Конспект урока по литературному чтению Н. Некрасов " Дедушка Мазай и зайцы" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шарапова Карина Александровна

Конспект урока по литературному чтению 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chteniya_v_3_klasse.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок чтения в 3 классе

Тема урока: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

Задачи

Образовательные:

познакомить учащихся с новым произведением;

отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивающие:

развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.

Оборудование

Картина Левитана «Весна. Большая вода»»; портрет Н.А.Некрасова; карточки для индивидуальной работы;

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

2. Актуализация знаний.

- С творчеством какого поэта вы познакомились на прошлом уроке? Что можете рассказать о жизни и творчестве Н.А.Некрасова? С какими произведениями познакомились?

3. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворений Н.Некрасова «Мужичок с ноготок»

4. Подготовка к усвоению нового материала

а) Работа по картине И.Левитана «Весна. Большая вода»

- Где происходит действие, изображенное на картине? Когда река выходит из берегов? Что она может затопить? Как это явление называют в народе?

б) Сообщение темы урока

- Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов. Как называется стихотворение вы узнаете, если расшифруете запись: («Дедушка Мазай и зайцы»)

Ш

К

А

М

А

Й

У

Д

Ы

А

З

И

Д

Е

Ц

Й

А

З

5

6

7

8

11

12

4

1

18

9

10

13

3

2

17

16

15

14

– Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением, которое называется “Дедушка Мазай и зайцы”. Как вы думаете о чем рассказал дед Мазай Н.Некрасову? Этот рассказ будет веселым или грустным? Об этом вы узнаете, когда прочитаете сами это стихотворение. В учебнике записан только отрывок стихотворения. Поэтому послушаете предысторию этого произведения.

– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и , пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал “Дедушка Мазай и зайцы”.

в) Словарная работа

- Так как стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Значения каких слов вы можете найти в словаре учебника? (гинуть, сажень, зипун аршин).

- Но в тексте встретятся еще несколько слов, которые могут быть для вас непонятны. Но объяснить значение слов постарайтесь сами, опираясь на подсказку.

Игра «Объяснялки»

Силки (силок)

Багры (багор)

Тягота

Потеха

Лопочут

«Лопочут ушами»

Ухнул (от слова «ух»)        

Гуторя

«Горемыки»

     Тягота не велика

Зипун

Озимь

Лёжа пластом

Дали стречка

Тяжесть, груз

Петли для ловли птиц

Всходы озимого посева (засеянные осенью)

Забава, веселье

Шесты с металлическим крючком

Издал резкий, громкий звук

Несчастливый, злополучный 

Говорят быстро, много, неясно.

Говоря        

Крестьянская верхняя одежда

Шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство        Стремительно убежали.

Плотным слоем

Тяжесть небольшая

(Проверка самостоятельной работы. Те дети, которые не справились с заданием, или справились, но не полностью, исправляют свои ошибки во время проверки)

Отработка навыка чтения трудных слов.

Для менее подготовленного ученика дается карточка со словами:

Бо – ло – тис – том                    низ – мен – ном

сил – ка – ми                             по – ло– водь –е

под – би – ра- лась                  ско – ман – до – вал

слу – шай – тесь                      скрес – тив – ши

сбе – си – лись

4. Первичное восприятие произведение.

-Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Какое настроение у вас было, когда слушали его? Обоснуйте свой ответ.

 -Хотели бы вы еще раз перечитать это стихотворение?

5. Повторное чтение стихотворения. Работа по содержанию произведения

 1 группа (Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай? В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? В какую беду попали зайцы? Кто их спас?)

2 группа (Как вели себя зайцы при виде Мазая? Почему они стали прыгать в лодку сами? Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова? С какой интонацией прочитаем слова дедушки Мазая?)

3 группа (Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?)

4 группа (С кем сравнивает автор зайчиху, которая копошилась у куста? Жалко ли вам ее? Почему?)

5 группа ( Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на пне? Как размещались зайцы на бревне? Как надо читать эти строки? )

6 группа (Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова? Обиделся ли Мазай?)

7 группа (Как Мазай называет зайцев в этом эпизоде? Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему?)

6. Игра - тест

Детям, читающим не очень хорошо, раздаются карточки и они пользуются учебником. Сильные ученики выполняют задание на слух.

- Вы внимательно прочитали стихотворение. Посмотрим, как вы его запомнили?. Найдите ошибки в следующих строчках:

Впятеро больше бы дичи велось,

Если мешками ее не ловили…

Только осенние воды сойдут…

Сами ни с места; я взял одного.

Прочим скомандовал: плывите за нами…

Только уселась команда босая,

Весь островок пропал под водой…

 Глядь, у куста копошиться лосиха…

Тут мои зайчики точно сбесились,

Смотрят, на  задние лапки встают,

Дружно кричат, грести не дают…

7. Подведение итогов урока

- С каким произведением сегодня познакомились? Кто его автор?

- Что вы узнали о жизни животных весной?

- В любом произведении автор хочет выразить свою основную мысль – идею произведения. Какова главная мысль этого произведения?

8. Постановка домашнего задания

I уровень. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

II уровень. Найти и прочитать выразительно стихотворение полностью.

9. Оценивание работы учащихся.