Урок литературного чтения М.Ю. Лермонтов " Парус"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Светлана Степановна Попова

Конспект урока литературного чтения 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx134.83 КБ
Файл konspekt_uroka.docx134.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе М.Ю.Лермонтов « Парус»

Обучающие: продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям; познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; комплексно анализировать стихотворение;

Развивающие: развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова; мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков; способствовать развитию творческого воображения; развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма; интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда; воспитание эстетического вкуса у учащихся.

         Задачи: (предметные) содействовать расширению представлений     учащихся правильно его анализировать; способствовать воспитанию

       внимательного отношения к художественному слову.

   Метапредметные: способствовать формированию УУД:

   регулятивных – формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации,  

   осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии;

   познавательных – учить осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы;

   коммуникативных – формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, выставка книг, рисунки М.Ю.Лермонтова, таблички со словами, репродукции картин с морским пейзажем, презентация.

1 организационный

момент

- Ребята, я рада снова видеть ваши милые лица, любопытные глаза, добрую улыбку. И я думаю, что сегодня на уроке вы порадуете меня своими ответами

Начну наш урок с необычного вопроса:

- Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?

- Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. И как это плохо.

Сегодня мы совершим путешествие по небольшой части творчества одного из писателей, а точнее попытаемся разгадать тайну его удивительного стихотворения.

Внимательно прослушайте сообщения своих одноклассников. Сообщения:

1 ученик: Он родился в Москве 3 (15) октября 1814 года. У него рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Детство мальчика прошло в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области, в имении бабушки. Несколько раз Елизавета Алексеевна возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ произвел на него неизгладимое впечатление.

2 ученик Михаил получил прекрасное домашнее образование - бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт занимался живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками.

3 ученик В 1827 году Елизавета Алексеевна с внуком переехали в Москву. Через год Михаил начал учиться в Московском университетском благородном пансионе. Во время учебы он начал писать стихи. В 1832 году он оставил Московский университет и переехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании службы юнкер был произведен в корнеты Гусарского полка.

4 ученик 15 июля 1841 года в Пятигорске (поэт находился там из-за болезни) состоялась дуэль между ним и его товарищем по юнкерской школе Н. С. Мартыновым. Поэт погиб. Он прожил очень короткую жизнь - только двадцать шесть лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу".

2 изучение нового

Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку по Финскому заливу, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

-Как вы думаете, что увидел Лермонтов?    Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу.

 Учитель :у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

-Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)  

 Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

Какое море в тихую погоду, в бурю?

Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты .   

В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова, а точнее попытаемся разгадать тайну удивительного стихотворения

Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».

3.Чтение стихотворения

 «Парус »

Цель: познакомить со стихотворением «Парус», обеспечить восприятие, осмысление.

Время: 10 мин.

Прослушайте стихотворение «Парус» в исполнении актера, заслуженного артиста СССР Михаила Ивановича Царева.

Поделитесь своими мыслями о прослушаном.

Герой-рассказчик наблюдает за парусником и размышляет о его судьбе. Понять эти размышления непросто. Но давайте попробуем!

- Легко или трудно понять о чём размышляет рассказчик? 

Проверка первичного восприятия

 -Понравилось ли вам это произведение?

 -Что вы чувствовали, когда слушали его?

 -Когда вы переживали?

- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)

- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)

- Что такое буря?

- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)

- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)

Учитель: Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении?

- Найдите по тексту.

Учитель: Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется.  А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.
Ученик :  «Одинокий и мятежный»

Учитель : Правильно.  Известно, что в начале Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Как вы думаете почему Лермонтов поменял эпитет?

 Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет , но и  состояние души человека.

Учитель : Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении?

Ученик: Нет. Автор  с помощью образа паруса передает нам и свои чувства.

Учитель : А как вы считаете , какое значение имеет слово «мятежный»?

Ученик: непослушный, и.т.д.

Учитель : Слово «мятежный»  обозначает « тревожный, неспокойный , бурный» (высок).

Ученик: Да. Так как парус действительно и тревожный, и неспокойный. Не зря автор говорит после данного эпитета, что парус   просит бури. 

