Урок литературного чтения для 4 класса М. Ю. Лермонтов "Парус"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Юдкина Галина Анатольевна

Урок литературного чтения для 4 класса по теме М. Ю. Лермонтов "Парус" с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4_klass.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовская область

Ржаксинский район

филиал МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г. А. Пономарева» в с. Протасово

М. Ю. Лермонтов «Парусник»

урок литературного чтения в 4 классе

учитель начальных классов Юдкина Галина Анатольевна

с. Протасово

2019 год

             Цель: познакомить учащихся с краткой биографией поэта М. Ю. Лермонтова: формировать навыки анализа стихотворения; расширять словарный запас. 

Задачи

  1. Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;
  2. Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении;
  3. Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта;
  4. Дать понятие художественным приёмам  инверсия и антитеза;
  5. Развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей;
  6. Воспитание любви к природе, гордости интеллигента-борца.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение; получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.

  • Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

  • Регулятивные: проявляют инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.

  • Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.

  • Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении произведения.

  • Личностные: понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.

                                               Ход урока.

Организационный момент.

Речевая разминка.

   На доске:   Не мил и свет, когда друга нет.

-прочитать медленно

-быстро

-тихо

-громко

-выделяя голосом слова

 Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.

  -  Ребята, наш урок  откроем с необычного вопроса: Как вы думаете, когда человек чувствует себя по - настоящему несчастным?   ( Когда болеет; когда получает плохие оценки; когда у него нет друзей; когда одинок)

 -  Действительно, человек  всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»? (грусть, растерянность, печаль)

 - Как вы видите, эмоции самые разнообразные.

 В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства.

 И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М. Ю. Лермонтова и попробуем ответить на вопрос:

- Может ли быть одиноким великий человек или нет? Может ли его  эмоциональное состояние отразиться на  творчестве?

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова “Парус”,  стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну.

-Что нового узнаем на уроке? (о поэте)

-Чему будем учиться? (находить главную мысль произведения, читать правильно, без ошибок, выразительно)

-Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей.

 Основной этап урока.

Вступительное слово учителя.

Мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта, потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути.

 Перенесёмся  в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М. Ю. Лермонтов. Ваши одноклассницы  подготовили  сообщения  о важных моментах в биографии поэта.

Сообщение учащихся.   

           1. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Невесёлым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ему не исполнилось еще и трёх лет. Всю заботу о внуке взяла на себя его бабушка Елизавета Алексеевна. Детство он провел в её усадьбе Тарханы Пензенской губернии.     Бабушка  большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Она делала всё, чтобы мальчик не чувствовал себя сиротой.   Лермонтов рос одарённым мальчиком.   Его учили музыке,  и он   прекрасно освоил фортепьяно, скрипку, флейту. Он считал, что музыка — высший дар выражения чувств. Он сам пел. Отсюда и стихи его очень музыкальны. Сначала его учили домашние учителя. Благодаря им он овладел французским, немецким, хорошо рисовал.

 

          2.Когда Лермонтову исполнилось 13 лет, Елизавета Алексеевна переехала с внуком в Москву, чтобы он продолжал учёбу. Мальчик поступил сразу в 4-ый класс Благородного пансиона.   Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших.     Затем  он поступил в Московский университет, где проучился 2 года. Но его манит военная служба, и он оставляет университет и переезжает в Петербург, где поступает в юнкерскую школу. Решение далось непросто. В этот трудный душевный момент—разрыв с университетом, разлука с друзьями – поэт и напишет стихотворение «Парус”. Позади оставлено всё, что он любил, а впереди его ждала неизвестность. Спокойной, безмятежной жизни уже не будет.

- Что нового мы узнали о поэте?  (Жизнь Лермонтова была очень интересной, но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве)

Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

               (включить запись шума моря) Финский залив является частью Балтийского моря.

 Подготовка к восприятию стихотворения

-Как вы думаете, что увидел Лермонтов?   (СЛАЙД: морской пейзаж)

  Попробуем  представить себя на скалистом берегу, а у наших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)

 Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

Какое море в тихую погоду, в бурю?   (СЛАЙД: картины Айвазовского)

Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.            

Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.      (СЛАЙД: парус)

Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».                    

Первичное чтение учителем.    

Итак,

- Какие картины возникли  в воображении? – Какие вопросы возникли по звучанию слов? (одинокой, скрыпит)

Работа с текстом стихотворения «Парус»

Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы…        

  В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё таки  хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.

Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Самостоятельное чтение  учащимися.

Беседа по тексту стихотворения. Анализ произведения.

-Как построено это стихотворение? (Рифма перекрёстная - самая распространённая разновидность рифм)

1. Сколько строф в стихотворении?   -Три.

- Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где находится читатель, откуда он видит парусник?

 – Издалека.

- Вторая строфа.

-Картина бури.

- Где читатель (наблюдатель)?

 – На паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся мачта, вот-вот смоет волна.

- Третья строфа.

Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч солнца.

2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим?

 – Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч ... золотой”).

-Что за литературный приём использован?  ЭПИТЕТЫ

- Золотой, голубой – любимые лермонтовские эпитеты.

-Автор нашел очень яркое определение своему парусу. Найдите его. (Мятежный). Что означает это слово?

Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.

 

Парус, как живой человек, ищет не покоя, а бури и волнения. Парус  как бы протестует против спокойствия окружающего мира. Это слово отражает основной мотив стихотворения – жажду борьбы и свободы.

- Какая строфа лишена цвета? –

-  Вторая. 

–Почему? (Выслушиваем ответы учащихся).

3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:

  • первые две строчки каждой строфы – картина моря;
  • вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).

4.      Сколько раз употребляется слово парус? (один)

Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)

Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей.    

 

-Какое прилагательное играет здесь важную роль? -Одинокой.  

-Что это за литературный прием?

- Это ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

 

- Какие   средства выразительности речи использовал автор?

-  Какие   антонимы мы находим в стихотворении?

-Счастья не ищет -  не от счастья бежит. «Буря» и «покой», «далекая страна» и «родной край», движение к чему-то и отчего-то.

Повтор слов   подчеркивает ценность   содержания.

- Что еще служит для этой цели?

-  Перестановка слов в предложении, нарушающая их обычный,   порядок  и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов. ИНВЕРСИЯ  —необычный порядок слов в предложении.

- Приведите примеры.

- Парус  одинокой, в тумане моря голубом, в стране далекой, в краю родном, луч солнца золотой   (здесь акцентируется  внимание на прилагательных), белеет парус, играют волны, счастия не ищет, не от счастия бежит   (глаголы-сказуемые ставятся  перед подлежащим - динамизм изображаемой картины).

- Обратите внимание на вторую строфу. Какой приём использует поэт?

- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ, передающее ощутимый свист ветра (ветер свищет (ш-ш) и скрип мачты (мачта скрыпит (с-к-р-п).

- Какое предложение  привлекает наше внимание? (Играют волны – ветер свищет)

- Динамичность изображения бури во второй строфе передано этим предложением (играют волны, ветер свищет) и нагнетанием глаголов (играет, свищет, гнется, скрыпит).

- Важнейшим   центром стихотворения кто  является?

 - Лирический герой – он главный.    

   - Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после неё нет и не будет: таков человек.

     Образы  природы, паруса, лирического «я»    в стихотворении отражают   образ  автора, в котором  проступает «лик» - лицо  поэта:   жизнь, исполненная  борьбы.

- Итак, какова главная мысль стихотворения?

 Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.  Поэт сравнивает себя с этим парусом, судьба его похожа на судьбу парусника. Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, поэтому в самом начале стихотворения прослеживается лёгкая грусть. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!  

Физминутка. 
Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки.
Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и вправо. 

  Обобщение и систематизация знаний.

  Работа над выразительным чтением стихотворения.

 - Что нужно сделать, чтобы глубже прочувствовать, понять смысл этого произведения? (Прочитать стихотворение выразительно.)  Поупражняемся в правильном произношении 1. Читай правильно:

Что -  [ш]то, гнётся –  гнё [ца],  счастье -[щ]астье,  как будто – бу[ т]о.

- Обратите внимание  на знаки препинания, которые встречаются в тексте. Перечислите их. (Восклицательный, вопросительный, многоточие в конце предложения). Для чего автор использует знаки?

-Выберите нужную интонацию для чтения стихотворения – работа в парах.

  Таблица – слайд

       Что читаем?

       Что видим?

         Как читаем?

      1 строфа

      2 строфа

      3 строфа

  Дифференцированные  задания. (У каждого ученика карточка с заданиями. Выбирают понравившееся   и отвечают)

1.  Прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.

2. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?

3.Подчеркни в стихотворении строки, которые особенно понравились, произвели сильное впечатление.

4.Словесное рисование.

5.Синквейн «ПАРУС»

Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи.

          Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский.

А вот  картина самого Лермонтова.

- Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс Александра Варламова. (слушание)

Рефлексия. Итог урока.

 - О творчестве какого писателе говорили?            

-Самооценка по слайду – себя и товарищей.

       

  Домашнее задание по уровням:

1. Выучить стихотворение наизусть (можно спеть его как песню)

2. + Сделать рисунок к стихотворению.

3. + Синквейн «Парус»

4. + Прочитать другие стихи Лермонтова.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...