Конспект урока по литературному чтению с применением УУД по теме "Природа в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Соина Юлия Дмитриевна
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать  условия для ознакомления с эпитетом как образным средством языка, обучение оцениванию своих поступков  и поступков в окружающей природе; способствовать формированию умения и навыка выразительного чтения. Используя эпитеты; развитие и обогащение речи, внимания, творческого воображения  через прием словесного рисования; содействовать воспитанию интереса к предмету и культуре  общения.
Планируемые результаты: 
Предметные: познакомиться с произведение С.А. Есенина, научиться читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста  по вопросам учителя; находить в тексте средства художественной выразительности.
Метапредметные:
Познавательные - подбирают к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников; 
регулятивные: фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворительность/ неудовлетворительность своей работой на уроке; оценивают  свои до¬стижения и результата сверстников в паре по выработанным критериям и  выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и. пр.}; 
коммуникативные: строят связное высказывание из  7-8 предложений по теме, диалог в паре иди группе, задают вопросы.
Личностные: осмысливают настроение лирического произведения С. Есенина; понимают назначение изобразительно-выразительных средств в произведении.
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии. 2008; портрет М. Горького; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс- аудио- и видеозаписи песен музыкальных произведений.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природа в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать  условия для ознакомления с эпитетом как образным средством языка, обучение оцениванию своих поступков  и поступков в окружающей природе; способствовать формированию умения и навыка выразительного чтения. Используя эпитеты; развитие и обогащение речи, внимания, творческого воображения  через прием словесного рисования; содействовать воспитанию интереса к предмету и культуре  общения.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с произведение С.А. Есенина, научиться читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста  по вопросам учителя; находить в тексте средства художественной выразительности.

Метапредметные:

Познавательные - подбирают к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;

регулятивные: фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворительность/ неудовлетворительность своей работой на уроке; оценивают  свои достижения и результата сверстников в паре по выработанным критериям и  выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и. пр.};

коммуникативные: строят связное высказывание из  7-8 предложений по теме, диалог в паре иди группе, задают вопросы.

Личностные: осмысливают настроение лирического произведения С. Есенина; понимают назначение изобразительно-выразительных средств в произведении.

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии. 2008; портрет М. Горького; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс- аудио- и видеозаписи песен музыкальных произведений.

Организация структуры урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

Способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

- Проверим готовность к уроку.

Мы гуляем по весне,

            Побываем мы везде.

       С удовольствием гуляем,

                 Много нового узнаем.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроек ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных  знаний.

1.Проверка домашнего задания.

2.Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

Прочитайте по слогам загадку, отгадайте ее.

С матушкой-весной

Я в платье цветном,

С мачехой-зимой

 - В саване одном. (Черемуха.)

-Прочитайте загадку с вопросительной интонацией.

-Прочитайте с печальной интонацией.

-Прочитайте скороговоркой.

Черемуха—дерево от 2 до 15 м высотой. Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

 Вся от ягоды черна.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выразительно читают стихотворения

 А. Блока «Сны», «Ворона», Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Делают сообщения, по материалам проектной деятельности (см: ресурсный материал)

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыте. Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель  и задачу, Уточняют высказанные  мнения по существу задания.

III Сообщение темы урока. Определение целей урока

Читает отрывки из стихотворений С. Есенина.

- Что объединяет эти  два отрывка? (Зима, природа, С. Есенин.)

Сегодня  на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время - это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природа  в движении?

- Прочитайте тему  урока.

-Определите цель  урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся

Мы узнаем...

Мы вспомним...

Мы будем уметь...

Мы сможем поразмышлять...

- Поднимите руку, кто это произведение еще не читал?

-Как вы думаете, о чет это произведение?

-Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией С. А. Есенина.

Внимательно слушают.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют  план чтения.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее  и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора.

Рассказывает о творчестве С. Есенина, свай рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой его книг.

С. Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали и его душе, он сумел понять, что все живое вокруг нас страдает, чувствует так же, как и мы.

С. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблен в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных, цветы. Еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотрен, на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

- Взгляните на лицо  этого человека. (Обращает внимание на портрет поэта.)

Есенин - нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел веселый клен.

Из солнечного ливня

Весеннее лицо

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльной.

Образ чист и ясен,

Весь в кликах журавлей.

Ты осиянный ясень

Над синевой полей.

- В этом  стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет. С. Есенин  - поэт Руси, он взял у родной природы даже характерные  черты своей внешности; чарующую синеву очей – у бездонных озер и голубых небес; мягкие кудри - у кроя родных берез, золото волос -у российских  нив, а главное - он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и  необъятную душу. «Душа моя - поле безбрежное...». С. Есенин очень любил свой родной крайнего природу. Для него природа - это вечная красота и вечная гармония мира,

- Сегодня мы окунемся в чудесный, неповторимый мир, мир поэзии С. Есенина, и познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Черемуха»

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют .последовательность развития сюжета. Адекватно воспринимают информацию. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

V. Работа над

содержанием

текста.

1.Работа с

толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения

Проводит словарную работу.

- Объясните значение сдав, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Медвяная запах меда (черемуха—медоносное растение).

Пряная - острая, ароматная по вкусу и запаху.

Гремучая - шумная, издающая громкие, звуки.

Обдает - окатывает водой, брызгами со всех сторон.

Вкрадчиво - осторожно.

Под кручею - под обрывом {круча - крутой спуск, обрыв).

Организует первичное прослушивание текста из аудио хрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

- Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни, деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха».

-О чем будет стихотворение?

-Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

-Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

-Кому понравилось стихотворение?

- Какие чувства возникли у вас?

- Какие строки стихотворения вам особенно понравились запомнились?

-Какой вы представляете себе черемуху?

-Мысленно остановитесь у ручья, где цветет черемуха. Что Есенин помог вам услышать, почувствовать, представить?

Работают с толковым словарем.

Прослушивают текст.

Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

- Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат ее хочется вдыхать полной грудью.

Черемуха, как Прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась, и ее красота покоряет.

В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Черемуха» два героя - черемуха и ручей. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. Поэтому ручей «волной гремучею ей ветки обдает»

Осуществляют анализ произведения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

Осуществляют контроль по результату. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Планируют оценивают учебные действия.

VI Повторное чтение и анализ произведения.

1. Беседа по содержанию стихотворения,

2.Анализ литературных приемов, которые использует автор.

3. Составление схемы приема «Звукозапись»

4.  Работа в группах

—Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

- Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина.

-Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»?

- Понравились ли вам сравнения?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

- Какие звуки помогают поэту передать движение воды: в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна?

- Найдите их в строках о ручье со слов «А, рядом, у проталины...».

- Прочитайте эти строки, подчеркивая звуки движения воды в ручье.

- А теперь прочитайте последние четыре строки и скажите, какие звуки в этих строках передают журчание ручья?

-Прочитайте строки, подчеркивая эти звуки.

- Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы понравиться ей.

-Какой прием использовал поэт, чтобы ожил ручеек и стая чем-то напоминать человека?

- Похожа ли на человека черемуха?

- В этой строке есть и: олицетворение, и сравнение.

- Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, в черемухе озарены ярким солнечным светом?

- Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки (з) и  [с].

- Воспользовался ли таким приемом Есенин?

Попробуем прочитать первые восемь строк, о черемухе, подчеркивая эта звуки.

- А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки [з] и [с].

- И слова, н звуки помогай нету создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картава была падшей, поэт хотел, чтобы мы и запахи представили.

-Как будет читать стихотворение - быстро или неторопливо?

- Какие строки, по-вашему, можно читать чуть быстрее?

Перед этими словами и после них можно сделать паузу.

-Какие литературные приемы использовал С.Есенин?

