Урок по литературному чтению, 4 класс. «Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В.И.Даля.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Познакомить с биографией В.И. Даля, его произведением «Война грибов с ягодами», её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать «вдумчивое чтение».познакомить с биографией В.И. Даля, его произведением «Война грибов с ягодами», её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать «вдумчивое чтение».

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока :   «Война грибов с ягодами».                                                                                        Русская народная сказка в литературной обработке В.И.Даля.

 Тип урока: открытие новых знаний.  

 Цели: познакомить с произведением, продолжать обучению анализа произведения.

Задачи урока:

 - Образовательные: познакомить с биографией В.И. Даля, его произведением «Война грибов с ягодами», её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать «вдумчивое чтение».

- Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

 - Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; развивать эмоции и чувства детей.

Познавательные:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать  текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 Оборудование: 

- карточки для индивидуальной работы;

- раздаточный материал к групповой работе;

- словари  В. Даля;

- модели кузовка;

- рисунки грибов;

- мультимедийный проектор;

-презентация Microsoft Power Point.

Используемая методическая литература:  

- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света», Рабочая тетрадь по литературному чтению 4 класс;

 - методические рекомендации для учителя Е.В. Бунеева,  О.В. Чиндилова «Уроки чтения по книге "В океане света"» 4 класс.

                                    Структура и содержание  урока

1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок веселый.

                   Вы начать урок готовы?
Дети: Будем слушать, рассуждать

           И друг другу помогать.

Учитель.-Доброе утро, ребята. Тихо садимся. Сегодня у нас необычный урок "Литературного чтения", у нас много гостей, но это не должно вас смущать. Я надеюсь вы как всегда будете работать активно и старательно.

2. Вхождение в урок:

 

Звучит мелодия “В гостях у сказки”.

- Нас встречает в жизни сказка

Вместе с материнской лаской,

С добрым бабушкиным взглядом,

Чтоб идти по жизни рядом.

Никогда нам не наскучит,

Быть отважными научит,

В беде научит помогать

Никогда не унывать.

И пусть зло пока хитрее,

Всё равно добро мудрее-

Сказка нам поможет жить

И все невзгоды победить.

Сегодня мы отправляемся в мир сказок.

- Эпиграф к уроку " "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!"

.( А.С.Пушкин)

- А кто в старину рассказывал сказки?(сказители)

-У сказателей была хорошо развита речь.

- Давайте и мы выполним упражнения для развития речи.

   II .    Речевая разминка .

1) Дыхательная гимнастика  (задувание свечи - медленно, быстро)

 2) Чтение скороговорки

Опятьпятьребят
Нашли у пенька пять опят.

3) Работа над интонацией:

- Чтение глазками

- Шепотом (без голоса, только губами).

- Вслух ( 2-3 чел.)

III . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

 1. -Приглашаю вас совершить путешествие в прошлое на машине времени.

Поудобнее сели, закрыли глаза — музыка звучит, тишина , открываем глаза. ( слайд презентации)

- 1831г. Царское село. В комнате  беседуют  трое.

     — Вы узнали героев? Назовите фамилии этих людей. Кто они?

 (слайд  презентации) (А.С. Пушкин, В.И. Жуковский, Н.В. Гоголь.)

  - Что объединяет этих русских писателей? (Они сочинили сказки, перед этим устроив «состязание», чья сказка будет лучшей, судить их было поручено Н.В. Гоголю.)

- В чем суть поэтического состязания?

- Какие сказки называются народными? (передавались из уст в уста, сохранился язык народа)

- Приведите примеры народных сказок.

- Какие сказки называются литературными авторскими? Приведите примеры.

- На прошлом уроке мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин и В.А. Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые авторские, литературные сказки.

-Что такое литературная сказка на народный сюжет?                                                                                                  (Литературная сказка на народный сюжет это новая сказка, самостоятельная. Она может быть иначе композиционно построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев, больше детализации. В ней чувствуется стиль автора, выражено его мировоззрение, его идеи.)

- Какие сказки обогатили русскую литературу благодаря этому состязанию?

                                                                                                                                                                 

 Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем и мы.
  - Задание: назвать героя произведения и автора.

1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

2. «На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На 16 – ом году 

повстречаешь ты беду».

3. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?»
4." Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами…»

5. «Веретёнце, не ленись;

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

гостья жданная у нас.»


- Сделай вывод о каких сказках шла речь?

  Индивидуальная работа.

 

– Попробуй выстроить цепочку от народной сказки к авторской.  (народная сказка→ литературная обработка народной сказки→ литературная авторская сказка)        

Проверка сигнальной карточкой.

– В домашнем задании вы должны были подвести итог поэтического состязания.

сигнальная карточка

синий - Пушкин

зеленый - Жуковский

красный -  другое мнение ( Опрос 2-3 чел.)

