Урок обучения грамоте "Звуки [й' у], буквы Ю, ю". 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс)
Программа "Школа России".1 класс. Урок обучения грамоте "Звуки [й´у], буквы Ю, ю" знакомит учащихся с буквой Ю,с ее "работой" в языке. Представлен подробный конспект и небольшая презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.37 КБ |
![]() | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ю г ю мор ю нга ю бка ю ный Ю рий
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [й´у], буквы Ю, ю.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ю, обозначающей звуки [у] , [й' у].
Планируемые результаты:
Предметные:
• узнать роль буквы Ю в обозначении звуков [у], [й' у] в определенных позициях в слове
• понимать функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных
• читать слоги и слова с буквой Ю
Метапредметные:
• понимать и сохранять учебную задачу урока
• высказывать и аргументировать свою позицию
• учиться действовать по алгоритму
• слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; участвовать в учебном диалоге
Личностные:
• проявлять интерес к родному языку, к чтению
• проявлять уважение к иному мнению
• развивать мышление, речь, внимание, словарный запас, творческую фантазию.
Ресурсы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, юла, кинетический песок.
ХОД УРОКА
I. Орг. м.
II. Актуализация знаний
1). На доске :
д | м | л |
Н | а | с |
о | к | У |
- Найдите букву Л. Это первая буква.
- 2 шага вниз. Это вторая буква.
- 1 шаг влево. Это третья буква.
- Какое слово получилось? ( лук)
- Что обозначает это слово? (многозначность слова - картинки) (Лук – оружие для метания стрел)
- Составьте предложения с этими словами.
Мотивация познавательной деятельности
2)- Произнесите слово – ЛУК .
- Составьте схему этого слова. Положите листочки в клетку. На них запишите схему. ( + 1 чел. у доски)
– А теперь давайте превратим слово ЛУК – в ЛЮК.
- Что такое ЛЮК? (отверстие с крышкой для проникновения вниз)
- Какие правила безопасности надо соблюдать,
если вы увидели ЛЮК?
- составьте рядом схему этого слова.
3)- Сравним схемы.
- Чем похожи?
- Чем отличаются?
- Дадим характеристику звукам первого слова ЛУК и запишем их буквами:
Л У К.
IлI- согл., зв., тв., непарный, обозначим буквой Л
IуI- гл.,ударн., обозначим буквой У
IкI- согл., глух., тв., парный, обозначим буквой К
4)- Какие буквы надо заменить, чтобы слово ЛУК превратилось в ЛЮК?
- Нужны ли разные буквы для твердого и мягкого согл. зв.? (нет)
-Надо ли заменять первую букву? (нет, на доске во втором слове первой ставится та же буква Л)
-Нужна ли другая буква для последнего звука (нет, ставится буква К)
- Можно ли и вторую букву на месте гласного звука оставить той же? (пробуем У)
-Слово ЛЮК не получается.
Вывод: нужна другая буква гласного - буква Ю.
Организация познавательной деятельности
III. Сообщение тема и задачи урока.
- Какова тема нашего урока?
- Чему будем учиться?
IV. Работа по теме.
- Представление буквы Ю- буквы гласного звука У.
- На что похожа буква Ю ?
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква (хором) Ю.
а)- Нарисуйте на ладошке букву Ю.
- Из каких элементов состоит буква Ю? ( наклонной палочки и овала)
б)- Вылепите эту букву из кинетического песка. Разделите песок на 2 части- побольше и поменьше. Из одной части вылепим овал, из другой палочку.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к палочке прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква (хором) Ю.
в) - Найдите и покажите букву Ю в алфавите.
2. Чтение слогов и слов с буквой Ю после согласного.
-Какую работу выполняет буква Ю в слове ЛЮК? (2 работы)
- Какие ещё буквы показывают на мягкость согласного звука?
На доске слайд
рю | крю | крюк |
тю | стю | клюшка |
сю | трю | брюки |
дю | пню | костюм |
лю | влю | люстра |
ню | мню | Нюра |
- Какое слово непонятно? (трюм-нижняя часть корабля для перевозки грузов)
а) - Какое слово в третьем столбике вы назвали бы «лишним»?
- Почему?
На доске : Нюра.
-Как будут звать девочку, когда она вырастет?
-какие работы выполняет буква Ю в слове НЮРА?
б) - Как это имя девочки превратить в другое слово – имя мальчика?
- только ли надо убрать букву Н? (ещё заменить строчную букву Ю на заглавную)
- Какое слово получилось? (Юра)
На доске: Нюра Юра
-Сравним звучание слов Нюра и Юра.
