Конспект урока по развитию речи на тему: "Дикие животные"
план-конспект урока по чтению

Данный урок разработан для учащихся начальных классов коррекционной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития устной речи  во 2 классе

Тема: «Дикие животные: Заяц»

                                                                                     

 Учитель:  Кузнецова И.А.

Тема урока: «Дикие животные: Заяц».

Цель: формирование представления детей о зайце, как представителе диких животных.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:   1. Образовательные:

  • расширить и уточнить представления детей о диких животных: заяц;
  • обогащение словаря учащихся сравнениями и притяжательными прилагательными;
  • формировать умение составлять описание животного.

           2. Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию слухового внимания;
  • способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;
  • способствовать развитию логического мышления.

            3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, к животным;
  • стремление воспитывать уважение детей друг к другу.

Методы и приемы:

  • Словесные: обобщающая беседа, рассказ, инструкция к заданиям;
  • Наглядные: картинки зайцев, животных, демонстрация видеофильма;
  • Практические: самостоятельная работа, выполнение различных упражнений.

Оборудование:  компьютер,  проектор,  демонстрационный экран,  презентация, картинки диких животных, сюжетные картинки, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Коррекционная работа

  1. Орг. момент. Психологический настрой на работу.

Настроение у нас?

- Отличное!

- А улыбки?

- Дело привычное!

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и все…(видят)

- Уши внимательно слушают и все…(слышат)

- Голова хорошо…(думает)

- Пожелаем друг другу добра, ведь урок начинать нам пора.

Отвечают на вопросы

Коррекция  внимания

  1. Повторение изученного материала.

- Скажите, какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы?

- Какая погода на улице?

- Ребята, а сейчас посмотрите на эти картинки. Мы с вами попали в зимний лес. Как красиво в зимнем лесу. Везде лежит снег.

- Снег, какой?

- Прислушайтесь, лес с нами разговаривает.

Артикуляционная гимнастика.

«У-у-у» - встревожился лес.

«О-о-о» - удивился лес.

«А-а-а» - обрадовался лес.

- Скажите, ребята, а кто живет в лесу? (животные). А какие животные?

- Каких диких животных вы знаете? (вывешиваются картинки диких животных)

- А каких животных мы сейчас не можем встретить в лесу? (еж, медведь)

- Почему? (они спят)

- Молодцы, ребята.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Коррекция внимания, слухового восприятия

  1. Новый материал. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью дикого животного, узнаем его строение, как передвигается, чем питается, чем покрыто тело и составим рассказ об этом животном. Но сначала, давайте отгадаем загадку.

Презентация.

Слайд 2. Загадка

Не барашек и не кот,

Носит шубу каждый год.

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета.

Слайд 3.

- Правильно, это зайчик.

Слайд 4.

- Вот такого зайчика вы уже видели в мультиках и книгах.

- Скажите, а какие рассказы, сказки мы читали с вами на уроках чтения о зайцах?

Слайд 5.

- А вот это настоящий заяц, который живет в лесу. У него длинные уши, косые глаза, короткий хвост, короткие передние и длинные задние лапы.

- А почему у зайцев длинные уши?

- В первую очередь уши нужны для того, чтобы слышать. И чем больше уши, тем острее слух зайца.

- Основной способ избежать опасности – бегство. И здесь, помимо быстрых ног и особых приемов, зайцу помогают…уши. Именно длинные уши плотно прижимаются к телу, обеспечивая большую скорость.

- А почему косые глаза? Помните, в сказках зайца еще называют «косым».

- Глаза у зайца расположены не близко у носа, а по бокам мордочки, чтобы видеть своих врагов сбоку и даже сзади.

Слайд 6.

- К сожалению, у зайца есть враги, которых он боится – это лиса, волк, рысь, большие птицы и другие хищники. Он не умеет защищаться от врагов, поэтому ему приходиться убегать. И это у него очень хорошо получается.

- А как вы думаете, почему у зайца передние лапы короткие, а задние длинные?

Слайд 7.

- Когда заяц убегает от своих врагов, он выбрасывает свои задние лапы и делает огромные скачки, а передними лапками он только опирается о землю. Поэтому большие задние лапы спасают зайцев от врагов.

Слайд 8.

- А вы слышали такую загадку «Кто в гору бегом, а с горы кувырком».

- А что значит кувырком?

- В гору заяц поднимается очень быстро, а с горы ему мешают задние лапы, и поэтому он с горы скатывается кувырком, значит «через голову».

Слайд 9.

- А вот эта загадка о ком? Летом серый, а зимой белый.

- Правильно, это тоже про зайчика, потому что летом он серый.

Слайд 10.

- А зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.

- Ребята, кто из вас знает, зачем зайцу нужно менять цвет меха?

- Белая окраска меха зимой скрывает зайца от врагов.

   А сейчас давайте поиграем. Я вам называю предложение, а вы его

должны дополнить.

У зайца глаза (какие?)…(косые)

А уши (какие?)…(длинные)

Хвост (какой?)…(короткий)

Зимой зайцы бывают (какие?)…(белые), а летом (какие?)…(серые).

Рассматривают слайды

Отвечают на вопросы

Коррекция мышления, речи, памяти

  1. Физкультминутка

«Зайка в домике сидит»

Выполнение комплекса упражнений

Снятие мышечного напряжения

  1. Презентация (продолжение)

Слайд 11.

Дидактическая игра «Чье это?»

Усы заячьи

Уши заячьи

Хвост заячий

Лапа заячья

- Ребята, а вы знаете, чем питается заяц?

Слайд 12.

- Пища зайца меняется в зависимости от времени года.

- Весной и летом зайцу раздолье – сочная трава, ягоды и грибы. А еще зайцы совершают набеги на ближайшие огороды и едят там овощи.