Проверка инд. зад.

-Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Сейчас мы вместе с ….( сигнальная карточка)

 III. Изучение нового материала.  

1.Определение темы и задач урока.

– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (Владимира Даля.)

– О чем вам говорят эти опорные слова?

Владимир Даль

Казак Луганский

Псевдоним

Луганск

Сказки

Толковый словарь

-Чем мы будем заниматься на уроке? (знакомиться с творчеством В.Даля)

НА ДОСКУ ПОРТРЕТ ДАЛЯ

– Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля, основные события его жизни. Как он создавал свой словарь?)

-Составим план нашей работы. (НА ДОСКЕ: ПЛАН- ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЕ В.ДАЛЯ-УЧИТЬСЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ-ПОЗНАКОМИТЬСЯ С БИОГРАФИЕЙ- ОБЪЯСНЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

      -Что вы уже знаете о В.Дале? (учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он собирал народные сказки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения)

2. Работа в группах с новой информацией.( карточка- нахождение ответов на вопросы)

Биография Владимира Ивановича Даля

    Родился Владимир Даль в городе Луганске 22 ноября 1801 года в семье врача.      Образование Владимир Даль получил в Петербурге. Он окончил морской кадетский корпус, а затем медицинский факультет в городе Тарту. Служил морским офицером, хирургом, чиновником. 

   Владимир Даль знал по меньшей мере 12 языков. Но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.

   В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток.  В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем.

   Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов.  Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка». Работал над своим главным трудом «Толковым словарём …» 53 года.

     Умер Даль 4 октября 1872 года.

Вопросы:

1.Когда и где родился Владимир Даль?  (отметить сегодня 22 ноября-215 лет со дня рождения)( -О чем говорит вам это дата?)

2Где получил образование? Кем был по образованию?

3.Сколько знал языков? Какому языку посвятил всю жизнь?

4. Какие сборники опубликовал? (выставка книг)

5.Какая работа считается самой значительной в жизни Владимира Даля? Сколько лет он над ним работал? (отметить 22 ноября -День словаря.)

                                                                                                                                                    (Учитель демонстрирует словарь В. И. Даля)

-В.И.Даль собиратель слов.

  – Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал “Словарь живого великорусского языка”. Откроем его — и посыпятся на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие — разные русские слова. Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          (Из словаря выпадают подготовленные заранее “ремешки”)                                                                                                       -Вот выпали из словаря “ремешки”, так называл Даль полоски бумаги, а на них — слова. Да странные какие: “сзывать”, “сидючи”,“вязка”, “кузовок”, “грибок”.

- Ремешки- слова разлетелись по кабинету.

1) Словарная работа

-  Прочитайте и попробуйте   объяснить  значение этих слов. ( называют слова

(ЭКСПЕРТЫ)  . Вы уже учились работать со словарём дома и на уроках.

СИДЮЧИ - сидя, восседая

ПЫЖИТСЯ  -  стараться  изо  всех  сил  что-нибудь  сделать.  Держать  себя  напыщенно,

важничать.

ИЗ ЗЕМЛИ ПРЁТ - идёт, лезет  

ГНЕВАЕТСЯ - сердится, злится

ВИШЬ - видишь

В ЧЕСТИ - в почёте

НЫНЕ - сейчас

ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА - старший

ГЛЯДЮЧИ - смотря

СТАЛ ПОМОЧЬ СКЛИКАТЬ - стал на помощь звать

НЕ ПОВИННЫ - не виноваты

КИЧЛИВАЯ ЯГОДА - горделивая ягода

ПЯТА - пятка

ГРОЗНАЯ РАТЬ - сильное войско

ВЗДЫМАЕТСЯ - поднимается

СПОДРЯТ - подряд

БУРАЧКИ - свёкла

ВЯЗКА -

-- Вот выпало из словаря одно русское слово

КУЗОВОК

- Что бы оно значило? - Не будем теряться в догадках, поищем ответ у Даля-

У ..... было задание.

Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание? (читает значение слова)

- Вот такие разные кузовки были на Руси и большие и маленькие. И для взрослых и для детей. (показ)

- А что клали в кузовок?

  1. Знакомство с новым материалом.

Работа с текстом до чтения.

- Посмотрите внимательно, я из нашего кузовка достаю грибок (показ).

- Предположите, о чем будет произведение, с которым мы с вами сейчас познакомимся?

– Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой в обработке В.И.Даля. (с.157 - учебник)

Работа с заголовком.

 -Прочитайте название. . Можно ли по нему определить, кто будет героем нашей сказки?

– Что такое обработка народной сказки писателем ? (Писатель, обрабатывая сказку, делает текст более грамотным, подчеркивает особенности и достоинства. Сохраняет сюжет, героев сказки, идею).

  1. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.

- Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

- Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?

– А как вы думаете, состоится ли война?

– Давайте проверим свои догадки при слушании сказки. Слушая сказку, попробуйте определить : С чего все началось..?  Какие произошли события?   Чем закончилось?

2) ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Слушание сказки.

6. Проверка первичного восприятия текста.

 — О чем же идет речь в сказке?

-Кто главные герои сказки?

— Что вам понравилось в этой сказке?

-Что необычного в этой сказке?

-Состоялась ли война?

- Как вы поняли с чего все началось?

- Какие события произошли?  - Чем все закончилось?

Постановка проблемы.

– Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке?

-Нам предстоит выяснить на уроке.

- Прочитаем сказку В. Даля «Война грибов с ягодами», выполняя задание.

1) с.157 до слов "Задумал-загадал..."

  1.  Работа над содержанием сказки.

2) Беседа

- Чем оказалось богато лето?

– Какова причина войны грибов с ягодами, по мнению Боровика? (Он считает, что ягоды наряднее, красивее, полезнее…)

– Зачитайте в тексте:  (Вишь, что их уродилось…)

 

- Во главе войска всегда стоит военачальник. Кто возглавил войско в сказке и почему? (Белый гриб - боровик)

- Какой он?  Найдите, как описывает его Даль?          - Почему прёт?

- Какие слова, предложение выражают основную мысль данного отрывка?( "Вишь, что их уродилось!..")

2) Чтение до слов "А на ту пору..."

- Что задумал гриб – боровик?

- Какие грибы он призывал на войну? (волнушки, опенки, сморчки)

- Кто откликнулся на призыв гриба-боровика? (груздь)

- На какие 2 группы можно распределить грибы?

  1. Выборочное чтение.

– Как отреагировали волнушки? Зачитайте.

– Как откликнулись опёнки?

– Что сказали сморчки? Почему отказались?

– Зачитайте, что ответили грузди на просьбу Боровика? (Мы грузди, братья дружны…)

– Судя по настроению груздей должна развернуться настоящая битва.

-- Кто почувствовал что-то неладное?

- Какие слова, предложение выражают основную мысль данного отрывка?("Задумал-загадал боровик войну")

3) Чтение до конца.

– Кто помешал замыслу грибов? (Варвара).

– На что обратила внимание Варвара, зайдя в лес? (Ей нужны были грибы)

-- Что Варвара сделала с грибами дома. Зачитайте.

- Какие слова. предложение выражают основную мысль данного отрывка? ("Стой поры перестал гриб с ягодою воевать")

-Что у нас получился? (план)

ПЕРЕСКАЗ ПО ВРЕМЕНИ

Физминутка (Кто внимателен и запомнил всех героев)

(картинки грибов, ягод-герои и нет; герой - прыжок с хлопком, нет - сесть за парту)

Целевая установка:  К какому типу принадлежит эта сказка? (волшебная, бытовая)

- Почему волшебная? (грибы разговаривают, ведут себя как люди).

-Почему бытовая? (сюжет простой, скорее бытовой)

- Эта сказка по жанру ближе к шутке, забаве, прибаутке.

ВТОРИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

  1. Чтение сказки по ролям  (заранее подготовленные учащиеся).

Целевая установка:

-  Как  интересней будет звучать сказка при чтении по ролям или при чтении одного человека?

– Давайте распределим роли.

  • автор, гриб-боровик, волнушки, опята, сморчки, грузди с подгруздками, травка

– Правильно ли думал Боровик, что среди обилия ягод, их никто не заметит? (Одним нужны грибы, другим ягоды, а третьим и то и другое.)

– Стоило ли из-за этого начинать войну? (К сожалению, так случается и среди людей, простая зависть может стать причиной ссоры, разногласий.)

– Посмотрите на экран…

– А  по вашему мнению наряднее грибы или ягоды? (высказывания детей) (Слайд 14).

– Сколько людей, столько и мнений. Одни считают ягоды наряднее, полезнее. Другие думают – грибы.

-Все ли грибы можно положит  в кузовок?

-А знаете ли вы как правильно собирать грибы?

- А верно ли , что не все красивые ягоды полезны?

 -Чем закончилась сказка В.И.Даля (зачитать из текста)

– С вашей точки зрения, воевать это хорошо?

- На уроке окружающего мира мы познакомились с самым мудрым и сложным способом прекращения конфликтов. Каким? (Компромисс – сделать уступки, подумать не только о своих интересах, но и о чужих).

- Что бы вы посоветовали боровику?

– Какую мысль хотел донести автор, рассказывая эту сказку? (Надо уметь договариваться, дружить)

-А вы сами между собой не соритесь, умеете договариваться?

 Наблюдения над языком сказки.

-Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи?

