Урок литературного чтения во 2 классе. Н.Н.Носов "На горке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Шарыборова Ольга Сергеевна
Ход урока
1. Оргмомент. 
Мотивация учебной деятельности. 
Здравствуйте, ребята. Скажите, с каким человеком приятно общаться? (Весёлым, доброжелательным). Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
Дети хором произносят текст:
                                                 Привет, сосед!
                                          Улыбнись мне в ответ.
                                       Я хочу, чтобы ты не грустил,
                                       Всем улыбки сегодня дарил.
 Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
 
2. Актуализация опорных знаний
- Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения?      
- Как они называются? 
3. Сообщение темы урока, его целей.
1) тема
- Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя
— Чтобы узнать, как называется рассказ, который мы будем читать, вычеркните повторяющиеся буквы
 
 СНСАСГСОСРСКСЕС
 
2) цели
Правда что шило- в мешке не утаишь. 
Тайное всегда становится явным. 
Сколько веревочку не вить, а конец все равно будет. 
 
Как вы понимаете эти пословицы?
Эти пословицы связаны с рассказом «На горке».Кто может предположить,  какую проблему решает автор в своём рассказе ?
   Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Н.Носова, проанализируем поступки героев и ответим на главный вопрос : «Стоит ли признаваться в совершённом поступке и исправлять свои ошибки?» А что для этого нам нужно делать?
- Читать произведение вдумчиво, выразительно, думать, рассуждать.
4. Подготовка к первичному восприятию текста.
1) Словарная работа
А что такое горка? Прочитайте, как объясняет значение этого слова Сергей Иванович Ожегов в книге «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».        
 
1. «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью».
- 2. Этажерка пирамидальной формы. Стеклянный шкаф для посуды.
3. система путей с уклоном на ж\д станции для сортировки вагонов
- 4. А ещё горкой называют полет спортивного самолета.
- 5.Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. 
 
-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. 
2) Речевая разминка.
Чтобы грамотно и выразительно читать,  подготовим голос к работе
Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.
Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.
Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.
Ок- ок –ок –падает снежок.            
Ип- ип- ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.
 
1 стр с недовольством
2 стр с обидой
3 стр с возмущением
4 стр с угрозой
5стр робко
6 стр с удивлением
 
— Чтобы узнать,  про какую горку нам расскажет Николай Носов, отгадайте загадку:
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били,
Колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гурьбой.
                                  (Ледяная горка)
 
про снежную горку)
 — Кто из вас любит бывать на горке? Почему? (Ответы детей)
— Как вы думаете, какой случай будет описывать Носов в своем рассказе? (Предположения детей)
 
5.  открытие нового знания
1)Первичное восприятие.
Чтение текста учителем.
2) Проверка первичного восприятия текста
Эмоционально-оценочная беседа
- Кому понравился рассказ?
- Правильно ли мы предположили, о чём будет рассказ?
6.  Анализ произведения, выборочное чтение
- Кто главные герои рассказа? (Котька и его друзья)
- Что делали ребята?
- Прочитайте, как они строили горку.
- А что делал Котька, когда ребята трудились? Прочитайте.
-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)
-Как можно охарактеризовать его? (хитрый)
- Что произошло, когда ребята ушли обедать? 
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- Что придумал Котька, чтобы взобраться на горку?
- Что из этого вышло? Прочитайте.
-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? Прочитайте.
- Как оправдывался Котька?
- Что на это ответили ребята?
- Что пришлось сделать Котьке?
- Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из текста.
- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).
- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)
- Хотели бы вы иметь таких друзей, как эти ребята?
 - Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?
 
 
 6. Физкультминутка
 
 
7. Закрепление изученного. Работа с произведением.
 
1) С.64 задание 4 . Инсценировка диалога . 
 
