Технология развития оптимального чтения.
статья по чтению (1 класс)
Обучение чтению начинается в период обучения грамоте. Учитель, несомненно, пользуется методическими приёмами обучения чтению слов, предложений, текста.
Но оказывается, есть ещё и резервы, т.е. дополнительные ресурсы (приёмы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_optimalnogo_chteniya.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача учителя начальной школы – научить ребёнка учиться. Ребёнок захочет учиться, если у него будет получаться. Если не получается? Учу ребёнка справляться с трудностями.
Обучение чтению начинается в период обучения грамоте. Учитель, несомненно, пользуется методическими приёмами обучения чтению слов, предложений, текста.
Но оказывается, есть ещё и резервы, т.е. дополнительные ресурсы (приёмы).
К ним обращается учитель для решения индивидуальных проблем учащихся, связанных с чтением текста.
Можно использовать и на уроке для коллективной работы. С какой целью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать значение термина «оптимальное чтение». Оптимальное чтение – это когда ребёнок (и взрослый!) читает, как говорит. Оптимальный (книжный) – наиболее благоприятный. (С.И.Ожегов).
Какой же темп чтения считается наиболее благоприятным? Оказывается, от 120 до 150 слов в минуту! Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. К этому выводу в результате исследований пришёл Всеволод Николаевич Зайцев и разработал систему рекомендаций по использованию технологических приёмов обучения текстовому чтению. Автор считает скорость чтения самым важным фактором, влияющим на успеваемость. Совершенно согласна. В 8 лет ребёнок читает меньше 45 слов в минуту, допускает ошибки, не понимает смысл прочитанного. Проблема! Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать при низкой технике чтения – это не удовольствие, а мука.
Как добиться оптимальной скорости чтения? В.Н.Зайцев считает, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, т.к. память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается.
Поэтому нужно через определённые промежутки времени проводить с учащимися небольшие по объёму упражнения. Домашнее чтение больших по объему текстов проводить «порциями» (по 5 минут)с пересказом и промежутком в 1-2 часа.
Пусть ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью). Такое чтение «жужжащее» было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе В.А.Сухомлинского. Это увеличивает тренаж в 10 раз.
Проводите ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв заимствован в школах Монголии.
У каждого ребенка на парте лежит книга, и любой урок (включая математику, пение, рисование и т.д.) начинается с жужжащего чтения. Потом книги закрываются, и идёт обычный урок.
5 минут за урок – примерно 4 урока в день – 5 дней в неделю – 100 минут недельного тренажа.
При использовании этого резерва монгольские дети читали по-русски лучше, чем русские!
Хорошие результаты даёт чтение перед сном, так как последние события фиксируются эмоциональной памятью, все 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. «Еще 200 лет назад говорили: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения – ребёнок читает 1-2 строчки и после этого отдыхает. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает слайды (диафильм): две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул.
В презентации (диафильме) 40 кадров, примерно 80 строчек. Далеко не каждому ребёнку под силу прочитать за вечер 80 строчек, поэтому нужно читать поочередно: при первых признаках усталости подключаются родители.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребёнок читает предложение состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забыл первое, поэтому никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делаю это при помощи зрительных диктантов. Тексты разработал профессор И.Т. Федоренко.
Готовлю 18 наборов текстов по 6 предложений. Первое предложение – 8 букв: тает снег, последнее – 45 букв, наращивание букв происходит постепенно, по 1-2 буквы. Печатаю предложение одного из наборов, через 4-7 секунд закрываю, дети печатают его, затем появляется следующее предложение.
На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут. Если большинство не успевает, то на следующий день работа с этим набором повторяется. И так до тех пор, пока все дети не будут успевать. Только после этого можно переходить с следующему набору. 18 наборов – 54 дня, примерно 2 месяца. За это время есть возможность развить оперативную память. Обязательное условие: зрительные диктанты писать ежедневно. Если предложения не соответствуют теме урока, их можно заменить равноценными (с тем же количеством букв).
Тексты на уроке литературного чтения читаем разными способами: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все упражнения выполняем коллективно. Так как скорость чтения разная, не даю одинаковые по объему отрывки, ориентируюсь на время. Начинаю читать текст, осмысливаем. Дети снова читают начало и читают продолжение в течение 1 минуты. По истечении времени каждый ученик отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка (учащиеся снова отмечают слово и сравнивают с предыдущим результатом). Результат лучше (от 1 до 15 слов у отдельных учащихся). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции, и хочется читать еще. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше заменить задание, и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, читая текст в режиме скороговорки. При чтении в темпе скороговорки нужно следить за чёткостью прочтения, особенно окончаний слов). Дети прочитывают знакомую часть текста, и учитель не останавливает чтение. Переходим на незнакомую часть текста.
И вот здесь происходит маленькое чудо, которое состоит в том, что ребёнок несколько раз прочитавший один и тот же отрывок в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребёнка заметно улучшится.
Не забываю о формировании навыка самоконтроля. Стимулирую учащихся. В конце урока чтения дети проводят самозамер скорости чтения. В течение 1 минуты читают текст, каждый в своём темпе, вполголоса), отмечают, до какого слова дочитали, затем считают слова и записывают результат в блокнот. Раз в неделю проверяю. Важно, применять стимулирование осторожно, внимательно следя за состоянием учеников, чтобы это не приводило к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.
За год работы в таком режиме: скорость чтения – в ритме разговорной речи, богатый словарный запас, широкий кругозор, сформирована привычка читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева
Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......
Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.
Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный... ...
Примение технологии В.Зайцева обучении оптимальному чтению
Материал для уроков чтения в начальных классах...
Развитие оптимального чтения
Уроки чтения имеет большое значение в системе Учебно-воспитательной работы вспомогательной школы. Обучение учащихся чтению является наиболее трудным разделом обучения языку.Чтение- сложный психофизиол...
Развитие оптимального чтения у младших школьников
Цели и задачи:Совершенствование и развитие оптимального чтения при обучении и воспитании школьников.Повышение качества чтения учащихся.Развитие беглого и осознанного чтения.Развитие орфографической зо...
Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.
Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....
Технология развития оптимального чтения.
Обучение чтению начинается в период обучения грамоте. Учитель, несомненно, пользуется методическими приёмами обучения чтению слов, предложений, текста.Но оказывается, есть ещё и резервы, т.е. дополнит...