Конспект урока по литературному чтению,1 класс "Сказки Пушкина"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Тайгамбаева Татьяна Владимировна

Урок по УМК "Школа России" 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока

литературного чтения

в 1-ом классе

Сказки А.С.Пушкина

                                                                                                                                             

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                  Тайгамбаева Татьяна  

                                                                                                                                    Владимировна                                                                                                

                                                                                                                                                            Учитель начальных классов

                                                                                                                                                             МБОУ «Саргатская  лицей»

2015-2016 учебный год.

Класс: 1 «б»

УМК:    Школа  России

Тема:   Сказки  Александра  Сергеевича Пушкина.

Цель:   Познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина ,прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Чувство сопричастности и гордости за  свою  Родину.  за великого русского  поэта, за  свой  народ  и  его  историю, готовность преодолевать трудности;

2.Формирование эстетических  предпочтений и  ориентация на искусство (литературу) как  значимую  сферу  человеческой жизни.

Регулятивные :

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные:

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Строить  речевое  высказывание  в  устной  форме;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, использовать речь для  регуляции  своего действия, работать  в парах;

2.Учитывать разные  мнения и  стремиться  к координации различных  позиций в сотрудничестве.

Межпредметные связи: Русский язык, окружающий мир, изобразительное  искусство.

Оборудование:  учебник «Литературное  чтение», портрет  А.С. Пушкина , выставка  книг, магнитная доска, презентация.

Этап  урока,  учебная  ситуация

Управляющая  деятельность  педагога

(педагогические  действия)

Учебная  деятельность учащихся, учебные действия

Результат

1.Организационный момент

Прозвенел звонок,          Слайд  0

Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

Учащиеся настраиваются на работу.

Учащиеся готовы  к  уроку.

2 Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

Целеполагание.

(музыка – песня «Приходи сказка»)(Слайд1)

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

- Вы любите сказки?

-Кто знает, на  какие  2  группы можно  разделить все  сказки.(Слайд2)

                     Сказки

 народные                     авторские

-Почему  они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.

 («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»…)

-Почему   называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали?

(Е.Чарушин,В.Бианки,С.Маршак)

-Помните ли  вы такие  строчки?

 У  Лукоморья  дуб  зеленый,

Златая  цепь  на дубе  том:

И днем и  ночью  кот ученый

Все ходит по  цепи кругом…

- Кто  автор  этих  строк? Из  какого  произведения  они? (Вступление  к поэме «Руслан  и Людмила»)

(Слайд 3)

-Кто может сказать, что такое Лукоморье?

-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова которые здесь зашифрованы.

ЧWQИUZТQIANVTRDЬ

ДJZУURMQSAJYTIVЬ (Слайд 4)

(читать, думать)

-Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать). (Слайд 5)

- Сегодня  на уроке познакомимся  с биографией и произведениями А.С.Пушкина,  будем  учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

А какие  задачи перед  собой  поставите  вы??

Слушают   детскую  песню, высказывают  предположение  о теме  урока.

Привлекают  имеющиеся  знания, участвуют  в диалоге.

 

Участвуют  в учебном  диалоге.

Обсуждают, высказывают  свою точку  зрения.

Отгадывают  ребус.

Формулируют  тему  и цель  урока, ставят  перед  собой  задачи.

Обобщены  сведения о сказках.

Сформулирована  цель урока. Обозначены  задачи.

Физкультминутка

Мы ногами топ,топ

Мы руками хлоп.хлоп,

Мы плечами чик, чик

Раз-сюда,два-туда,

Повернись вокруг  себя,

Руки  к  верху  все  подняли,

Полетели, полетели,

И за  парту  тихо  сели!

Выполняют движения стоя  у  своих  парт.

3.Решение  учебной задачи.

1) Работа с выставкой  книг.

-Обратите внимание, у нас оформлена выставка посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкину. Вы можете потом ознакомиться с ней (на  перемене).

2)Рассказ  учителя с  использованием  презентации.

 -А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд  6,7)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.  (Слайд  8)

Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд  8)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд  9) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

3)Игра  «Доскажи  словечко»  по сказкам  А.С. Пушкина 

«А сама-то величава,

Выступает, будто…(пава

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ехали? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете…(чудо

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем нам приготовят…(мешок

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

«А сидит в нем князь Гвидон,

Он прислал тебе…(поклон

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Коли красная девица,

Будь нам милая…(сестрица

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и …(плотник

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

4)  Речевая  разминка (Слайд 10)

ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.

 ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.

АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).

5)Работа  по  учебнику.

Рассмотрите  иллюстрации на с.52-53.

-Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)

-Теперь давайте мы почитаем отрывки из  этой  сказки  и  еще  одной. ( читает  учитель, затем  дети)

6) Игра «Найди нужный  отрывок  к иллюстрации)

Найди в учебнике и прочитай выразительно четверостишие к иллюстрации. (Слайды 11, 12, 13, 14)

Обращают  внимание  на  выставку  книг.

Слушают  рассказ учителя, рассматривают  презентацию.

Учащиеся  хором досказывают слова-окончания .

Учащиеся подготавливаются к  чтению. Развивают  речевой  аппарат.

Рассматривают  иллюстрации  учебника,  поддерживают  диалог.

Слушают  чтение учителя, затем  сами  читают по цепочке.

Отыскивают в учебнике  и зачитывают  нужный  фрагмент  к слайдам.

Сформирован интерес  к детским  книгам.

Понимают значимость  и вклад Пушкина в русскую  литературу.

Участвуют  в диалоге. Общей  беседе.

Читают, слушают. Извлекают нужную  информацию.

Проводят анализ.  сравнение,  сопоставление.

Физкультминутка

Гимнастика  для  глаз (игра день-ночь, моргание  глазами, фокусирование  на  ближний  и дальний  объект)

Выполняют гимнастику  для  глаз.

7) Составление  рифм

-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

-Как вы  уже  заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?

-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

-Для начала нужно научиться подбирать рифму.

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 15)

Кошка – мошка, плошка, окошко;

Майка – лайка, чайка, гайка;

         Ночка – почка,  кочка, дочкаСлайд  16)

Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.

1 ряд – комар, кошмар, отвар, шар…

2 ряд – муха, ухо, уха, лопуха…

3 ряд – шмель, ель, апрель, метель …

Слушают учителя, наблюдают над рифмой по презентации.

Работа  в парах.

Взаимопроверка. Зачитывание

лучших рифм.

Наблюдение над  языковым  материалом.

Строят речевое  высказывание.

4. Этап  контроля и  оценки.

Подведение итогов. (Слайд 17)

-С каким автором мы сегодня познакомились? 

-Отрывки, из каких сказок читали?

-Что пробовали сами?

- Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?

-Я думаю, что книги с произведениями такого замечательного писателя должны обязательно стоять на полке книжного шкафа в каждом доме. А если пока их у вас нет, вы можете сходить в библиотеку и, взяв книгу, перечитать то, что особенно нравится или познакомиться с чем-то новым.

Учащиеся  делают  выводы по теме  урока.

Учащиеся  планируют  посетить  детскую  библиотеку.

Учащиеся делают  выводы.

5.Рефлексия.

Составление  солнышек

Возьмите у себя  на  столе  лучик и поместите к тому личику солнца, которое  соответствует  вашим   сегодняшним  полученным  знаниям.

Учащиеся располагают лучики к грустному. нейтральному, веселому солнышкам.

Оценка  учебной  деятельности.

Адекватно  оценивают  свои  достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина, показать яркость языка произведений и многоплановость творчества автора, прививать любовь к Родине....

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме)

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме урок-проект)...