Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. К. Паустовский Теплый хлеб
методическая разработка по чтению (4 класс)

Краснова Мария Иосифовна

технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока29.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №123 городского округа Самара

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

К. Паустовский «Теплый хлеб»

                                                                                                                                                                                                Учитель

Краснова Мария  Иосифовна

Самара 2018

Предмет, класс, автор учебника, дата урока

Литературное чтение, 4 класс, О. В. Малаховская «Литературное чтение» Хрестоматия,  Москва «Академкнига/учебник», 2016г., 13 марта 2018г.

Тема урока

К. Паустовский «Теплый хлеб»

Дидактическая цель

Формировать культурную идентичность обучающегося как гражданина России

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Задачи урока

Предметно-информационная (образовательная):

  • учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.

Деятельностно-коммуникативная (развивающая):

  • развивать умение работы с текстом, формировать умение осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык правильного выразительного чтения;
  • активизировать и развивать творческое воображение, мышление;
  • развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.

Ценностно-ориентационная (воспитательная):

  • совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, умение слушать и слышать собеседника;
  • воспитывать чувство сопереживания, гордости за свой народ, Родину.

Методы обучения

Частично-поисковый, проблемно-диалогический

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая

Средства обучения

Учебник (хрестоматия), книги К. Паустовского, рисунки детей,  рисунки В. Серова,  лупы, словари, карточки с заданиями

Планируемые результаты

Предметные: подвести обучающихся к пониманию важности чтения

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему урока вместе с учителем;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности  и ее мотивом

  Этапы урока

               Деятельность учителя

     Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

Целеполагание

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Проверка домашнего задания

Работа над текстом, проблемой, проблемным вопросом

Первичное закрепление

Динамическая пауза

Работа  с текстом

Работа с иллюстрациями

Работа с рисунками В.Серова

Домашнее задание

Рефлексия деятельности

Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на урок.

Эпиграф урока

«Все хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной»

К. Паустовский

Послушайте слова Константина  Георгиевича Паустовского о чтении.

 «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги»

-Что значит уметь читать? Для каждого ли книга может стать другом?

Озвучивает тему и цель урока.

Сегодня заканчиваем работу над произведением К. Паустовского «Теплый хлеб» и уделим внимание более глубокому пониманию прочитанного текста.

Предлагает разгадать кроссворд, чтобы проверить внимательно ли обучающиеся читали произведение.

Передайте краткое содержание текста.

Найти доказательства, что в произведении есть реальные и сказочные моменты

Паустовский не выдумывает сказочных персонажей, он превращает в сказочных существ самых обыкновенных зверей и птиц, явления природы

Какова основная мысль произведения?

О чем еще говорится в этом произведении?

Поработаем над этими вопросами.

Делит детей на группы. Напоминает правила работы в группе

Оказывает индивидуальную помощь

Была война, прошла война

На поле боя тишина.

Но по Земле, по тишине

Плывут легенды о войне.

Обобщает ответы детей

( Автор в своем произведении решает множество проблем: войны, голода и хлеба, отношения к хлебу; нравственные проблемы – как менялся Филька-человек, как относятся люди друг к другу и к животным)

У каждого человека есть видимая часть-тело и невидимая – душа. Душа –  это то, что болит, это наша совесть. Важно и душа, и тело. Давайте проверим, как работает ваше тело. Встаньте прямо. Поднимите голову вверх и делайте наклоны головы к плечам.  У всех есть голова на плечах. А теперь выпрямим спину, сведем лопатки вместе и представим, что зажали между лопатками орешек и расколем его. Спины у всех прямые? А теперь повращаем кистями рук, сжимаем и разжимаем пальцы. Тело у всех на месте! Настало время работы ума и души.

Дает задание  на поиск в тексте особенностей.

Константин Георгиевич Паустовский был удивительный человек, он умел видеть красоту в обыденной жизни. Основное содержание его произведений – любовь к Родине, её просторам, её людям. Он мастер художественного слова. Давайте понаблюдаем, какими приемами пользуется автор для создания образов.

