Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе
методическая разработка по чтению (2 класс)

Вострикова Наталья Евгеньевна

Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения на родном языке(русском) во 2 классе

Тема: Н. С. Юрцевич « Красавицей русский лесов..»

Цель: познакомить учащихся с произведением Н. С. Юрцевич «Красавицей русский лесов..», развивать умения осмысливать произведения, прогнозировать содержание текста, учить находить в читаемом произведении главную мысль, воспитывать любовь к Родине.

Задачи:

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
  • формировать умения, логично и аргументировано излагать свои мысли  во время устной речи;
  • способствовать расширению кругозора, памяти, развитию мышления;
  • воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе, доброжелательные отношения к окружающим.
    Планируемые результаты:

Предметные

Ученики научатся:

  • прогнозировать содержание произведения;
  • воспринимать на слух научно-познавательное  произведение;

Формирование УУД

Личностные УУД

•целостное восприятие окружающего мира;

•развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий;

•рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

•навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные УУД:

•определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

•учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;

•высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, пособия);

•определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

•ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг;

•добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях;

•перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

•донести свою позицию до других;

•слушать и понимать речь других;

•вступать в беседу на уроке и в жизни;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока: презентация, рассказ Н. С. Юрцевич « Красавицей русский лесов..»

                                                       Ход урока

  1.  Организационный момент.

Дети: Прозвенел и смолк звонок, начинается  урок

            Мы за парты дружно сели и на доску посмотрели

            У нас всего минута сроку, но мы готовы все к уроку
            Прозвенел и смолк звонок, начинается  урок.

Учитель:         - Ребята, послушайте какая тишина!

                           Это в школе начались уроки

                           И мы не будем тратить время зря

                           И приступим все к работе.

  1. Речевая и дыхательная разминка.

-Вспомните, пожалуйста, какие звуки вы слышали, когда шли сегодня утром в школу? ( Ответы детей)

- Давайте   сейчас вспомним эти звуки. Хотите услышать  шум листопада?

-Для этого нам надо прочитать стихотворение написанное на доске.( Слайд 2)

- Услышали как шуршат листья? На какой звук обратили внимание?

- Произнесите хором этот звук.

-Представьте, что у нас на ладошках лежат осенние листья. Чтобы листья станцевали нам свой танец, мы должны подуть на них стараясь вдыхать  носом и выдыхать шумно. Вт и полетели наши листочки.

-Вспомните, как сегодня каркали вороны? Как рычали собаки?

-А в конце нашей разминки давайте сделаем заборчик из  наших зубов, мимо которого вы проходили сегодня утром. Как вы думаете, как это можно сделать? Совершенно верно, улыбнуться. Давайте широко улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.

  1. Стадия « Вызов»

-Ребята, а любите смотреть в окно? А интересно ли    вам посмотреть  вот в это окошко?  Что же там?  ( Слайд 3)

 -Что же вы увидели? А как мы можем назвать всё это одним словом?

- Скажите, как вы понимаете слово Родина.( ответы детей)

- Давай те составим кластер, который назовем « Моя Родина». У вас на столах лежат понятия выберите, те которые, как вы считаете, наиболее точно определяют, что такое родина.

        

 Методический прием « Предположение»

-Один из вас выбрал понятие  герб, гимн , флаг. Что это такое? А как вы думаете, есть ли  еще какие - нибудь символы России? ( ответы детей)

А ответить вам на этот вопрос поможет изограф. Кто из вас помнит, что такое изограф?

Посмотрите на картинку и скажите, какое слово здесь спряталось?

- Молодцы, правильно. Это берёза. Берёза с давних пор считается символом России. https://fs00.infourok.ru/images/doc/66/80996/hello_html_m133fd2a2.png

– А как вы считаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить?  Конечно, героиня нашего урока простое русское дерево- берёза.                        ( Слайд 5)

-Чему бы вы хотели научиться сегодня?