Закрываю слова Нюра Юра.
в) - Составьте звуковые схемы этих слов( на листочках и 2 человека у доски)
- Почему схемы получились одинаковые?
г) - Обозначим каждый звук буквой.
Нюра
Iн,I- согл., зв., мягк., непарный, обозначим буквой Н
IуI- гл.,ударн., обозначим буквой Ю, чтобы показать мягкость предш. согл.зв.
IрI- согл., зв., тв., непарный, обозначим буквой Р
IаI- гл.,безударн.,
(Юра)
д) -Схема второго слова показывает, что в нем 4 звука, а букв в слове Юра (открываю) – три.
- Почему? Кто догадался? ( под двумя первыми звуками прикрепляем букву Ю, дети отмечают в тетрадях)
3. Вывод:
Буква Ю может выполнять ещё 1 работу – обозначать 2 звука в начале слова.
- Какие ещё буквы могут выполнять такую же работу?
-Стоит этим буквам попасть в начало слова, как их «работа» сейчас же меняется — они начинают, кроме своего гласного звука, обозначать ещё и звук [й’].
4. Правило чтения:
- Как же читать слова, когда в слове есть буква ю ?
- Вижу букву Ю в начале слова-читаю как два звука.
- Вижу букву Ю после согласного – читаю – у, а согл. – мягко.
- какие ещё буквы подчиняются этому правилу?
(буквы е, ё, ю, я в начале слова читаем как два звука)
На слайде: Юля, Юна, Юлиана, юбка, юный, юмор, юг
ФИЗМИНУТКА
5. Работа с текстом стр.48
У Юры юла.
– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит Юля.
– Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...»
- О ком текст? Кто герои текста?
- Чем заняты дети? Что у Юры? Что делает Юля? Что предложил Юра? Что узнали об игрушке юле?
- Кто видел юлу? Кто играл?
- Что хотел сказать автор текста вам, своим читателям?
- Как можно озаглавить текст? (Будем вместе играть)
чтение по ролям
- сколько человек нам нужно для чтения по ролям?(3)
- Кто? (Юля, Юра, автор)
- найдите слова автора
- Когда так говорят?
Юра очень утомился – целый день юлой крутился.
6.Работа в парах.
- У вас на листочках слова, но гласные буквы убежали.
Поставьте их на место.
Л…ба
пл…с
р…ки
бр…ки
др…г
- Проверка на компьютере.
V. Рефлексия
У: Кому было трудно на уроке?
У: Что понравилось делать на уроке?
У: Вы сегодня были молодцы.
- Подведите итог разговора о «работе» букв гласных.
-Они «труженицы» и «помощницы»: не только свои гласные звуки обозначают, но и согласным звукам и их буквам помогают.
- В каком же домике будет жить наша буква?
- Попрощаемся с буквой Ю до следующего урока.
-Превратите песочную букву Ю в смайлик, который показывает ваше настроение (Дети из песка выкладывают букву Ю).
VI. Орг. м.
Литература
1. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. «Азбука» в 2-х частях (В комплекте с электронным предложением) М.: Просвещение, 2015
2. Бойкина М.В., Баканча Н. В., Бубнова И. А., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Обучение грамоте: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителей. М.: СПб.: Просвещение, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»
Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву Ш (ш); -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...
Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-237191-1365239551.jpg)
Урок обучения грамоте "Изучаем буквы. Буква А"
Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа. XXI век", но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать в своей работе. К уроку составлена презентация, в которой в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-385325-1614526511.jpg)
Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"
Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...
Урок обучения грамоте (чтения) в 1 «Б» классе на тему: «Буква Д. Чтение слов с изученными буквами»
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему: "Буква Д. Чтение слов с изученными буквами"....
Урок обучения грамоте (чтению) в 1 инклюзивном классе на тему: ФГОС НОО - «Гласный звук у. Буквы У, у.» ФГОС О У/О - «Звук и буква У, у.»
Урок обучения грамоте (чтению) в 1 инклюзивном классе на тему: ФГОС НОО - «Гласный звук у. Буквы У, у.» ФГОС О У/О - «Звук и буква У, у.»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/13/picture-1303173-1610538846.jpg)
Конспект урока обучения письму "Заглавная буква В" 1 класс
Цели деятельности учителя:Формирование умения воспроизводить прописную букву «В» и её элементы, соединять её с другими буквами Планируемые результаты:Предметные:Знать: из каких элемен...