Конспект урока по литературному чтению "Стихи Новеллы Матвеевой"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

 Чалая  Марина  Валерьевна

Конспект урока по литературному чтению "Стихи Новеллы Матвеевой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Тема:     Стихи Н. Матвеевой.

Цели:   1)  закрепить понятие «миниатюры»;  познакомить  учащихся с творчеством Новеллы

                    Матвеевой;

              2)  продолжить формирование умения работать с поэтическим текстом; формировать образное

                   и ассоциативное  мышление учащихся; обогащать словарный запас учащихся;

                   совершенствовать навык  грамотного и выразительного чтения; развивать читательский

                   интерес;

              3)  воспитывать чуткого, вдумчивого и эмоционально развитого читателя; воспитывать любовь  

                   к прекрасному через слово и музыку.

Оборудование: портрет Н.Матвеевой, аудиозапись «Девочка и пластилин» (в исполнении

                             С.и Т. Никитиных), индивидуальные карточки (текст с пропущенными словами и

                             рисунок)

Ход урока.

I.  Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

     1) Закрепление понятия «миниатюры».

         - Над каким разделом работаем?

           (Век XX. Новые встречи со старыми друзьями.)

         - И действительно, мы с вами изучаем произведения тех писателей, с которыми встречались

           раньше, но уже обращая внимание на какие-то новые особенности в их творчестве.

           О творчестве какого писателя мы говорили с вами на предыдущем уроке?

           (Геннадия Михайловича Цыферова)

         - Что нового вы узнали о нём?

           (Г.Цыферов – импровизатор; писал не только стихи, но и миниатюры)

         - Что такое миниатюры?

           (Художественное произведение малых размеров, а точнее – жанр художественной литературы;

              или словами текста из учебника  - Это крохотные сказки, похожие на картинки)

      2) Выразительное чтение миниатюр Г.Цыферова.

         - Какой приём использует автор?

           (олицетворение)

      3) Работа с текстом (в парах). «Реставрация».

           Каждой паре заранее выдана карточка:

           Но однажды ________ ветер размотал ________ клубочек. На пути, где ходило солнышко, от

           ________ холмов до ________ речки, протянулась ________ радуга.

           Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не ________. Оно ________.

 

           Я предлагаю вам отреставрировать текст и рисунок. Какая часть речи поможет?

           (Подсказка: слова, обозначающие признаки предметов, а именно – цвет)

           Зачитывание 2-3 работ.

         - А теперь сравните с оригиналом.

           Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, где ходило солнышко, от

           зелёных холмов до синей речки, протянулась разноцветная радуга.

           Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не жёлтое. Оно

           разноцветное.

         - Какие средства художественной выразительности применил Г.Цыферов?

         - В чём авторская индивидуальность Г.Цыферова?

III. Объяснение нового материала.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Сведения об авторе.

Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе.

             Писать Новелла Матвеева стала под влиянием матери, человека большой культуры и большого

             артистизма. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации( т.е., чтение с особой

             выразительностью), впервые Новелла услышала стихи Пушкина.

             В доме Матвеевых не  всегда было радио, но благодаря матери музыка звучала постоянно.

             Мама пела цыганские, русские и итальянские песни.

             Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего

             Востока: ее дед был поэтом, младший брат, дядя и муж - тоже поэты...

             Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Тогда

             же пыталась сочинять музыку на свои стихи, а также на стихи У. Шекспира, М. Лермонтова,

             А. Фета...

             В течение семи лет Новелла Матвеева работала в детском доме.

             

             Публика сразу заметила и полюбила юную поэтессу-барда. Девушка из провинции с необычным

             завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и

             всю страну. Ее песни зазвучали на любительских магнитофонах.

             Вскоре Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте

             имени    А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором, ее приняли в Союз

             писателей СССР.

             Сейчас живёт и работает в Москве.

Ф и з м и н у т к а .

  1.  Работа с текстами до чтения (с.178).

    - В какой мир мы попадаем?

    - С какими героями встретимся? Какими вы их себе представляете?

    - Вспомните героев стихотворения Н.Матвеевой «Пираты». Сказочные они или реальные?

    - Можно ли ещё до чтения выделить общее для стихов Н.Матвеевой?

  1. Работа с текстами во время чтения.

Стихотворение «Девочка и пластилин».

а) Самостоятельное чтение стихотворения. Проверка первичного восприятия.

    - Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение возникает после прочтения?

    - Какое стихотворение В.Долиной вы вспомнили?

      («Песня про манную кашу»)

    - Докажите, что об одном и том же поэтессы пишут по-разному. Найдите строки, которые

      можно противопоставить.

      (В. Долина:  «Ах, какой ты славный!»                 Н.Матвеева: «Ты их любишь маловато!»

       В. Долина: «Взрослый так слепить не может»    Н. Матвеева: «Ты их лепишь грубовато…»)

    - Отчего тяжко вздыхает девочка?

    - Станут ли в конце концов слепленные из пластилина игрушки её друзьями?

       Почему вы так думаете?

 б) Прослушивание аудиозаписи. Песня «Девочка и пластилин» в исполнении Сергея и Татьяны

     Никитиных.

    - Какое чувство ярко выражается после слушания песни?

 в) Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение «Было тихо…»

а) Самостоятельное чтение стихотворения.

    - Почему в названии стихотворения стоит многоточие?

    - Как можно играть с этим стихотворением?

      (Продолжить наполнять тишину ночи звуками до бесконечности)

    - Понаблюдайте, как осторожно, вкрадчиво наполняется ночь звуками, как постепенно эти

      звуки усиливаются. Как это можно передать при чтении стихотворения?

б)  Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение «Путешественник»

а) Самостоятельное чтение стихотворения.

   - Увидит ли когда-нибудь Тарасик острова?

   - А отправится ли в новое плавание?

   - Что говорит об этом автор? Что думаете вы?

   - Какие чувства вызывает у вас герой стихотворения? Вам его жаль, или вы ему завидуете?

     Почему?

б)  Выразительное чтение стихотворения.

  1. Работа с текстами после чтения.

с. 183  вопросы 2, 5.

Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

IV.  Итог урока.

       - Что нового вы узнали на уроке?

       - Какое стихотворение из представленного творчества Н.Матвеевой вам понравилось больше?

         Почему?

       - А захотелось ли вам прочитать другие стихи этой поэтессы?

V.   Домашнее задание.

       с.178 – 182 выр. читать, урок 122 (т.) – выполнить задание.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...