С.166-168

Выборочное чтение.

- найдите эпитеты в тексте;

- найдите олицетворения.

В этой сказке дан очень важный закон жизни. Какой?

Посмотрим на ваши рисунки к произведениям Паустовского.

Расшифровываем названия и распределяем иллюстрации.

СОН  ЙИЧУСРАБ

ЫПАЛ     ИЬЧЯАЗ

ЙЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР

ОКЧЕЛОК    ЕОНЬЛАТС

БЕЛХ ЙЫЛПЁТ

Предлагает рассмотреть рисунки, сделанные углем.

Портрет девушки с собачкой  (с.174). Как вы думаете, Елизавета чаще бывает серьезной и задумчивой или веселой и жизнерадостной? Какой ее проще представить: за книгой или в движении? А что вы скажете о собачке у нее на руках? Собачка шустрая и любопытная или пугливая и нежная? Она пытается спрятаться или рассматривает все вокруг? Удобно ли ей на руках у девушки?

Портрет девушки с кроликом на руках (с.175). Какое ваше первое впечатление от Клеопатры? Она обычно спокойна и задумчива или весела и беззаботна? Она любит животных, умеет с ними общаться? Как она держит кролика: осторожно и нежно или решительно и уверенно? Рассмотрите кролика.

Случайно ли автор изобразил именно Елизавету с собачкой, а Клеопатру с кроликом? Как это помогает передать характер девушек?

Из чего видно, что обе девушки с любовью и заботой относятся к своим питомцам?

Почему эти работы помещены именно в эту главу хрестоматии?

Дает комментарий к домашнему заданию.

Придумать историю о том, как человек осознал свою ответственность за другого человека. Возможно, вы слышали о такой истории или видели, а может быть, что-то подобное произошло с вами.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что…

 «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги» К. Паустовский

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, размышляют над высказыванием.

Разгадывают кроссворд, записывают в него нужные слова, орфографически проговаривая их.

Действие происходит во время ВОВ в русской деревне Бережки. Мальчик Филька обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку, и добрые люди помогают ему ее исправить.

Приводят доказательства с опорой на произведение, делают вывод о жанре произведения (рассказ-сказка)

Формулируют основную мысль

(Произведение о труде и взаимовыручке)

Война, голод, отношение людей к хлебу, Филька и его спасение.

1 группа

Находит в тексте и читает те места, где говорится, что действия происходят во время ВОВ, объясняет лексическое значение слов: кавалерист,

 вороной конь, удила. Используют в работе толковый словарь.

2 группа

Объясняет, почему произведение названо «Теплый хлеб». Работают со словарями.

3 группа

Расскажет, как изменился Филька к концу рассказа,  и какие черты его характера вы хотели бы перенять

4 группа

Выписывает предложения, в которых Филька произносит свою любимую фразу, проследить, как меняется интонация

5 группа

Находит в тексте описания, как меняется погода на протяжении всего рассказа.

Работают в группах

Выступление групп

Рассказ о блокадном Ленинграде

(показывает кусочки хлеба 125г, 250г, 20г)

Находят в тексте средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения

Нельзя делать зло! Любая жестокость отдельного человека может привести к серьезной катастрофе для всех!

Расшифровывают названия, соотносят рисунки с произведениями.

Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)....

Методическая разработка урока по литературному чтению по произведению Паустовского "Теплый хлеб".

Тема:Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб» Тип урока:Урок изучения нового материала...

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...

Технологическая карта урока литературного чтения «К.Г.Паустовский «Барсучий нос»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «К.Г.Паустовский «Барсучий нос»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произве...

Технологическая карта урока литературного чтения " К.Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" ( 3 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения рассказа К.Г. Паустовского « Растрепанный воробей».Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с произведением К...

Технологическая карта урока литературного чтения " К. Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" 3 класс

Цель урока: формирование читательской компетенции: составление характеристики героев; совершенствование навыков осмысленного выразительного чтения.Задачи урокаДидактические:Знать жанровые особенности ...