Технологическая карта урока по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пастухова Елена Алексеевна

Технологическая карта урока по литературному чтению. Начальная школа XXI века, 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

ФИО учителя: Пастухова Елена Алексеевна

Класс: 4 класс

УМК: «Начальная школа XXI века»

Предмет:  Литературное чтение

Тема: Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». И.И. Хемницер  «Стрекоза». Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи».

Тип урока: Изучение нового материала.

Место и роль урока в изучаемой теме: 11 урок. Раздел: Басни. Русские баснописцы.

Цель: Способствовать ознакомлению с жанровыми особенностями и структурой басни, литературоведческими понятиями «басня», «мораль», «баснописец», «олицетворение», «аллегория», «ирония»; содействовать развитию умений сравнивать басни разных авторов по форме, содержанию, сюжету, морали, выразительно читать тексты басен.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знают жанровые особенности и структуру басен, определяют мораль и форму изложения; сравнивают басни разных авторов (форма, содержание, сюжет, мораль). Понимают литературоведческими понятиями «басня», «мораль», «баснописец», «олицетворение», «аллегория», «ирония». Выразительно читают тексты басен.

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.  

Высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением; уважают мнения других по обсуждаемой проблеме; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Ход урока

Этапы урока

Цель деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемый результат

I. Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организует свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II. Подготовка к основному этапу занятия

Настраивание на целенаправленную деятельность; самостоятельное выведение понятия. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Постановка целей.

-Часто животные ассоциируются у людей с определенными качествами. В каких случаях мы узнаем определенных людей? Какому жанру соответствуют следующие признаки: мораль, стихотворная форма, краткость, иносказание (аллегория), ирония?

- Какова тема нашего урока?

- Попробуйте дать определение: что такое басня?

- Сравним определение в учебнике с тем, которое мы дали.

Организует чтение авторского текста рубрики «Обратите внимание», уточняет его понимание.

- Мы прочтем три басни со сходным сюжетом. Каждый автор по-своему показывает этих животных.

Проблемный вопрос: Какие качества осуждает автор?

Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Предлагают формулировки целей, плана действий.

Регулятивные УУД: в общей беседе и диалоге с учителем определяют и формулируют цель и план деятельности на уроке.

Познавательные УУД: овладевают умениями подводить под понятия, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществляют сравнение, делают выводы.

Коммуникативные УУД: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению.

 III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Выступление с самостоятельно подготовленными сообщениями перед классом. Совершенствование навыков чтения. Овладение понятиями басня, мораль, баснописец.  Ознакомление со структурой басни.

Выразительное чтение и обсуждение текста басни. Овладение понятиями аллегория, ирония.

Самостоятельное чтение басни, обсуждение содержания прочитанного в группах; высказывание своего мнения.

- Басни каких авторов вам уже знакомы?

Предлагает прослушать сообщения о баснописцах: И.А.Крылове, И.И. Хемницере, Л.Н.Толстом.

- Какое произведение называют басней?

- Кого называют баснописцами?

- Что такое мораль басни?

- Из каких частей состоит басня?

- Подумайте, как надо читать басни, чтобы передать то, что хотел сказать автор?

Читает басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

Организует работу с рубрикой «Обратите внимание».

- Объясните понятия аллегория, ирония.

Проводит беседу по вопросам к басне.

- Представьте героев басни. Как их изобразил автор? Как он к ним относится? Как их называет? Прочитайте.

Предлагает выразительно прочитать басню по ролям.

Предлагает в группах прочитать басни И.И.Хемницера «Стрекоза» и Л.Н.Толстого «Стрекоза и муравьи», обсудить вопросы к ним. Проводит словарную работу. Предлагает ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Выступают с сообщениями, слушают сообщения.

Читают текст рубрики «Обратите внимание», отвечают на вопросы по его содержанию. Объясняют понятия басня, мораль, баснописец.

Слушают чтение басни учителем.

Объясняют понятия аллегория, ирония.

Отвечают на вопросы.

Выразительно читают басню по ролям.

Участвуют в коллективной работе. Читают басни, обсуждают вопросы. Находят в словаре значения незнакомых слов. Отвечают на проблемный вопрос.

Предметные результаты: осознанно читают, объясняют понятия.

Познавательные УУД: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентируются в содержании текста; строят рассуждения; высказывают предположения.

Коммуникативные УУД: владеют монологической и диалогической формами речи.

Личностные результаты: эмоционально воспринимают басню.

Предметные результаты: выразительно читают, объясняют понятия.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: используют в общении правила вежливости.

Личностные результаты: эмоционально воспринимают басни.

Познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения, пользуются словарями.

Коммуникативные УУД: принимают участие в работе группами; высказывают свою точку зрения; слушают других.

IV. Перенесение знаний в новые условия

Инсценирование басни

Предлагает инсценировать басни И.И.Хемницера «Стрекоза» и Л.Н.Толстого «Стрекоза и муравьи».

Распределяют роли, инсценируют басни.

Предметные результаты: инсценируют басни.

Коммуникативные УУД: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия.

V. Закрепление знаний и способов действий

Сравнение басен

Организует работу с таблицей (в учебнике).

- Сравните басни И.И. Хемницера, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, используя таблицу.

Коллективно заполняют таблицу, сравнивают прочитанные басни по заданным критериям.

Познавательные УУД: используют знаково-символические средства; осуществляют сравнение, анализ.

Коммуникативные УУД: принимают другое мнение и позицию.

VI. Рефлексия

Соотнесение результата с поставленной целью. Оценивание степени достижения поставленной цели.

Предлагает оценить работу.

_ Что нового открыли для себя?

- Как вы считаете, удалось ли нам решить учебную задачу, которую ставили в начале урока?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. Высказывают свое мнение.

Регулятивные УУД: в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы, результаты деятельности.

Домашнее задание

Развитие памяти; выразительное чтение наизусть.

Комментирует домашнее задание.

- Выучите наизусть басню по выбору.

Записывают в дневник домашнее задание.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...