2) Работа с пословицами.
— Посмотрите на доску. 
1. Поспешишь – людей насмешишь.                      
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Какая из них подходит к этому диалогу?
- Когда мы так говорим?
— Чему же научил нас этот рассказ? (Трудолюбию, умению исправлять свои ошибки, быть настоящими товарищами, уважать чужой труд)
- Можно ли главную мысль рассказа выразить этой пословицей?
 (Каждый человек должен сам исправить то, что он испортил. А не обременять этой работой других. При этом выполнять работу надо аккуратно, красиво, вкладывая в работу душу. Чем больше человек проявляет самостоятельности в хорошем деле, тем лучше для него и для окружающих)
 
3) работа с иллюстрациями
С.65
- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.     Слайд 6
- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
- Давайте расставим картинки по порядку. 
- Какой картинки не хватает?
- У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.  Записать план в тетрадь.  Дома составить подробный пересказ.
 
    
 
4)Игра «Верно-неверно» поднять две руки- помахать головой в стороны
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?  
- Колька Ершов жил в шестой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)
- Ребята полили горку водой и пошли пообедать.
- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)
- Забираясь на горку, Котька падал раз десять.
- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)
- Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)
- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)
- Котька сразу признался.
- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)
- Ребята залили горку, а Котька сделал сбоку ступеньки. 
- Молодцы! Вы справились с заданием! 
 
5) -А теперь вернёмся к вопросу, который поднимает Н.Носов в своём рассказе. 
- «Признаться или не признаться в совершённом проступке?»
- Как поступил Котька? 
- Как вы относитесь к этому поступку героя? 
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Что вы поняли, прочитав этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения).
 
6) синквейн. 
             Котька.
Ленивый, трудолюбивый.
Испортил, осознал, исправил.
Ребята вместе переделали горку.
Молодец!
На доске писать.
 
8. д\з
 
9.  Итог урока.
 Мы тоже построим свою горку.
 
- Итак, наша горка построена, но этого не получилось бы без кого?
 
- Действительно, построить горку без каждого из вас не получилось бы, потому что каждый был очень важным и нужным на этом уроке.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Оргмомент.

Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Скажите, с каким человеком приятно общаться? (Весёлым, доброжелательным). Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

Дети хором произносят текст:

                                                 Привет, сосед!

                                          Улыбнись мне в ответ.

                                       Я хочу, чтобы ты не грустил,

                                       Всем улыбки сегодня дарил.

 Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Актуализация опорных знаний

- Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения?      

- Как они называются? 

3. Сообщение темы урока, его целей.

1) тема

- Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя

— Чтобы узнать, как называется рассказ, который мы будем читать, вычеркните повторяющиеся буквы

 СНСАСГСОСРСКСЕС

2) цели

Правда что шило- в мешке не утаишь. 

Тайное всегда становится явным. 

Сколько веревочку не вить, а конец все равно будет. 

Как вы понимаете эти пословицы?

Эти пословицы связаны с рассказом «На горке».Кто может предположить,  какую проблему решает автор в своём рассказе ?

   Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Н.Носова, проанализируем поступки героев и ответим на главный вопрос : «Стоит ли признаваться в совершённом поступке и исправлять свои ошибки?» А что для этого нам нужно делать?

- Читать произведение вдумчиво, выразительно, думать, рассуждать.

4. Подготовка к первичному восприятию текста.

1) Словарная работа

А что такое горка? Прочитайте, как объясняет значение этого слова Сергей Иванович Ожегов в книге «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».        

1. «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью».

- 2. Этажерка пирамидальной формы. Стеклянный шкаф для посуды.

3. система путей с уклоном на ж\д станции для сортировки вагонов

- 4. А ещё горкой называют полет спортивного самолета.

- 5.Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. 

2) Речевая разминка.

Чтобы грамотно и выразительно читать,  подготовим голос к работе

Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.

Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.

Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.

Ок- ок –ок –падает снежок.            

Ип- ип- ип – слышу снега скрип.