-Несомненно  ,мы будем думать, размышлять, на вопросы отвечать, выразительно читать.

И познакомимся с  очень интересным произведением Н. С. Юрцевич « Красавицей русских лесов…» ( Тема на доске). Перед вами портрет этой писательницы.( Слайд 6)

Методический приём «Дерево предсказаний»https://www.ejin.ru/wp-content/uploads/2018/08/raskraska-bereza7.jpg

- Как вы думаете, почему  она решила рассказать именно о березе. Напишите на листочках свои идеи .

- Давайте ваши предсказания повесим на наше дерево. А оправдаются ли они  узнаем ,когда прочитаем это произведение.

Стадия « Осмысления»

Словарная работа.

При чтении нам встретятся трудные и незнакомые  слова . Давайте разберем их.

 (Слайд  7)

- Молодцы! Поработали мы дружно, отдохнуть теперь нам нужно.

Физкультминутка ( Слайд 8)

Мы берёзку посадили,

 Мы водой её полили.

 И березка подросла,

К солнцу ветки подняла.

 А потом их наклонила,

Всех ребят благодарила.

Методический приём « Чтение с остановками» и « « Толстые и тонкие вопросы»

- А сейчас мы притупим к чтению на странице 94. Во время чтения  мы будем останавливаться, и обсуждать прочитанное с помощью толстых и тонких вопросов.

 Давайте вспомним,  что такое  толстые и тонкие вопросы. Какие слова мы можем использовать.

( Слайд 9) 

Работа с текстом.

- Понравилось ли вам это произведение? Скажите, каков жанр этого сочинения? Давайте определим стиль, которым пользовался автор. Как вы думаете, какова же тема  этого рассказа? Определите главную мысль произведения.

- А знаете ли вы, ребята, что  из берёзовых ветвей девушки плетут венки. Вот и я сейчас предлагаю сплести венок из эпитетов и сравнений , которые Н. С. использовала в своём тексте. Давайте вспомним,  что такое эпитеты? Что такое сравнения? ( Слайд 10)

 -Возьмите зеленый карандаш и подчеркните в тексте эпитеты. Желтый – сравнения. Назовите их.

- Посмотрите, какой у нас получился венок.

 Стадия « Размышления»( Рефлексия)

- Я хотела бы вам открыть один секрет. Во времена Древней Руси березу считали оберегом от злости и зависти. Обычно её сажали около дома, чтобы защитить свой дом. И считали её символом добра.

-Вот и наша  березка  является символом нашего урока. Вспомните свои предсказания, которые мы делали в начале урока. Все ли они подтвердились? А что нового вы узнали сегодня о берёзе? (дополняет листья учитель по ответам детей)

-  Как вы думаете можно ли придумать название этому рассказу?  Как бы вы назвали это произведение?

 - А я бы назвала – Белоствольная красавица! (Слайд 11)

Белоствольная берёза

 Символ Родины моей

 Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

- Вот мы и заглянули в наше окошко.  ( Слайд 12) Понравилось ли вам то, что мы там увидели и узнали?

-На доске перед вами березовые листики.  С их помощью оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Возьмите желтый листик те,  кто считает , что он активно работал,  кому всё было понятно и эти знания пригодятся вам в жизни зелёный листочек возьмите те,  кому необходимо еще раз дома прочитать этот тест и  кто затруднялся в выполнении заданий.

 Ребята, посмотрите на нашу осеннюю красавицу. Я  очень рада, что вам всем  на уроке было интересно. (оценки за урок, домашнее задание).

-  Я хочу что бы вы помнили, для того чтобы березки всегда радовали нас своей красотой, надо их беречь  и защищать. Нельзя ломать ветви деревьев и вырубать березовые рощи.

Они стоят, дороги отороча

И ткут и ткут осенний свой навес

 И Русь моя- березовая роща

Которую не вырубить вовек!