Урок литературного чтения "Поэтическое восприятие мира поэтами и художниками", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пирогова Нина Николаевна

Обнаружение необычного авторского взгляда на мир в стихотворении К. Бальмонта, хокку Кобаяси Иссы, картинах Анри Матисса, Густава Климта; чуткого, бережного отношения авторов к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Поэтическое восприятие мира поэтами и художниками… Необычный авторский взгляд на мир в стихотворении К. Бальмонта, хокку Кобаяси Иссы, картинах Анри Матисса, Густава Климта

Слайд 2

Образовательная программа РО система Л. В. Занкова Предмет Литературное чтение Класс 4 класс Тема Поэтическое восприятие мира поэтами и художниками… Необычный авторский взгляд на мир в стихотворении К. Бальмонта, хокку Кобаяси Иссы, картинах Анри Матисса, Густава Климта Учитель Пирогова Нина Николаевна Место работы МОБУ «СОШ № 16» г. Минусинск Красноярский край

Слайд 3

Стаял зимний снег. Озарились радостью Даже лица звёзд. (Кобаяси Исса ) Ей только девять дней. Но знают и поля и горы: Весна опять пришла . (Басё)

Слайд 4

К. Д. Бальмонт (1867–1942) «Аромат солнца» «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»

Слайд 5

Кто на стороне «Слепцов»? Метерлинк («Синяя птица») использует другое слово — СПИТ: Тильтиль говорит матери, что это она спит; в семьях, где живут с ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, каждый день — воскресный Людьми, которые - поэтически воспринимают мир - обладают тем внутренним взором постижения сути вещей (такое восприятие обрели герои Метерлинка) Другими людьми, прагматиками, — обладающими банальным, прозаическим, бытовым восприятием мира ↓ Точка зрения автора и таких, как он, т. е. тех, кто верит, что у солнца есть свой неповторимый аромат, знакомый птицам и цветам. СЛЕПЦЫ или спящие — люди, которые видят только поверхность вещей и поэтому не умеют радоваться жизни Морис Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (фр. Maurice (Mooris) Polydore Marie Bernard Maeterlinck ; 29 августа 1862, Гент — 6 мая 1949, Ницца) Понравилось бы это стихотворение Метерлинку? Контраст между:

Слайд 6

Лирический герой Бальмонта восторженно говорит - о слиянии в один хор; - о сплетении в один узор; О том, что аромат чувствуют только родственные души «мы», птицы, цветы… Чувство единения человека с миром природы в пьесе Метерлинка: главный герой, ребёнок, научается в результате путешествия постигать ранее непостижимое: голоса воды, огня, хлеба; видеть суть вещей, людей, их внутреннее состояние Вывод. Мы можем по-своему воспринимать стихи автора, можем спорить, отстаивать свою точку зрения, даже философствовать, но здесь видим два типа восприятия мира в стихотворении К. Бальмонта, пьесе М. Метерлинка (поэтическое и банальное). Есть ли сходство в том, как русский поэт и бельгийский драматург (которые были современниками) воспринимают мир?

Слайд 7

Кобаяси Исса, 15 июня 1763 – 5 января 1828 хокку かたつむり そろそろ登れ 富士の山 Ползи, улитка, по склону Фудзи вверх до самых высот Исса 小林一茶

Слайд 8

Вот выплыла луна, И самый мелкий кустик На праздник приглашён! Ах, не топчи траву! Там светлячки сияли Вчера ночной порой. Вывод. В х окку есть недоговорённость, автор будит мысль читателя , даёт ей определённое направление, но свою точку зрения не навязывает.

Слайд 9

Вложите слова этих хокку в уста двум воображаемым японцам. (Чтение в парах, инсценирование ) Представь, однажды утром старик, склонный любоваться миром природы, с восторгом рассказывает соседу о своём ярком ночном впечатлении: Вот выплыла луна, … Сосед, слушавший старика с благоговением, вдруг замечает своего сынишку, выбежавшего на лужайку: Ах, не топчи траву!... Вывод. Всегда строки хокку — это путь к собственному творчеству читателя, т.е. лично к твоему внутреннему решению предложенной темы. Стихотворение кончается, и вот тут начинается поэтическое постижение темы.

Слайд 10

Какое восприятие мира — выраженное во впечатлении старика или в замечании его соседа — кажется тебе более поэтичным? Совершенно понятно, что первое хокку, в котором рисуется волшебная картина преображения всей природы в результате того, что взошла луна, — более поэтическое. Во втором хокку содержится более изысканное, ещё более утончённое и поэтому более поэтическое восприятие мира, несмотря на то, что герой начинает выражать его буднично «Ах, не топчи траву!», НО причина, по которой нельзя топтать траву…, придаёт восприятию статус поэтического. Какое хокку из этих двух Метерлинк и Бальмонт оценили бы как выражающее их собственное восприятие мира? Вывод. Чуткое, трепетное и бережное отношение к природе обосновано поэтическим восприятием мира.

Слайд 11

Анри Матисс, « Красные рыбы» ( Matisse , Henri ) (1869–1954 ) (А. Матисс, «Красные рыбы», 1911, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) Есть ли сходство во взгляде на мир поэтов и художников? Есть у этого художника способность творить красочную, праздничную атмосферу из самых простых впечатлений? Стоит чуть прищурить глаз, и вместо аквариума с рыбками на столике увидите тихую речную заводь…

Слайд 12

Густав Климт , « Поле маков» ( Klimt , Gustav) (1862 – 1918) Неповторимая манера художника рисовать крошечными точечками… Как художнику удаётся создать впечатление трепетания многочисленных лепестков? Понравилась бы эта картина Морису Метерлинку? А К. Бальмонту?

Слайд 13

Вывод Что сближает М. Метерлинка, К. Бальмонта, Г. Климта , А. Матисса? Влюблённость в мир, умение открыть зрителю, читателю новые грани знакомого мира. Что даёт нам (читателям, зрителям) поэтическое восприятие мира поэтами и художниками?.. Помогают разглядеть особенное в обыденном, открывают нам глаза.

Слайд 14

Rf : Удалось поработать в теме? Что именно помогло увидеть нам поэтическое восприятие мира поэтами и художниками? Зачем нам такой (чужой) опыт? Желаю вам не растерять те крупицы знания, которые приобрели сегодня на уроке, которые помогут вам открывать новые грани знакомого мира.

Слайд 15

Использованные ресурсы http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/76/ http://www.haikupedia.ru/ http://smallbay.ru/matisse.html http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0030.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Утёс - глазами поэта М.Ю.Лермонтова.

УМК "Школа Россиии". Урок литературного чтения в 3 классе. Цель урока: учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических стихотворений....

Урок лит.чтения "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и человека"

Материал содержит разработку урока и презентацию. Данная тема предусмотрена в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". В работе применяется метод диалога с текстом, который оказывает большое в...

Презентация для уроков литературного чтения "Писатели и поэты" (продолжение).

Презетация для уроков литературного чтения "Писатели и поэты" содержит краткие биографии и рекомендательные списки произведений классиков русской литературы....

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Технологическая карта урока литературного чтения "Природа для поэта – любимая и живая". А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (УМК Перспективная Начальная Школа); 2 класс

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведениями А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринц...