.
             В горах тихо. Снег валит хлопьями. Кругом сосны стоят, словно белые великаны.
            Ищет Тие землянику в глубоком лесу, а сама думает: "Верно, мачеха послала меня сюда на погибель". Заплакала девочка, бредёт, не разбирая дороги. Наконец от усталости и холода упала она в сугроб.
             Вдруг кто-то окликнул её по имени. Подняла она голову. Видит: наклонился над ней старый дед с белой бородой. "Скажи, Тие, зачем ты пришла сюда в такой мороз?" – спрашивает он.
    "Матушка велела мне набрать земляники", – ответила Тие.
    "Разве она не знает, что зимой земляника не растёт? – ворчит дед. – Но не печалься, я тебе помогу". Стало Тие вдруг тепло и радостно. Шагает старик по снегу легко-легко. Тие за ним бежит. И вот диво: на поляне спелая земляника. Собрала девочка целую корзину ягод, а старик куда-то пропал, одни сосны кругом.

    "Спасибо, дедушка!" – крикнула она, низко поклонилась и побежала домой…

    (278 слов)

    Вопросы и задания:

    1. Какую сказку напоминает тебе эта японская народная сказка?
    2. Какое отличие по содержанию ты заметил? Расскажи.
    3. Как ты думаешь, чем закончится эта сказка?
    4. Выдели вступление и основную часть сказки.
    5. Выдели слова, которые требуют пояснений. Попробуй объяснить их значение, исходя из содержания текста.

    2 класс (1 четверть)

    Почему плачет синичка?

       В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – Миша и Оля.
    Около дома рос высокий ветвистый тополь.
    – Сделаем на тополе качели, – сказал Миша.
    – Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
    Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
    Миша говорит:
    – Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
    Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.
    – Синичка не радуется, а плачет, – сказала Оля.
    – А почему же она плачет? – удивился Миша.
    – Подумай, почему, – ответила Оля.
    Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: почему же она плачет?

    (124 слова)

    Вопросы и задание

    1. Какое развлечение придумали для себя дети?
    2. Кому эта затея очень нравилась, а кому – нет? Подтверди свои мысли словами из текста.
    3. Кто из детей более наблюдательный и добрый – Миша или Оля?
    4. Что бы ты посоветовал Мише?

    3 класс (1 четверть)

    Змея и рыба

    Змея и рыба побратались.
    – Сестрица, – сказала змея рыбе, – возьми меня на спину и покатай по морю.
    – Хорошо, – ответила рыба, – садись мне на спину, я покатаю тебя; посмотри, каково наше море.
    Змея обвилась вокруг рыбы, а та поплыла по морю. Не успели они немного проплыть, как змея укусила рыбу в спину.
    – Сестрица, почему ты кусаешь меня? – спросила рыба.
    – Я нечаянно, – ответила змея.
    Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу.
    – Сестрица, почему ты кусаешься? – спросила рыба.
    – Солнце помутило мне голову, – ответила змея.
    Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу.
    – Сестрица, что это ты всё кусаешь меня?
    – Такой уж у меня обычай, – ответила змея.
    – А знаешь, у меня тоже есть обычай, – ответила рыба и нырнула в глубину моря.
    Захлебнулась змея и утонула.                                                                                            (
    122 слова)         Вопросы и задания

    1. К какому жанру относится это произведение? Подчеркни нужное: басня, повесть, сказка, рассказ, стихотворение.
    2. Докажи, что это так.
    3. Найди и прочитай зачин сказки и её концовку.
    4. Какова основная мысль сказки? Порассуждай и выскажи её своими словами.
    5. Какие прилагательные ты можешь подобрать к рыбе, а какие – к змее?

    4 класс  (1 четверть)

    Подарок

          Не грибная была осень, совсем не грибная. В холодном сухом лесу грибами даже и не попахивало. Но всё равно меня тянуло в лес – к опушкам, к просторным голубым небесам. И корзину я взял по привычке – прихватить где-то интересный, похожий на человечка или зверушку, корешок, бросить яркую рубиновую гроздь калины.
        Я переходил с одной тропинки на другую, вслушивался в громкий стук дятла.
        И вдруг насторожился – откуда-то потянуло внезапной приятной сыростью. Я огляделся. Посреди тропинки пробился маленький крепкий боровичок! Вот ещё один! А вон на обочине увесистый боровик, а дальше подосиновик и моховик, и подберёзовик. Вот удача-то!
        На минуту я присел отдохнуть и порадоваться потяжелевшей корзине. Вдруг услышал какой–то легкий шум. Оглянулся, а сзади меня зверёк с полосочками на спине – то ли ласка, то ли бурундучок, а рядом и белочка.
        Я опомнился. Вон сколько тут лесного народа кормится! Я шел и иногда оставлял по дороге то грибок, то кусочек краюшки хлеба. Зверькам пригодятся!

    (152 слова)        Вопросы и задания

    1. С какой целью отправился человек в лес? Докажи свою мысль словами из текста.
    2. Почему можно сказать, что ему повезло в лесу?
    3. Почему человек решил поделиться своей добычей с лесными жителями?
    4. Попробуй рассказать об этом человеке. Каким ты его себе представляешь?
    5. Почему рассказ назвали "Подарок", а не "По грибы" или иначе?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тексты для проверки техники чтения 1-4 классы.

    Проверки техники чтения в настоящий момент не является актуальной, так как преимущественно используется комплекный контроль. Но для каждого учителя не менее важно контролировать уровень развития скоро...

    Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс

    Даны хорошие текстыдля чтения  с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....

    Тексты для проверки техники чтения 1-4 классы

    Тексы для провеки техники чтения 1-4 классы...

    Тексты для проверки техники чтения ( 1 - 4 класс)

    Материал для проверки техники чтения...

    Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс

    Отличная подборка текстов для проверки ТЧ....