Слайд 13.

- А вот зимой им приходится туго. Зимой основной пищей для них является кора деревьев. Своими острыми зубами они сдирают кору, а без коры деревья могут погибнуть.

Слайд 14.

- Поэтому лесники, которые оберегают лес и лесных животных, запасают летом траву (косят, сушат ее и ставят вот такие стога). Животные приходят к этим стогам и едят приготовленную для них пищу.

- Перед вами картинки. Какое время года на них изображено? (зима и лето)

- А это пища зайца: травка, ягоды, кора деревьев, грибы, ветки деревьев, капуста, морковка.

- Вы должны распределить картинки, к зимней картинке поместить пищу зайца, которой он питается зимой, а к летней картинке – ту, которой он питается летом.

- Молодцы, ребята! Правильно справились с заданием!

- А теперь, составим предложения по этим картинкам.

Слайд 15.

- А как зовут детенышей зайца?

- Зайчата (1-6, реже 12) рождаются с густым мехом и первое время сидят в траве неподвижно, чтобы не оставлять следов, а мать приходит их кормить ночью. При этом она кормит не только своих зайчат, но и чужих. В местах, где много зайцев, все зайчата порой становятся как бы общими.

- Маленькие зайчата решили поиграть в прятки в волшебном лесу, возьмите карточки и попробуйте посчитать сколько их?

Слайд 16.

- Как вы думаете, а где живут зайцы?

- В сказках заяц живет в домике.

Слайд 17.

- А в жизни он выбирает себе место под деревом, кустом или сухой траве. Ему главное, чтобы там было солнечно, тепло и сухо.

Слайд 18.

- В зимнее время животное выкапывает себе нору в снегу. Ему совсем не холодно, теплая шерстка согревает его в холода.

Коррекция мышления, речи, памяти

  1. Обобщение  

     - Давайте, ребята, составим рассказ про зайца.

- Кто это?

- Какие у зайца уши? (длинные, чуткие)

- Какие у него лапы? (длинные, сильные)

- Какой хвостик? (короткий, маленький, пушистый)

- Какого цвета шерсть у зайца?

- Как белая шерсть помогает зайцу?

- Чем питается заяц  летом? зимой?

- Кто враги у зайца?

- Молодцы, ребята!

Чтение стихотворения

).   У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги

А от голода – кора.

Составляют рассказ

 

Читает ученик

Коррекция речи, памяти

  1. Итог урока, оценивание

- Ну вот, наш урок и подходит к концу.

- О каком диком животном мы сегодня говорили? (заяц)

- Что нового узнали о зайце?

- Поднимите руки, кому понравился урок.

Отвечают на вопросы

VIII. Домашнее задание

     - А сейчас я вам раздам картинки (контурное изображение животных), нужно среди них найти зайца и раскрасить его)

Самоанализ 

Урок развития устной речи во 2 классе по теме: «Дикие животные: заяц».

Урок выбран из  рабочей программы и соответствует тематическому планированию.

Планирование и проведение урока осуществлялось с учетом психолого-педагогических особенностей детей.

Цель урока: формирование представлений детей о зайце, как представителе диких животных.

    Задачи: 1. Образовательные:

  • расширить и уточнить представления детей о диких животных: заяц;
  • обогащение словаря учащихся сравнениями и притяжательными прилагательными;
  • формировать умение составлять описание животного.

           2. Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию слухового внимания;
  • способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;
  • способствовать развитию логического мышления.

            3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, к животным;
  • стремление воспитывать уважение детей друг к другу.

Коррекционная задача ориентирована на активизацию тех психических функций, которые максимально  задействованы на данном уроке (коррекция речи, зрительного восприятия).

На этапе – «Организационный момент» проводится упражнение на коррекцию внимания.

Урок выполняет дидактическую, т.е. обучающую функцию: учащиеся узнают новое о зайце, закрепляют полученные знания. В ходе изучения нового материала используются разнообразные приемы: вводная беседа, презентация, что активизирует познавательную деятельность и способствует введению новой информации по разным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов. Каждый этап урока четкий и завершенный – это говорит о логичности урока, цель каждого этапа подчинена общей цели урока, прослеживается критерий приемственности на уроке уточняется понятие о группе животных, т.к. эти знания необходимы на следующем уроке «Домашние животные: Лиса»

В основе урока лежат следующие дидактические принципы:

  • научность и доступность обучения (обучение на уровне возможностей детей);
  • систематичности и последовательности (между частями материала существует логическая связь);
  • принцип наглядности (наглядность стимулирует речевую активность учащихся);
  • сознательности и активности (учащиеся понимают материал);
  • принцип коррекционной направленности обучения (методы и принципы, включенные в урок, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию)

время на уроке было распределено рационально. Связки между этапами логичны.

Считаю, что результат урока положительный, цель урока достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока естествознания (окружающего мира) по теме: "Дикие и домашние животные".

Конспект открытого урока по естествознанию во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».Цели:1)дать представление о диких и домашних животн...

Конспект урока по развитию речи: "Дикие и домашние животные"

Конспект урока разработан для детей с легкой умственной отсталостью....

Конспект урока для 3 класса по теме " Дикие животные. Повторение времени Present Simple Tense. Безглагольные предложения в данном времени"

На данном уроке учащиеся учатся составлять безглагольные предложения, закрепляется время Present Simple Tense, активизируется лексика...

Разработка урока по развитию речи на тему «Дикие животные»

Разработка урока по развитию речи на тему  "Дикие животные", для класса ГУО...

Конспект урока в 1 классе по теме «Дикие и домашние животные»

Комбинированный урок объяснения нового материала по теме "Дикие и домашние животные"...