Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Знакомство с разделом «Люби живое»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Синенко Виктория Вячеславовна

Данный конспект знакомит учащихся с новым разделом, развивет навыки выразительного чтения, любовь к животным и интерес к чтению. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

По горизонтали:

  1. Глаза на рогах, а домик на спине.

  1. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.

  1. Маленький шарик под лавкой шарит.

По вертикали:

  1. Выпуча глаза, сидит, не по-русски говорит,

Родилась в воде, а живет на земле.

  1. Пришла из лесу птичница в  рыжей шубке – кур посчитать.

  1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

  1. Кричит: «Крак!», червякам враг.

  1. С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком.

  1. Не солнце, не огонь, а светит.



Предварительный просмотр:

Дата: 14.02.2017

Урок №   по литературному чтению

Тема: «Знакомство с разделом «Люби живое»

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с новым разделом; ввести этические понятия раздела: сочувствие, сопереживание; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся прогнозировать содержание раздела; выбирать виды деятельности на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Личностные:

читать и воспринимать на слух произведения; развивать навыки сотрудничества со сверстниками, чувство доброжелательности к окружающему миру, воображение, связную речь.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Оборудование:  УМК «Школа России» (учебник «Литературное чтение» Климанова, Горецкий, 2 ч.), презентация, проектор, компьютер.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный, беседа.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Сядьте ровно и красиво, мы начинаем наш урок.

Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Приветствуют учителя.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться/

  1. II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: артикуляционные упражнения.

Словесный, беседа.

3 мин

3 мин

На экране вы видите небольшую рифмовку. Давайте прочитаем её. Я читаю по строчке, а вы повторяете.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

А сейчас поработаем над скороговоркой.

 Ткет ткач ткани на платье Тане.

Какой согласный звук повторяется?

-Прочитайте выразительно.(хором)

-Прочитайте с ускорением.(хором)

-Кто хочет прочитать? (2 человека)

 Молодцы, ребята!

Давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были сочинить загадки о животных. Загадайте их своим одноклассникам.

Участвуют в работе.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга,

Л – осознают свои возможности в учении;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

  1. Постановка учебной задачи

Практический,  упражнение.

Словесный, беседа.

10 мин

Ребята,  разгадайте кроссворд.

     

По горизонтали:

  1. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка.)

  1. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц.)

  1. Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь.)

По вертикали:

  1. Выпуча глаза, сидит,

Не по-русски говорит,

Родилась в воде,

А живет на земле. (Лягушка.)

  1. Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса.)

  1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

  1. Кричит: «Крак!»,

            Червякам враг. (Ворона.)

  1. С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)

  1. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

- Догадайтесь, что получилось в выделенных клетках. (Люби живое.)

- Как вы понимаете это словосочетание?

Доверие птиц умею ценить,

Бывает легко на душе, когда

Случайно удастся жизнь сохранить

Птенцу, упавшему из гнезда.

Себя самого узнать не могу.

Осинки в лесу зазря не срублю.

В корнях ручеек, что клад, берегу,

На муравейник не наступлю, -

Люблю всё живое,

Живых люблю.

- Это название следующего раздела в учебнике «Литературное чтение».

Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом учебника под названием «Люби живое», узнаем, какие произведения будем изучать и с какими авторами познакомимся.

Обсуждают в паре.

Делают вывод на основе выполненного задания.

Предполагают о дальнейшей деятельности.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Р: принятие темы и задач урока, планирование своей деятельности на уроке

IV. Открытие нового знания

Словесный, беседа.

Работа с книгой, изучение.

Динамическая пауза

5 мин

1 мин

10 мин

10 мин

- Откройте учебник на стр. 57. Посмотрите на иллюстрацию к разделу. Вспомните загадки, которые вы сейчас разгадывали. Как вы думаете, о чем  мы будем читать, что авторы хотели сказать нам этим названием?

 (Мы будем читать произведения о животных. Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли её.)

 

Откройте оглавление и прочитайте имена авторов из этого раздела. Кого вы знаете? Какие произведения этих авторов вы читали?

А сейчас мы проверим, действительно ли вы помните этих авторов и их произведения.

