Конспект урока литературного чтения в 4 классе. А. П. Чехов "Мальчики".
методическая разработка по чтению (4 класс)

Жирикова Галина Александровна

Урок содержит задания для групповой работы, синквейн. Знание содержания текста проверяется в ходе игры "Интервью".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Тема. А.П.Чехов. «Мальчики».

Тип урока. Урок общеметодологической направленности

Вид урока: урок-игра.

Цели урока: создать условия для анализа художественного произведения, сравнительной характеристики героев, формулирования главной мысли произведения.

Задачи урока:

Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: умение  раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, определять тему и главную мысль произведения;

Метапредметные:  умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке;

Познавательные: умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов;  выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, выборочно); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока  удовлетворенность /неудовлетворенность своей работой на уроке.

Личностные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Коммуникативные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.

Оборудование:  карточки для работы в группах, учебники, тетради, ПК, проектор, экран, презентация к уроку, доска.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Орг.  момент.

Я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие по миру художественной литературы.

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Формулирование темы урока.

Эпитетами к уроку сегодня станут высказывания двух замечательных людей.

«Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать».

Иван Бунин

«Двигаться, дышать, парить, плыть, получать то, что даришь, исследовать, путешествовать – это и значит ЖИТЬ.» (Ганс Кристиан Андерсен)

-  Что вы можете сказать об этих цитатах?

В чём связь высказываний с предстоящим уроком?

Определите тему урока.

Читают по желанию учащихся.

- Слова русского поэта и датского сказочника призывают нас путешествовать.

Рассказ Чехова «Мальчики» тоже о мечте мальчиков отправиться в путешествие.

Чехов «Мальчики».

Формулирование темы урока.

Мотивация учебной деятельности.

3. Целеполагание.

-Предположите, что еще нам предстоит сделать сегодня для того, чтобы разобраться в описанных событиях?

Предлагаю на сегодняшний урок стать экспертами.

-Экспертные группы, приступаем к расследованию происшествия.

Понять мотивы поступков героев.

Формулирование учебной задачи.

4. Проверка домашнего задания.

Игра «Интервью».

Представьте себя журналистами газеты, которые узнали о происшествии. Они приехали в имение Королевых, чтобы написать статью. Поработайте в парах. Вопрос-ответ,  освещающий события, может быть обращён к любому герою произведения.

Задают вопросы по содержанию и дают ответы от имени героев рассказа.

Поиск необходимой информации. Работа в парах.

Анализ и оценка

5. Актуализация опорных знаний.

Давайте восстановим  в памяти события, описанные в рассказе.  

1 Побег.

2. Странное поведение ребят.
3. Подготовка к Рождеству.
4.. Встреча мальчиков.
5. Возвращение детей.
6. Заговор.
Давайте прочтём отрывки, в которых описаны приезды мальчиков и сравним их.

Составляют план в правильной последовательности.

-Первому приезду все были рады.

По возвращению мальчиков , сестры и мама плакали, Володя рыдал и лежал с тряпкой на голове, папаша ругался, и только Чечевицын был горд совершенным.

6. Физминутка.

-А сейчас, внимание на экран.

-Почему физминутка зимняя?

Выполняют движения электронной презентацией.

События происходили зимой.

7.Планирование учебной деятельности.

8. Практическая и творческая деятельность учащихся.

Работа с текстом.

- Продолжим работу в группах.

Задания группам (Приложение 1)

Работают над предложенными заданиями, выступают с выводами по работе.

1 группа прослеживает маршрут детей, зачитывает, что они приготовили к путешествию. Вывод: путешествие было обречено на провал. Ребята переоценили свои силы.

2 и 3 группа проводят сравнительный анализ главных героев. Вывод: несмотря на большие различия во внешности и характерах, мальчиков объединяет тяга к путешествиям, желание рисковать и быть победителями.

4 группа анализирует отношение взрослых к  детям. Вывод: детей любят и уважают в семьях. И   сам автор относится к их поступку с иронией и пониманием. В этом все мальчики.

Работа по плану.

Проговаривать последовательность действий.

Умение ориентироваться в учебнике.

Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков.

Делать выводы в результате совместной работы.

9. Подведение итогов урока.

-Если бы Антон Павлович составлял синквейн к своему произведению, каким бы он мог стать? Давайте пофантазируем.

Мальчики.

Мечтательные, целеустремлённые.

Планируют, спорят, убегают.

Все мальчики хотят побеждать.

Путешественники!

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

10. Домашнее задание.

-Что бы вы предложили для домашней работы?

По выбору учащихся:

Отзыв о произведении,

 иллюстрацию,

продолжение рассказа «20 лет спустя»

11. Рефлексия.

- Достигли ли мы целей, поставленных на уроке?

С какими мыслями о прочитанном вы уходите с урока?

Оценка собственной деятельности.

Приложение 1.

Задание 1 группе.

Проследите по карте маршрут запланированного путешествия.

Зачитайте, что было подготовлено мальчиками для побега.

Выскажите свою точку зрения: могло ли это путешествие быть успешным, или оно обречено на провал?

Вывод  экспертизы:   ________________________________________________

______________________________________________________________

Задание 2  группе.

Прочитайте, что говорится в тексте о Володе Королёве и его друге Чечевицыне в начале, в середине и в конце рассказа.  Сравните героев по плану: внешность, поведение, мысли, отношение к семье, отношение к товаришу. Подтвердите предположения словами из текста. Предположите, почему мальчики сбежали?  Повторят ли они ещё свой побег?

План

Володя Королёв

Чечевицын

внешность

поведение

мысли

отношение к семье

отношение к товаришу

Предположение экспертизы:_______________________________________  

________________________________________________________________

Задание3 группе.

Проанализируйте, как Антон Павлович Чехов изображает родителей Володи и  Чечевицына? Подумайте, как родители относятся к своим детям? Подтвердите свои мысли словами из текста. Предположите, почему родители не стали наказывать детей?

План

Родители Королёвых

Родители Чечевицыных

Культура поведения

Отношение к детям

Отношение к побегу детей

Вывод экспертизы:_____________________________________________________________________________________

Задание 4 группе.

Вспомните рассказ Михаила Михайловича Зощенко «Великие путешественники». Что в рассказах общего?

Как авторы относятся к своим героям?

Отношение пап к проступку

Отношение авторов к героям

Вспомните, как были наказаны дети

Почему рассказы так названы?

Жанр рассказов:________________________________

Вывод экспертизы: _________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Синквейн.

Мальчики.

1. Загадочные, целеустремленные.

2. Мечтают, переживают, хотят путешествовать.

3. Все мальчики ищут приключения.

4. Фантазёры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков литературного чтения в 4классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы  на год) включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

Урок литературного чтения в 4классе. УМК «Гармония», авт. О.В.Кубасова. Тема: «Познавательный текст из сборника « Сто тысяч почему»

В настоящее время стало очень важным умение работать с деловыми и научными текстами (текстами познавательного характера), так как мы вынуждены изучать инструкции к новым приборам, руководства по экспл...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...