Конспект урока по литературному чтению Ф.Тютчев "Зима недаром злится"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Алейникова Татьяна Геннадьевна

Урок литературного чтения в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3.docx21.92 КБ
Файл prezentatsiya_4.pptx941.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Задачи урока: 

формирование у детей навыков осознанного чтения;

формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов,

расширение лексических знаний о слове;

расширить знания об окружающем мире;

воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

ХОД УРОКА

I Орг. момент

Прозвенел урок, начался урок литературного чтения.

 Работа над темой урока

Этот урок посвящен одному из времен года. Какое это время года, вы узнаете, если   отгадаете загадки.

 О каком времени года идет речь?

Почему подснежник получил такое название?

Как вы понимаете выражение  «проворливый ручей?»

Вспомните  и назовите мне слова, которые являлись отгадками. Что  объединяет эти слова?

Конечно, весна. Об этом прекрасном  времени будем говорить на протяжении нескольких уроков, так как мы с вами приступаем к изучению нового раздела  «Люблю природу русскую. Весна».  И сегодня познакомимся со стихотворением Ф. Тютчева. «Зима недаром злиться»

Ф.  И. Тютчев был современником А. С. Пушкина. С детства Тютчев писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы.  Познакомимся  с одним  из его стихотворений «Зима недаром злится», но сначала проведем словарную работу.

Словарная работа 

В стихотворении встретятся  следующие слова. Прочитаем данные слова:

Хлопочет

Взбесилась

Наперекор

Трезвон

Пуще

Выясним значения этих слов, для этого возьмите карточку №1. Соедините слова с их значениями самостоятельно.

Карточка №1.

Хлопочет                           звон церковных колоколов в особых                                                                                                                        

                                             торжественных случаях

Взбесилась                           вопреки

 Наперекор                            очень сильно разозлилась

Трезвон                                еще больше

Пуще                                    заниматься чем-то очень усердно

на партах словари, ими можно воспользоваться

(Проверка через слайд)

Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какое слово вызвало затруднение? Запомните  значение этого слова.

Первичное чтение.

Перед тем, как приступить к прочтению нового стихотворения, я предлагаю вам взять в руки курточку №3,  и ознакомиться с теми вопросами, на которые  вы с вами должны ответить в конце урока. То есть, что  мы с вами должны будем написать в конце урока.

 Итак, откройте учебники на стр 110, прослушайте данное стихотворение и ответьте на вопрос, какое настроение  в стихотворении. (На столах словарик настроений)

Почему вы так считаете.

Вторичное чтение

Перед вами на слайде герои этого стихотворения.

 Как вы думаете,  кто из них весна, кто  зима. Докажите словами из стихотворения.

Работа над произведением

Прочитаем еще раз стихотворение, понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовимся к  выразительному чтению.

Прочитаем 1 строфу.

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках?

 Как автору удалось это показать. C помощью  каких слов мы это почувствовали?

Почему начала злиться Зима?

В каких словах говориться, что весна вот-вот придет? ( весна в окно стучится.)

Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

Как прочитаем эти строчки(,  тоскливо, радостно, игриво)

( тренировка)

Прочитаем 2 строфу

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках?

И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение. (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

Как пробуждающаяся природа  относится к Зиме.  (Она заставляет Зиму уйти) Какое меткое слово для  показа недовольства использует Тютчев? (Он использует глагол нудит)  Значение этого слова мы не найдем ни в одном словаре. Это слово Ф.И. Тютчев образовал от слова нудный,  то есть монотонный, надоедливый, докучливый.  И введя этот глагол в стихотворение, поэту  удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму  вон.  

Какие птицы встречают весну  своим пением? (жаворонки)

Рады ли  жаворонки весне?  Как автору удалось показать  эту радость?

(автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это  торжественный радостный звон колоколов)

Как прочитаем эту строфу ( оживленно)

Прочитаем  3 , 4,5строфу.

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках?

Как автору это удалось

Какие слова мы выделим при чтении?

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках?

Как прочитаем эту строфу

 А теперь  прочитайте  это стихотворение друг другу, а потом кто-то из вас прочитаете его всему классу.

Какие средства выразительности  использует Ф.И. Тютчев в этом стихотворение? Слова какой части течи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?

Выпишите глаголы, которые обозначают действия Зимы   в первый столбик, а действия Весны во 2 столбик.

Задание №2.

Найдите слова,  описывающие действия Весны и Зимы, запишите  их в два столбика

Весна                         Зима

 Хохочет                        хлопочет

Шумит                           ворчит

Умылася                       взбесилась

Румяней стала              пустила снежок

 Проверка. Прочитайте слова, которые  описывают действия весны, зимы.

Что вы заметили? ( Какие слова ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы).

 (Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою) Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы  наоборот. Как Тютчев относится к Зиме, Весне.  

Такое яркое противопоставление  - называется контрастом. Для чего  Тютчев в этом стихотворении  использовал данный прием – контраст. Использован для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.

Подведение итога:

Как ФИ. Тютчеву удалось показать то грустное, то веселое, радостное, то печальное настроение?

В заключении урока  напишите отзыв к этому стихотворению.

Я прочитал стихотворение _______________________________

В этом стихотворении автор показал ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 Поэт сумел передать______________ настроение

Ф. И. Тютчев в этом стихотворении использовал следующие приемы __________________________________________________________

 Это стихотворение  вызывает во мне          ______________ чувство, потому что ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне понравилось ( не понравилось) это стихотворение.

Слова для справок:

Подведение итогов

С каким стихотворение вы сегодня познакомились.

Какое у вас возникло настроение после чтения данного стихотворения? вырази свое отношение при помощи смайлика. каких смайликов у нас оказалось больше?

 ДЗ. Нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, по желанию выучить стихотворение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения

Слайд 2

Появился из-под снега, увидал кусочек неба. Самый первый, самый нежный, чистый маленький …

Слайд 4

Снежок растаял и с полей бежит проворливый …

Слайд 6

На шесте - дворец, во дворце - певец.

Слайд 8

Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной .

Слайд 10

Люблю природу русскую Весна

Слайд 11

Ф.И. Тютчев

Слайд 12

Хлопочет Взбесилась Наперекор Трезвон Пуще

Слайд 13

Хлопочет Взбесилась Наперекор Трезвон Пуще звон церковных колоколов вопреки очень сильно разозлилась еще больше заниматься чем-то очень усердно, суетиться

Слайд 15

1 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению "Зима недаром злится..." 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Тютчев «Зима недаром злится»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по текс...

Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."

В данном конспекте представлена технологическая карта урока и сам подробный план-конспект урока литературного чтения....