Конспект урока по литературному чтению "Тема раскаяния в рассказе А. Гайдара "Совесть""
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Наталья Васильевна Поповцева

Данный конспект можно использовать и на уроках внеклассного чтения.Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • кластер;
  • верные-неверные утверждения
  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx291.87 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по рассказу А.П. Гайдара «Совесть»

Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

Задачи урока:

  • воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность
  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • развивать интерес к чтению

 Тип урока: изучение нового

Оборудование: демонстрационный материал, текст рассказа, мультимедийный проектор

 Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

Приёмы: 

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • кластер;
  • верные-неверные утверждения
  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.

 Формируемые УУД: 

Познавательные УУД 

  • умение извлекать информацию из текста
  • умение на основе анализа объектов делать выводы
  • умение обобщать и классифицировать по признакам
  • умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные УУД
  • умение слушать и понимать других
  • умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
  • умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД 

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  •      умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  • умение определять цель деятельности на уроке
  • умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Личностные УУД 

  • формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

Ход занятия

I Орг. момент          (приветствие гостей)

II Актуализация знаний

В начале урока мне хочется предоставить слово ….(ученик читает стихотворение    С.В. Михалкова   «Аркадий Гайдар»

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат…..……

 

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Большевик

И Гражданин - ……..

-Ребята, посмотрите на выставку и портрет писателя. Вы уже догадались, что сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Аркадия Петровича Гайдара.

  1. Знакомство с жизнью писателя

        Аркадий Петрович Гайдар.  

      -  Оказывается, это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков. Это был очень хороший и чудесный человеком. Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до конца отданная людям.
      Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года в небольшом городе Льгове. А. Гайдар очень любил жизнь и во имя лучшей жизни, он -  14-летний мальчишка ушёл добровольцем на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину. В 1941 году началась ВОВ.  Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в партизанском отряде.
 

           Однажды Гайдар с товарищем ушел в разведку. На пути они наткнулись на фашистскую засаду. Гайдар шёл впереди. Он успел только предупредить товарищей и пал, сражённый вражеской пулей. Он погиб, чтобы жили другие, погиб с оружием в руках. Он был отличным бойцом и верным товарищем.

      Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и  рассказов Гайдара. С некоторыми его произведениями мы уже знакомы.

2. На выставке у нас книги Гайдара (выставка книг представлена у доски). -Какие произведения мы читали?

III. Первичное восприятие текста

–Сегодня мы познакомимся с рассказом «Совесть».  Рассказ очень маленький, но писатель сумел очень многое в нём рассказать.

Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный или поучительный?

-Давайте поближе познакомимся со словом «СОВЕСТЬ». И обратимся за помощью к предложенным вариантам.

Я буду зачитывать вслух, а вы мне показываете   Картинки по запросу рисунок палец вверх“да” или  ÐšÐ°Ñ€Ñ‚Ð¸Ð½ÐºÐ¸ по запросу рисунок палец вверх   “нет”. А я буду ставить – или +
(на доске приготовлены распечатанные слова, учитель ставит + или-)
Это слово СОВЕСТЬ связано: 

с растениями ( – )
– с животными ( – )
– с игрушками ( – )
– с человеком ( + )

Это слово можно:

потрогать ( – )
– подержать в руках ( – )
– изготовить ( – )
– почувствовать ( + )

ВЫВОД: мы теперь знаем, что это слово связано с человеком, и его можно почувствовать, но КАК? 

Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ  “Совесть”

  1. Чтение с остановками

Нина Карнаухова не приготовила урока по математике и решила не идти в школу.

- почему она не пошла в школу?

-как выдумаете, об этом действительно никто не узнает?

-девочка не пошла в школу-это решит проблему с математикой?

       Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Словарная работа

болтается – ходит без причины, бездельничает 

украдкой – тихо, незаметно  

-как вы считаете, Нина понимает, что делает что-то не так?  (да, ведь пошла украдкой)

         Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

          А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

Словарная работа

наткнулась – неожиданно увидела 

доверчивые глаза – верит, в них нет обмана 
смекнула – догадалась 

-какое настроение было у Нины? (хорошее)

-кого она встретила? (Малыша)

-каким был мальчик, которого встретила Нина?

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607740/2.gif

-что могла Нина подумать про малыша?

-как вы думаете, это так или нет?

-попробуйте предположить, почему же малыш был не в школе?

ВЫВОД: Нина понимает, что делает плохо и считает, что так, наверное, делают все.

  — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

   — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

      Нина нахмурилась.

-почему она назвала его «несчастным прогульщиком»?  (судила по себе)

 -почему малыш не пошёл в школу?

-это уважительная причина?

-почему Нина нахмурилась? (не ожидала такого ответа)


     Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

      А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

-какой всё же девочкой была Нина? (доброй, ведь она не бросила малыша)

– почему Нина оставила книги под кустом? (было стыдно)
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала.

Словарная работа

Вышмыгнула- выбежала

-почему Нина Карнаухова заплакала?

Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

-могут ли петь птицы слишком хорошо? это как?

- что чувствовала Нина?       (Ей было стыдно)

Найдите в тексте, какие чувства испытала Нина в конце рассказа?

 (И очень тяжело было на её сердце, которое  грызла беспощадная совесть. )

- Как вы понимаете выражение  «грызла беспощадная совесть»? (было больно, обидно, стыдно)

-  почему кругом цветы, поют птицы, а девочке плохо?

– Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш)
– Так что такое СОВЕСТЬ? (Это стыд)

– За что? (За свои поступки)
– Перед кем? (Перед окружающими людьми)

-  В толковом словаре  Серге́я Ива́новича Óжегова даётся следующее определение:

«Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми»

– Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна (Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).

– Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?

– Что может подсказать СОВЕСТЬ? (как правильно поступать)

ВЫВОД: Мир чудесен. Человек должен соответствовать этому чудесному миру! Это можно сделать только тогда, когда человек совершает хорошие и добрые поступки.

  1. Давайте попробуем воссоздать (смоделировать) картину чудесной природы (моделирование картины  природы)

ВЫВОД: Человек, у которого чистая совесть, человек, который совершает хорошие и добрые поступки, всегда будет соответствовать чудесному миру.

IV Работа с текстом

Задание: (работа в парах)

С учётом того, что с ней произошло, простройте маршрут следующего дня.

V Рефлексия

Чтение плаката:

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

- Верно ли это?

- Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению.Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы

Тема: Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы Цель урока – формирование у детей общего понятия о типах текстов на основе произведений Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда дев...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова 2 классШуточный рассказ: серьезная проблема »

Цель урока: Посмотреть, как Д.Родари, автор рассказа « Сакала-пакала» затрагивает в шуточной форме серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей....

Конспект урока по литературному чтению Чарушин "Страшный рассказ", 2 класс

Чарушин "Страшный рассказ", конспект урока, 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Рассказ Куприна "Слон""

Цели деятельности учителя: создание условия для обучения работы с текстом, c использованием творческих заданий, формирование умения составлять творческий пересказ от лица героя, эмоционально благоприя...

Конспект урока по литературному чтению «Школа России»Тема урока: «Сравнение рассказа и стихотворения. В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Нравственно-этические представления.

Цель урока: учиться чувству сопереживания, добра, справедливости.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читатьпроизведение, отражая его настроение;высказывать свое мнение о прочитанном...