Учитель: Попробуйте теперь сами прочитать данное стихотворение выразительно. 

Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми.

Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

Работа в  группах

http://nenuda.ru/nuda/137/136064/136064_html_m3864744c.png

Строфа

Что видим

Как читаем

1 строфа

море, небо, паруса, затишье

спокойно, повествователь

но

  • настроение строфы - одиночество, затерянность в морском просторе.)

2 строфа

парус, шторм, волны, ветер, мачта

взволнованно, неспокойно

3 строфа

ослепляющий  своей красотой морской пейзаж

светло, торжественно

«Парус» из стихотворения М. Лермонтова живёт не только в живописи, но и в поэзии, музыке. Послушайте музыкальное произведение «Парус» (музыка А. Варламова

  • Какое чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение, недоумение, восхищение? (Восхищение и недоумение.) Что же это за парус? И о чем на самом деле
    говорит и думает поэт?
    (Стихотворение о человеке, о неустанном поиске смысла жизни.)
  • Прочитайте это стихотворение так, чтобы подтвердить свою точку зрения.

Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам, к этому должны стремиться и вы, ребята.

Имя М.Ю.Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками

итог

Оцените свою работу (у каждого парус)       Если урок понравился, вы получили удовольствие, то оставьте парус   белым, как у М.Ю.Лермонтова. Если урок был для вас скучным, было  грустно, то закрасьте любым цветом.

Продолжите высказывание:                  

Я узнал….

Мне захотелось…

Это стихотворение заставило меня задуматься…

Урок взволновал…

Я расскажу дома…



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе М.Ю.Лермонтов « Парус»

Обучающие: продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям; познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; комплексно анализировать стихотворение;

Развивающие: развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова; мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков; способствовать развитию творческого воображения; развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма; интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда; воспитание эстетического вкуса у учащихся.

         Задачи: (предметные) содействовать расширению представлений     учащихся правильно его анализировать; способствовать воспитанию

       внимательного отношения к художественному слову.

   Метапредметные: способствовать формированию УУД:

   регулятивных – формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации,  

   осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии;

   познавательных – учить осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы;

   коммуникативных – формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, выставка книг, рисунки М.Ю.Лермонтова, таблички со словами, репродукции картин с морским пейзажем, презентация.

1 организационный

момент

- Ребята, я рада снова видеть ваши милые лица, любопытные глаза, добрую улыбку. И я думаю, что сегодня на уроке вы порадуете меня своими ответами

Начну наш урок с необычного вопроса:

- Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?

- Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. И как это плохо.

Сегодня мы совершим путешествие по небольшой части творчества одного из писателей, а точнее попытаемся разгадать тайну его удивительного стихотворения.

Внимательно прослушайте сообщения своих одноклассников. Сообщения:

1 ученик: Он родился в Москве 3 (15) октября 1814 года. У него рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Детство мальчика прошло в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области, в имении бабушки. Несколько раз Елизавета Алексеевна возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ произвел на него неизгладимое впечатление.

2 ученик Михаил получил прекрасное домашнее образование - бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт занимался живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками.

3 ученик В 1827 году Елизавета Алексеевна с внуком переехали в Москву. Через год Михаил начал учиться в Московском университетском благородном пансионе. Во время учебы он начал писать стихи. В 1832 году он оставил Московский университет и переехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании службы юнкер был произведен в корнеты Гусарского полка.

4 ученик 15 июля 1841 года в Пятигорске (поэт находился там из-за болезни) состоялась дуэль между ним и его товарищем по юнкерской школе Н. С. Мартыновым. Поэт погиб. Он прожил очень короткую жизнь - только двадцать шесть лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу".

2 изучение нового

Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку по Финскому заливу, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

-Как вы думаете, что увидел Лермонтов?    Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу.

 Учитель :у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

-Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)  

 Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

Какое море в тихую погоду, в бурю?

Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты .   

В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова, а точнее попытаемся разгадать тайну удивительного стихотворения

Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».

