Конспект урока по развитию речи на тему: "Дикие животные"
план-конспект урока по чтению
Данный урок разработан для учащихся начальных классов коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития устной речи во 2 классе
Тема: «Дикие животные: Заяц»
Учитель: Кузнецова И.А.
Тема урока: «Дикие животные: Заяц».
Цель: формирование представления детей о зайце, как представителе диких животных.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи: 1. Образовательные:
- расширить и уточнить представления детей о диких животных: заяц;
- обогащение словаря учащихся сравнениями и притяжательными прилагательными;
- формировать умение составлять описание животного.
2. Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию слухового внимания;
- способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;
- способствовать развитию логического мышления.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, к животным;
- стремление воспитывать уважение детей друг к другу.
Методы и приемы:
- Словесные: обобщающая беседа, рассказ, инструкция к заданиям;
- Наглядные: картинки зайцев, животных, демонстрация видеофильма;
- Практические: самостоятельная работа, выполнение различных упражнений.
Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный экран, презентация, картинки диких животных, сюжетные картинки, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Коррекционная работа |
| Настроение у нас? - Отличное! - А улыбки? - Дело привычное! - На уроке наши глаза внимательно смотрят и все…(видят) - Уши внимательно слушают и все…(слышат) - Голова хорошо…(думает) - Пожелаем друг другу добра, ведь урок начинать нам пора. | Отвечают на вопросы | Коррекция внимания |
| - Скажите, какое сейчас время года? - Назовите зимние месяцы? - Какая погода на улице? - Ребята, а сейчас посмотрите на эти картинки. Мы с вами попали в зимний лес. Как красиво в зимнем лесу. Везде лежит снег. - Снег, какой? - Прислушайтесь, лес с нами разговаривает. Артикуляционная гимнастика. «У-у-у» - встревожился лес. «О-о-о» - удивился лес. «А-а-а» - обрадовался лес. - Скажите, ребята, а кто живет в лесу? (животные). А какие животные? - Каких диких животных вы знаете? (вывешиваются картинки диких животных) - А каких животных мы сейчас не можем встретить в лесу? (еж, медведь) - Почему? (они спят) - Молодцы, ребята. | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Коррекция внимания, слухового восприятия |
| - Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью дикого животного, узнаем его строение, как передвигается, чем питается, чем покрыто тело и составим рассказ об этом животном. Но сначала, давайте отгадаем загадку. Презентация. Слайд 2. Загадка Не барашек и не кот, Носит шубу каждый год. Шуба серая для лета Для зимы другого цвета. Слайд 3. - Правильно, это зайчик. Слайд 4. - Вот такого зайчика вы уже видели в мультиках и книгах. - Скажите, а какие рассказы, сказки мы читали с вами на уроках чтения о зайцах? Слайд 5. - А вот это настоящий заяц, который живет в лесу. У него длинные уши, косые глаза, короткий хвост, короткие передние и длинные задние лапы. - А почему у зайцев длинные уши? - В первую очередь уши нужны для того, чтобы слышать. И чем больше уши, тем острее слух зайца. - Основной способ избежать опасности – бегство. И здесь, помимо быстрых ног и особых приемов, зайцу помогают…уши. Именно длинные уши плотно прижимаются к телу, обеспечивая большую скорость. - А почему косые глаза? Помните, в сказках зайца еще называют «косым». - Глаза у зайца расположены не близко у носа, а по бокам мордочки, чтобы видеть своих врагов сбоку и даже сзади. Слайд 6. - К сожалению, у зайца есть враги, которых он боится – это лиса, волк, рысь, большие птицы и другие хищники. Он не умеет защищаться от врагов, поэтому ему приходиться убегать. И это у него очень хорошо получается. - А как вы думаете, почему у зайца передние лапы короткие, а задние длинные? Слайд 7. - Когда заяц убегает от своих врагов, он выбрасывает свои задние лапы и делает огромные скачки, а передними лапками он только опирается о землю. Поэтому большие задние лапы спасают зайцев от врагов. Слайд 8. - А вы слышали такую загадку «Кто в гору бегом, а с горы кувырком». - А что значит кувырком? - В гору заяц поднимается очень быстро, а с горы ему мешают задние лапы, и поэтому он с горы скатывается кувырком, значит «через голову». Слайд 9. - А вот эта загадка о ком? Летом серый, а зимой белый. - Правильно, это тоже про зайчика, потому что летом он серый. Слайд 10. - А зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными. - Ребята, кто из вас знает, зачем зайцу нужно менять цвет меха? - Белая окраска меха зимой скрывает зайца от врагов. А сейчас давайте поиграем. Я вам называю предложение, а вы его должны дополнить. У зайца глаза (какие?)…(косые) А уши (какие?)…(длинные) Хвост (какой?)…(короткий) Зимой зайцы бывают (какие?)…(белые), а летом (какие?)…(серые). | Рассматривают слайды Отвечают на вопросы | Коррекция мышления, речи, памяти |
| «Зайка в домике сидит» | Выполнение комплекса упражнений | Снятие мышечного напряжения |
| Слайд 11. Дидактическая игра «Чье это?» Усы заячьи Уши заячьи Хвост заячий Лапа заячья - Ребята, а вы знаете, чем питается заяц? Слайд 12. - Пища зайца меняется в зависимости от времени года. - Весной и летом зайцу раздолье – сочная трава, ягоды и грибы. А еще зайцы совершают набеги на ближайшие огороды и едят там овощи. Слайд 13. - А вот зимой им приходится туго. Зимой основной пищей для них является кора деревьев. Своими острыми зубами они сдирают кору, а без коры деревья могут погибнуть. Слайд 14. - Поэтому лесники, которые оберегают лес и лесных животных, запасают летом траву (косят, сушат ее и ставят вот такие стога). Животные приходят к этим стогам и едят приготовленную для них пищу. - Перед вами картинки. Какое время года на них изображено? (зима и лето) - А это пища зайца: травка, ягоды, кора деревьев, грибы, ветки деревьев, капуста, морковка. - Вы должны распределить картинки, к зимней картинке