Урок обучения грамоте 1 класс Буква К, звуки [к] , [к`]
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Жердева Галина Яковлевна

Урок обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Оргмомент

Уч. Долгожданный дан звонок, начинается урок. А девиз у нас каков?

Д. (хором) " Больше дела, меньше слов!"

Уч. Произнесём волшебную фразу: " Я хочу много знать ! "

2. Формулирование темы и цели урока.

На доске рисунки: клоун, кот, кенгуру, кит.

Уч. Назовите изображённые предметы.

Что общего у всех слов? На какие две группы можно распределить слова?

Д. В первую группу можно отнести слова: клоун и кот, потому что они

начинаются со звука [к] .  Во вторую группу можно отнести слова: кит,

кенгуру, потому что они начинаются со звука [к`] .

Уч. Значит тема нашего урока .....

Д. Тема урока звуки [к], [к`] и буква которая их обозначает.

Уч. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока, используя для этого

написанные на доске фразы:

Познакомимся с .....

Будем учиться отличать .....

Будем учиться читать .....

Д. Цели нашего урока познакомиться со звуками [к] и  [к`] и буквой, которая

их обозначает; учиться отличать звуки [к] и [к`] от других звуков и букв;

учиться читать слова  с новой буквой.

3. Знакомство с новыми звуками.

Уч. Одно домашнее животное, в названии которого один

слог и три звука, очень хочет попасть на наш урок. Подумайте, кто это?

Д. Это кот. В нём 1 слог и 3 звука.

Уч. У котика есть друг, а какой вы узнаете заменив в слове кот, букву О на

букву И. Что получилось?

Д. Кит.

Уч. Откройте Азбуку на стр. 63. Внимательно посмотрите на звуковые модели. Что вы можете сказать о работе буквы К? (Д: буква К выполняет две работы. Первая – обозначать согласный твёрдый звук [к], вторая работа – обозначать согласный мягкий звук [к`]) .

Уч: Найдите наших гостей на странице. Какую работу выполняет буква К в слове КОТ? Какая буква указывает на твёрдость согласного? Какую работу выполняет буква К  в слове КИТ? Какая буква заставила звук звучать мягко?

Рассмотрите картинки и слова под ними на этой странице. В каком из слов буква К выполняет первую работу? (куст, карта) В каком слове выполняет вторую работу? (кедр)

4. Знакомство с буквой К.

Уч. Нашего котика зовут Кеша и он очень хочет увидеть букву, с которой

начинается его имя. На что же похожа буква К? (чтение стишка на слайде)

Давайте её сконструируем из полосок, которые у вас  лежат на столе. А Никита и Кирилл сконструируют её у доски, используя  карандаши. (Дети на парте выкладывают букву К, а Никита и Кирилл изображают её у доски). (Учитель наклеивает на полотно у доски).

Уч. Котик говорит, что хорошо запомнил букву К, но читать её ещё не

научился. С чего начнём учиться читать?

Д. Лучше начать с чтения слогов.

5. Чтение слогов и слов с буквой К.

Уч. Сейчас я загадаю вам слоговую модель, по которой мы будем читать слоги. Эта модель показывает, что слог состоит из согласного твёрдого звука [к] и гласной. Поставьте пальчик на выбранную вами слоговую модель. Слоги под этой моделью хором прочитают девочки, мальчики следят.

Загадываю следующую модель – эта модель показывает, что слог состоит из согласного мягкого звука [к`] и гласной. Поставьте пальчики на эту модель. Хором прочитают мальчики. А о чём нам говорит третья модель? (Д: слог состоит из гласной и согласного твёрдого звука [к], это закрытый слог)

Уч. Прочитаем слоги этой модели все вместе.

Уч. Переворачиваем страницу и читаем ещё слоги и слова с новой буквой

( стр. 64). ( Дети читают хором )

Уч. А теперь ребята котик Кеша хочет услышать, как вы задаёте вопросы по

прочитанному. Задаём.

Д. - сколько слогов в слове котик ? ( 2 - потому что 2 гласных)

- В четвёртой строке найти слово, в котором 3 согласных, все твёрдые и

глухие ( куст ).

- В последней строке найти слово, в котором букв больше, а звуков меньше

( куль )

Уч. Кеша предлагает следующее задание. Найти слово к моделям, которые на

доске из 2 - ой строки.

( мука ) ( мука )

Уч. Чем отличаются ?

Д. В слове мука ударение падает на второй слог и из неё пекут

хлеб, булки, а если ударение падает на первый слог,  обозначает страдание

человека.

Уч. Кеше очень понравилось, как вы работаете и предлагает вам игру.

Во время игры мы узнаем места, где любит гулять наш котик.

А определить эти места вы сможете по наличию в них звуков [к] и [к`].

 Если вы услышите слова с новыми звуками, то поднимаете руки вверх и

потягиваетесь как котик, выгибаете спинку. Если в слове нет звуков [к] и [к`]

то присаживаемся.

( Учитель читает слова: крыша, озеро, лавочка, бассейн, кресло, ручей, печка,

коврик, самолёт ).

6. Работа в группах.

Уч. Кеша решил подкрепиться. А что он любит, мы узнаем когда соберём рассыпанные слова.

 Мы будем собирать слова в которых есть новые звуки [к] и [к`].

1. группа - каша, молоко.

2. группа - колбаса, рыбка.

3. группа - котлета, супчик.

4. группа - сметана, творожок.

(Слова  разрезаны на части, дети на парте их выкладывают).

Уч. А теперь придумайте предложения с теми словами, которые

вы выложили, которое соответствует схеме..

( Котик любит варёную колбасу. Кеша поймал большую рыбку.)

7. Работа с текстом " Соседи Кондрата "

А) Уч. Кеша любит не только читать, но и слушать, когда читают. Читаем текст " Соседи Кондрата  ".

( Игра «Буксир». Читаю с остановками. Задача: уследить за учителем)

Затем дети читают по цепочке).

Учитель задаёт вопросы по прочитанному:

- Где стоит дом Кондрата?

- Кого заметил Кондрат?

- Как стоит аист?

- Почему Кондрат рад таким соседям?

(Дети отвечают предложениями из текста).

Б) Уч. Кеша предлагает поиграть в игру " Зоркий глаз ".

Я буду читать текст, а вы внимательно следите, так как некоторые слова я буду заменять: (изба) дом, утром (вечером), гордо (весело), (дружба) достаток. (В скобках искажённые слова).

Дети их находят и называют.

8.  Итог урока. Рефлексия. «Яблоня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте Тема: Буквы Дд, звуки [д], [д`].

3 класс (VIII вида, УУО)Цели: Закрепление знаний о букве Д и звуках [д],[д`].Развитие связной и грамотной речи, фонематического слуха, памяти, внимания, мелкой моторики.Воспитывать трудолюбие....

Урок обучения грамоте. Тема: « Буквы Г,г,  Звуки [г], [г’]". 1 класс

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: « Буквы Г,г,  Звуки [г], [г’]"....

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....