3.Чтение стихотворения

 «Парус »

Цель: познакомить со стихотворением «Парус», обеспечить восприятие, осмысление.

Время: 10 мин.

Прослушайте стихотворение «Парус» в исполнении актера, заслуженного артиста СССР Михаила Ивановича Царева.

Поделитесь своими мыслями о прослушаном.

Герой-рассказчик наблюдает за парусником и размышляет о его судьбе. Понять эти размышления непросто. Но давайте попробуем!

- Легко или трудно понять о чём размышляет рассказчик? 

Проверка первичного восприятия

 -Понравилось ли вам это произведение?

 -Что вы чувствовали, когда слушали его?

 -Когда вы переживали?

- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)

- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)

- Что такое буря?

- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)

- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)

Учитель: Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении?

- Найдите по тексту.

Учитель: Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется.  А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.
Ученик :  «Одинокий и мятежный»

Учитель : Правильно.  Известно, что в начале Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Как вы думаете почему Лермонтов поменял эпитет?

 Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет , но и  состояние души человека.

Учитель : Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении?

Ученик: Нет. Автор  с помощью образа паруса передает нам и свои чувства.

Учитель : А как вы считаете , какое значение имеет слово «мятежный»?

Ученик: непослушный, и.т.д.

Учитель : Слово «мятежный»  обозначает « тревожный, неспокойный , бурный» (высок).

Ученик: Да. Так как парус действительно и тревожный, и неспокойный. Не зря автор говорит после данного эпитета, что парус   просит бури. 

Учитель: Попробуйте теперь сами прочитать данное стихотворение выразительно. 

Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми.

Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

Работа в  группах

http://nenuda.ru/nuda/137/136064/136064_html_m3864744c.png

Строфа

Что видим

Как читаем

1 строфа

море, небо, паруса, затишье

спокойно, повествователь

но

  • настроение строфы - одиночество, затерянность в морском просторе.)

2 строфа

парус, шторм, волны, ветер, мачта

взволнованно, неспокойно

3 строфа

ослепляющий  своей красотой морской пейзаж

светло, торжественно

«Парус» из стихотворения М. Лермонтова живёт не только в живописи, но и в поэзии, музыке. Послушайте музыкальное произведение «Парус» (музыка А. Варламова

  • Какое чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение, недоумение, восхищение? (Восхищение и недоумение.) Что же это за парус? И о чем на самом деле
    говорит и думает поэт?
    (Стихотворение о человеке, о неустанном поиске смысла жизни.)
  • Прочитайте это стихотворение так, чтобы подтвердить свою точку зрения.

Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам, к этому должны стремиться и вы, ребята.

Имя М.Ю.Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками

итог

Оцените свою работу (у каждого парус)       Если урок понравился, вы получили удовольствие, то оставьте парус   белым, как у М.Ю.Лермонтова. Если урок был для вас скучным, было  грустно, то закрасьте любым цветом.

Продолжите высказывание:                  

Я узнал….

Мне захотелось…

Это стихотворение заставило меня задуматься…

Урок взволновал…

Я расскажу дома…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: «М. Лермонтов «Спи, младенец…», А. Майков «Колыбельная песня».

Аннотация к уроку литературного чтенияна тему:«М. Лермонтов «Спи, младенец…»,А. Майков «Колыбельная песня».   Изучение предмета ведется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. В...

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю.Лермонтов "Парус"

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю.Лермонтов "Парус"...

Урок литературного чтения в 4 классе. М. Ю. Лермонтов Парус

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Лермонтова, прбудить интерес к его произведениям....

Урок литературного чтения для 4 класса М. Ю. Лермонтов "Парус"

Урок литературного чтения для 4 класса по теме М. Ю. Лермонтов "Парус" с УУД...

Урок литературного чтения М.Ю.Лермонтов Турецкая сказка "Ашик-Кериб"

Материал направлен на развитие умения работы с текстом, определять тему, идею произведения, определять героев положительных и отрицательных....

Конспект урока литературного чтения по теме "Лермонтов - Утес"

Тема урока: М.Ю. Лермонтов – «Утёс», «Осень»Цель: формирование умения осознанно читать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень», ...