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

1 стр с недовольством

2 стр с обидой

3 стр с возмущением

4 стр с угрозой

5стр робко

6 стр с удивлением

— Чтобы узнать,  про какую горку нам расскажет Николай Носов, отгадайте загадку:

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били,

Колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гурьбой.

                                  (Ледяная горка)

про снежную горку)

 — Кто из вас любит бывать на горке? Почему? (Ответы детей)

— Как вы думаете, какой случай будет описывать Носов в своем рассказе? (Предположения детей)

5.  открытие нового знания

1)Первичное восприятие.

Чтение текста учителем.

2) Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

- Кому понравился рассказ?

- Правильно ли мы предположили, о чём будет рассказ?

6.  Анализ произведения, выборочное чтение

- Кто главные герои рассказа? (Котька и его друзья)

- Что делали ребята?

- Прочитайте, как они строили горку.

- А что делал Котька, когда ребята трудились? Прочитайте.

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Как можно охарактеризовать его? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- Что придумал Котька, чтобы взобраться на горку?

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? Прочитайте.

- Как оправдывался Котька?

- Что на это ответили ребята?

- Что пришлось сделать Котьке?

- Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из текста.

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

- Хотели бы вы иметь таких друзей, как эти ребята?

 - Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

 6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного. Работа с произведением.

1) С.64 задание 4 . Инсценировка диалога .

2) Работа с пословицами.

— Посмотрите на доску.

1. Поспешишь – людей насмешишь.                      

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Какая из них подходит к этому диалогу?

- Когда мы так говорим?

— Чему же научил нас этот рассказ? (Трудолюбию, умению исправлять свои ошибки, быть настоящими товарищами, уважать чужой труд)

- Можно ли главную мысль рассказа выразить этой пословицей?

 (Каждый человек должен сам исправить то, что он испортил. А не обременять этой работой других. При этом выполнять работу надо аккуратно, красиво, вкладывая в работу душу. Чем больше человек проявляет самостоятельности в хорошем деле, тем лучше для него и для окружающих)

3) работа с иллюстрациями

С.65

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.     Слайд 6

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Давайте расставим картинки по порядку.

- Какой картинки не хватает?

- У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.  Записать план в тетрадь.  Дома составить подробный пересказ.

   

4)Игра «Верно-неверно» поднять две руки- помахать головой в стороны

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?  

- Колька Ершов жил в шестой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли пообедать.

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз десять.

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Котька сразу признался.

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку, а Котька сделал сбоку ступеньки.

- Молодцы! Вы справились с заданием!

 

5) -А теперь вернёмся к вопросу, который поднимает Н.Носов в своём рассказе.

- «Признаться или не признаться в совершённом проступке?»

- Как поступил Котька?

- Как вы относитесь к этому поступку героя?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Что вы поняли, прочитав этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения).

6) синквейн.

             Котька.

Ленивый, трудолюбивый.

Испортил, осознал, исправил.

Ребята вместе переделали горку.

Молодец!

На доске писать.

8. д\з

9.  Итог урока.

 Мы тоже построим свою горку.

- Итак, наша горка построена, но этого не получилось бы без кого?

- Действительно, построить горку без каждого из вас не получилось бы, потому что каждый был очень важным и нужным на этом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. Н.Н.Носов "На горке"

Урок литературного чтения по программе "Школа России" во 2 классе. Тема: "Писатели - детям". Н.Н.Носов "На горке". Урок второй. Цели урока: Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “На горк...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Николай Носов "На горке"

Данная разработка урока содержит приемы технологии критического мышления и смыслового чтения....

Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)

Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)...

Н.Носов "На горке". Презентация урока литературного чтения (2 класс)

Н.Носов "На горке". Презентация урока литературного чтения (2 класс)...

Открытый урок по литературному чтению, 2 класс. Н.Носов "На горке".

Технологическая карта урока, на изучение темы - 1 час...

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс) Н.Н.Носов "На горке"

Работа по развитию речи на уроке литературного чтения на основе изучения рассказа Н.Н.Носова "На горке"...