Найдите в тексте спрятавшиеся рифмы.

– Подберите слова рифмы. Я называю слово, а вы отвечайте хором  .

Игра «Играем в рифмы.

Волнушки – (старушки)

Опёнки – (ноги тонки)

Сморчки – (старички)

Грузди – (братья дружны)

Клали волнушки – (в кадушки)

Опёнки – (в бочонки)

Сморчки – (в бурачки)

Грузди – (в кузовки)
Варвара – (широкие карманы)


-Наверное, так, приговаривая в рифму, русские крестьяне, между делом, занимаясь обыденной работой, создавали '' живой великорусский язык'', который так хорошо знал, любил и собирал В. И. Даль.

-Найдите в тексте сочетания слов, характерные для простонародного языка. (под дубочком сидючи; вишь; прёт; помочь…)

- Почему В.И. Даль пересказывая сказку сохранил их? (Они естественны в этом тексте, создают его колорит, очень любил русское простое народное слово.)
- Посмотрите, какие необычные сравнения - определения даются в сказке персонажам: волнушки-старушки, сморчки-старички, опёнки – ноги тонки)
-Какой прием использует автор? (
используется прием олицеторения)
4.  Решение проблемного вопроса.

– Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке? (Своеобразие, необычность русского языка.)

– Обратите внимание на запись:
“Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких образных словечек, введенных в текст сказки” (Журнал “Москвитянин”, 1842 год).

– Почему так бережно обращался Даль с родным языком в ходе обработки сказки? (Чтобы сохранить меткое русское слово).

-Даль – один из первых русских писателей, который писал языком, каким говорил народ.

-Проверю как вы запомнили сказку? ( сигнальные карточки)

  Войну затеял гриб мухомор?

  Волнушки были старушки?

  Опенки шляпки тонки?

  Старички – это сморчки?

  «Ну, быть дождю» — подумала зеленая трава.

  Волнушки в кадушки положили?

  Сморчки в бурачки попали?

  Груздки в кузовки?

  Тетка Варвара – широкие карманы?

  Гриб-боровик изжарили?

  • Какова же основная идея сказки? Чему учит сказка? (Надо всем жить дружно.) 
  • К своим сказкам Даль подбирал пословицы по смыслу, давайте выберем тоже одну из них к сказке:

Работа в парах. (Карточки)

Смелость города берёт.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Под лежачий камень и вода не течёт.

 Друзья познаются в беде.

 Кто добро творит, того Бог благословит.

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости

Жизнь дана на добрые дела.

Без дела жить - только небо коптить.

Делу - день, веселью - час.

Делай добро и никого не бойся.

Дружбу помни, а зло забывай.

(Просто информация)– Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить ремешки друг с другом, то получится лента в 7 км.

Рефлексия.

-Пора вернуться из путешествия из прошлого в мир сказок.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Жить нужно дружно, нельзя драться, надо относиться друг к другу  по - доброму…)

- Сказка-ложь, да в ней……значит какой урок вы извлекли из этой сказки?

– Я вижу, что В.И. Далю удалось донести до вас идею сказки.

(Надо относиться друг к другу  по - доброму…)

-Вернемся к эпиграфу урока." Что за прелесть эти сказки"

 - Почему Пушкин говорил, что в сказках Даля- бездна поэзии?

- Вспомните цель, которую вы сформулировали в начале урока.  Как вы считаете, наш урок достиг цели?

-Мы ответили на все пункты плана?

Продолжите предложения:

  •  Сегодня я узнал …
  • Мне еще нужно отработать…
  • Для меня самым трудным было…
  • Сегодня на уроке мне было…
  • Для меня самым интересным было…

-Самооценка (сигнальная карточка)зеленый -

                                                                синий-

                                                               красный-

Отметки за урок.

Домашнее задание

– Я вам предлагаю выполнить домашнее задание на выбор. Выберите одно из предложенных заданий. (Слайд )

1. Прочитать любую русскую сказку в обработке Даля, провести наблюдения над текстом (язык сказки).

2. Прочитать вторую сказку «Кузовок» и сыграть дома.

3. Найти пословицы, поговорки, загадки В.И. Даля к следующему уроку.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Литературное чтение на тему: «Произведения о животных. Русская народная сказка «Белые пёрышки». ( урок с презентацией)

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХ I века».Аджниязова Муршидя Мухамедрахимовна, учитель начальных классов МБОУ  «Яксатовская СОШ» Приволжского района Аст...

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа 2100" на тему "Война грибов с ягодами" (русская народная сказка в обработке Владимира Даля).

Урок расширяет представление учащихся о жанрах литературных произведений. знакомит детей с обработкой народной сказки., учит видеть различие между народной сказкой и её обработкой автором. Дети учатся...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Канакина В.П.-Горецкий В.Г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...