  1. Назовите автора рассказа «Ребята и утята». (Михаил Пришвин.)
  2. Куда уточка в рассказе «Ребята и утята» хотела перевести своих утят? (На озеро.)
  3. Назовите автора произведения «Музыкант». (Виталий Бианки.)
  4. На каком музыкальном инструменте играл медвежатник в произведении «Музыкант»? (На скрипке.)
  5. Кто автор произведения «Храбрый утенок»? (Борис Житков.)
  6. Кто увидел утят в рассказе «Ребята и утята»? (Мальчики.)
  7. Назовите автора сказки «Растрепанный воробей». (Константин Паустовский.)
  8. Как зовут воробья в сказке «Растрепанный воробей»? (Пашка.)
  9. Куда принес растрепанный воробей отнятый у вороны стеклянный букет? (В театр, где танцевала Машина мама.)

Встаем из-за парт и повторяем движения!

Вышли детки на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком:

«Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши!»

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

- Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

- Прочитайте на доске с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Сочувствие, сопереживание.)

-Как вы понимаете эти слова?

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; одобрительное, благожелательное отношение.

Сопереживание – сочувствовать другому, переживать вместе его душевное состояние.

-Как вы думаете, чему мы будем учиться?

-Прочитайте на стр. 57, с чем мы познакомимся в этом разделе.

-Чему мы научимся? Чему будем учиться?

Сейчас вы прочитаете статью Николая Сладкова «Они и мы». Эта статья поможет вам понять главную мысль нового раздела. Читайте внимательно, ведь потом вам нужно будет ответить на вопросы. (Читают самостоятельно, затем кто-то из класса по цепочке)

«Странные существа – в шерсти, в перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах, полях, кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»

-Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мнению Н. Сладкова? (Жизнь.)

-Как автор называет их? (Наши соседи и земляки.)

-Какое главное правило при общении с природой предложил нам Н. Сладков? («Не навреди!»)

Ребята, а у вас есть домашние животные? Расскажите о них.

Никогда не забывайте о том, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Предполагают на основе иллюстрации раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Участвуют в работе.

Повторяют движения за учителем.

Предполагают.

Определяют конкретный смысл понятий.

Предполагают, какой будет предстоящая деятельность.

Участвуют в работе.

Участвуют в обсуждении.

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

Р: ориентир на ЗОЖ

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес

V. Рефлексия деятельности

Словесный, беседа.

3 мин

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что бы вы похвалили себя?

- Какой раздел мы начали изучать на уроке?

- Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел?

 - Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Я вами очень довольна! Если урок вам понравился, и вы всё поняли, то поднимите зелёный карандаш, если не всё понятно – жёлтый карандаш, если урок не понравился и ничего не поняли – красный карандаш.

 Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Сочинить и записать небольшой текст о каком-нибудь животном.

Анализируют свою деятельность.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Та – та – та – у нас дома чистота; Ты – ты – ты – сметану съели все коты; Ти – ти – ти – съели кашу всю почти; Тё – тё – тё – отложили мы шитьё; То – то – то – стали мы играть в лото; Ат – ат – ат – берём с собою самокат.

Слайд 2

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

Слайд 3

Люби живое! Доверие птиц умею ценить, Бывает легко на душе, когда Случайно удастся жизнь сохранить Птенцу, упавшему из гнезда. Себя самого узнать не могу. Осинки в лесу зазря не срублю. В корнях ручеек, что клад, берегу, На муравейник не наступлю, - Люблю всё живое, Живых люблю.

Слайд 4

Назовите автора рассказа «Ребята и утята».

Слайд 5

Куда уточка в рассказе «Ребята и утята» хотела перевести своих утят?

Слайд 6

Назовите автора произведения «Музыкант».

Слайд 7

На каком музыкальном инструменте играл медвежатник в произведении «Музыкант»?

Слайд 8

Кто автор произведения «Храбрый утенок»?

Слайд 9

Кто увидел утят в рассказе «Ребята и утята»?

Слайд 10

Назовите автора сказки «Растрепанный воробей».

Слайд 11

Как зовут воробья в сказке «Растрепанный воробей»?

Слайд 12

Куда принес растрепанный воробей отнятый у вороны стеклянный букет?

Слайд 13

Сочувствие Сопереживание

Слайд 14

Сочувствие Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; одобрительное, благожелательное отношение.

Слайд 15

Сопереживание Сочувствовать другому, переживать вместе его душевное состояние.

Слайд 16

«Странные существа – в шерсти, в перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое… У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах, полях, кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»

Слайд 17

Домашнее задание Сочинить и записать небольшой текст о каком-нибудь животном.