поместить пищу зайца, которой он питается зимой, а к летней картинке – ту, которой он питается летом. - Молодцы, ребята! Правильно справились с заданием! - А теперь, составим предложения по этим картинкам. Слайд 15. - А как зовут детенышей зайца? - Зайчата (1-6, реже 12) рождаются с густым мехом и первое время сидят в траве неподвижно, чтобы не оставлять следов, а мать приходит их кормить ночью. При этом она кормит не только своих зайчат, но и чужих. В местах, где много зайцев, все зайчата порой становятся как бы общими. - Маленькие зайчата решили поиграть в прятки в волшебном лесу, возьмите карточки и попробуйте посчитать сколько их? Слайд 16. - Как вы думаете, а где живут зайцы? - В сказках заяц живет в домике. Слайд 17. - А в жизни он выбирает себе место под деревом, кустом или сухой траве. Ему главное, чтобы там было солнечно, тепло и сухо. Слайд 18. - В зимнее время животное выкапывает себе нору в снегу. Ему совсем не холодно, теплая шерстка согревает его в холода. | Коррекция мышления, речи, памяти | |
| - Давайте, ребята, составим рассказ про зайца. - Кто это? - Какие у зайца уши? (длинные, чуткие) - Какие у него лапы? (длинные, сильные) - Какой хвостик? (короткий, маленький, пушистый) - Какого цвета шерсть у зайца? - Как белая шерсть помогает зайцу? - Чем питается заяц летом? зимой? - Кто враги у зайца? - Молодцы, ребята! Чтение стихотворения ). У косого нет берлоги Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги А от голода – кора. | Составляют рассказ
Читает ученик | Коррекция речи, памяти |
| - Ну вот, наш урок и подходит к концу. - О каком диком животном мы сегодня говорили? (заяц) - Что нового узнали о зайце? - Поднимите руки, кому понравился урок. | Отвечают на вопросы | |
VIII. Домашнее задание | - А сейчас я вам раздам картинки (контурное изображение животных), нужно среди них найти зайца и раскрасить его) |
Самоанализ
Урок развития устной речи во 2 классе по теме: «Дикие животные: заяц».
Урок выбран из рабочей программы и соответствует тематическому планированию.
Планирование и проведение урока осуществлялось с учетом психолого-педагогических особенностей детей.
Цель урока: формирование представлений детей о зайце, как представителе диких животных.
Задачи: 1. Образовательные:
- расширить и уточнить представления детей о диких животных: заяц;
- обогащение словаря учащихся сравнениями и притяжательными прилагательными;
- формировать умение составлять описание животного.
2. Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию слухового внимания;
- способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;
- способствовать развитию логического мышления.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, к животным;
- стремление воспитывать уважение детей друг к другу.
Коррекционная задача ориентирована на активизацию тех психических функций, которые максимально задействованы на данном уроке (коррекция речи, зрительного восприятия).
На этапе – «Организационный момент» проводится упражнение на коррекцию внимания.
Урок выполняет дидактическую, т.е. обучающую функцию: учащиеся узнают новое о зайце, закрепляют полученные знания. В ходе изучения нового материала используются разнообразные приемы: вводная беседа, презентация, что активизирует познавательную деятельность и способствует введению новой информации по разным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов. Каждый этап урока четкий и завершенный – это говорит о логичности урока, цель каждого этапа подчинена общей цели урока, прослеживается критерий приемственности на уроке уточняется понятие о группе животных, т.к. эти знания необходимы на следующем уроке «Домашние животные: Лиса»
В основе урока лежат следующие дидактические принципы:
- научность и доступность обучения (обучение на уровне возможностей детей);
- систематичности и последовательности (между частями материала существует логическая связь);
- принцип наглядности (наглядность стимулирует речевую активность учащихся);
- сознательности и активности (учащиеся понимают материал);
- принцип коррекционной направленности обучения (методы и принципы, включенные в урок, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию)
время на уроке было распределено рационально. Связки между этапами логичны.
Считаю, что результат урока положительный, цель урока достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-176030-1357842113.jpg)
Конспект урока естествознания (окружающего мира) по теме: "Дикие и домашние животные".
Конспект открытого урока по естествознанию во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».Цели:1)дать представление о диких и домашних животн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207268-1361273611.jpg)
Конспект урока по развитию речи: "Дикие и домашние животные"
Конспект урока разработан для детей с легкой умственной отсталостью....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/24/picture-555840-1569339540.jpg)
Конспект урока по развитию речи в 1 классе на тему" Дикие животные-заяц"
Конспект урока по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-860104-1480589981.jpg)
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Дикие и домашнии Животные».
2 класс программа «Школа России»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-944394-1504632104.jpg)
Конспект урока для 3 класса по теме " Дикие животные. Повторение времени Present Simple Tense. Безглагольные предложения в данном времени"
На данном уроке учащиеся учатся составлять безглагольные предложения, закрепляется время Present Simple Tense, активизируется лексика...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-131969-1351269944.png)
Разработка урока по развитию речи на тему «Дикие животные»
Разработка урока по развитию речи на тему "Дикие животные", для класса ГУО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1221575-1583069851.jpg)
Конспект урока в 1 классе по теме «Дикие и домашние животные»
Комбинированный урок объяснения нового материала по теме "Дикие и домашние животные"...