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого в фронтальном режиме.

- Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы.

Участвуют в коллективной

корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Читают строчки из стихотворения:

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

--Р-ПР- ТР-СТР-ВР-Р.

-Р-ГР-КР-КР

- Олицетворение.

- Да, она ветки золотистые, что кудри, завила.

- Ветки золотистые сияют  в серебре, серебряный ручей, «зелень золотистая»

-С-ЗСС-С

Неторопливо, с любованием.

А рядом,  у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения

Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника выводы.

Аргументируют свою

точку зрения.

Осуществляют

анализ с целью нахождения соответствия заданному

эталону. Формулируют

свое, мнение и позицию.

Строят монологические

высказывания.

Адекватно используют речевые средства

для решения

различных

коммуникативных задач.

Делают выводы, извлекают

информацию

из различных источников.

Планируют

свое действие

в соответствии

с поставленной задачей

и условиями

реализации.

Принимает и сохраняет учебные задачи. Владеют навыками сотрудничества

Прочитайте стихотворение и найдите изобразительно-выразительные средства языка. Объясните их понимание. Работать будете в группах.

1 группа выписывает эпитеты, которые ассоциируются с цветом.

-Какими  словами поэт говорит о запахах?

-Что значит «роса медвяная»?

-Что значит «пряная зелень»?

2 группа выписывает эпитеты, которые ассоциируются с запахом, свойством.

-Почему о дереве говорится как о цветке?

-Почему «с весною», а не «весною»?

3 группа выписывает сравнение

-Почему автор использует такие сравнения?

-  Почему автор делает повтор первой строчки?

Каким нарисовал ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей?

-Чем объясняются эти изменения?

- Что бы вы нарисовали на первом и втором рисунке?

(организует работу с тетрадями на печатной основе)

Работа в группах.

Ответы из текста

Ответы детей с объяснением в ассоциации

Ответы детей в сравнении

Хочет обратить внимание на черемуху.

Вначале – струится маленький, между корней, а в конце – «гремучая волна», «обдает ветки», «под кручею»

Время прошло- черемуха распустилась, расцвела и ручей набрался силы.

Работа в тетради на печатной основе.

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

-Выучить стихотворение наизусть.

-Cоставить словарик эпитетов и сравнений по стихотворению

С. Есенина «Черемуха».

-Найти стихотворения других авторов про черемуху.

Задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.

VIII Итог урока.

Рефлексия.

Оценивают результаты выполнений, заданий на уроке, в том числе, и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

-Что нового узнали на уроке?

- С каким произведением вы познакомились? Кто его автор?

-Удалось вам почувствовать весну?

-Какие слова и выражения С, А. Есенина вам особенно понравились?

-Какую загадку стихотворения мы разгадали?

Поэт нависал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручейке. (Поэт наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

Оцените себя, Если на уроке все получилось, трудности вы преодолели, то на черемуху приклейте распустившиеся белые цветы. Если что-то но получилось, остались нерешенные вопросы, то приклейте зеленые бутоны        

Отвечают m вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. А. ЕСЕНИНЕ

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1.895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, всегда ходил в царапинах.

А 'еще Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Есенина называли певцом: русской природы. Многие из его стихов стали песнями.

Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение называлось «Береза». В 21 год вышла первая книга стихов «Радуница». Есенин становится популярным поэтом того времени. Но прожил он короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется. Есенин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) УМК Школа России на тему "С.А.Есенин "Черёмуха""

Данный конспект урока разработала студкетка Новосибирского Педагогического Колледжа №1 имени А.С.Макаренко...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"...

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»"

разработка конспекта урока по произведению Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"...

Конспект урока по литературному чтению на тему " Стихотворение С. А. Есенина "Черемуха".

Тема урока: С. А. Есенин "Черемуха"Тип: Знакомство с новым произведениемЦель: создать условия для восприятия и воссоздания в воображении картин, созданных С.А.Есениным в стихотворении «...