«Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р, р»-Урок чтения в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс)

УРОК  Литературное чтение (Обучение грамоте)

Подготовила: Вовк Ольга Ивановна-учитель начальных классов 

Класс:   1      1

УМК:      «Школа России», Горецкий В.Г. и др «Азбука» 1 класс(ч1)

Тема урока: «Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р, р»

 

Тип урока:     Комбинированный

Форма проведенияурок - путешествие

Форма организации работы на уроке:   Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.obuchenie_gramote_1_klass.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

             УРОК  Литературное чтение (Обучение грамоте)

                                                 Класс:   1      1

УМК:      «Школа России», Горецкий В.Г. и др «Азбука» 1 класс(ч1)

Тема урока: «Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р, р»

 

Тип урока:     Комбинированный

Форма проведенияурок - путешествие

Форма организации работы на уроке:   Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Цели: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями  обучающихся

Обучающие задачи:

-познакомить со звуками [ р ], [ р, ], буквами  Р, р»

-учить выделять новые звуки из слов, характеризовать их,

-учить плавному чтению по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Развивающие задачи:

Развивать наглядно-образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово)

-способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль)

- развивать речь, внимание, память, фонематический слух

 

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь и интерес к чтению через сказки А.С.Пушкина

-прививать навыки культурного общения через работу в парах, группах

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Отвечать на вопросы по иллюстрации. Называть знакомые комнатные растения. Рассказывать об уходе за растениями. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст вслух. Определять значение слова в контексте.

 

Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения. Владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Личностные:

-Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. 

 

  Ход урока.

  1.  Организационный  момент. 

 Доброе утро, ребята!  Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, друг другу, солнышку  Ведь хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.Наше ежедневное приветствие солнцу

Солнышко, солнышко,

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

А сейчас сядет тот, кто назовет слово с буквой Л (дети называют слова и садятся)   Молодцы!

II. Актуализация знаний

Ребята, а какие звуки обозначает эта буква? Дайте    характеристику звуку (согласный, звонкий, может быть твердым или мягким)

ИГРА: «Разбей на группы»

(на доске буквы)

а, н, и, у,  ы, к, л, о, с, т.

Назовите  буквы?

-Разбейте  на группы.(а, о, у, ы, и)   (н, л, к, т, с)

-Какие звуки в первой группе? Почему мы их называем гласные? Какой гласный звук делает согласный мягким?

- Какие звуки во второй группе? Почему мы их называем согласные? Назови звонкие согласные звуки, глухие?

Читаем слоги (на доске)    

На     но   ни   ны   ну                                Нина, Алик, салат, стол, кукла, луна                                                    

Са     со   си   сы     су

Ка     ко   ки     ку

Та    то    ти   ты   ту

Ла    ло  ли   лы   лу          (чтение в парах, группах)

Молодцы, ребята!

 III.     Постановка темы и цели урока.

  Вороны кричат… (каррр).

  Собаки рычат …(рррр).

- С каким звуком будем работать?  (   [  р  ])

Ребята, а кто сможет назвать тему урока?

С помощью опорных слов, давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? (познакомиться с буквой Р, узнать какие звуки она обозначает, научиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой).А чтобы все хорошо  усвоить, понять, запомнить как мы будем работать? (дружно, активно, слушать учителя и друг друга).А если у кого-то не будет получаться? (будем помогать ему)   Молодцы!

  IV.   Работа над новым материалом.

Всем на уроке желаем успехов и отправляемся в путешествие за новыми знаниями. А чтобы узнать на чем, вы должны отгадать загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (поезд)

Верно! Мы отправимся на поезде   

Рассаживаемся  в поезде  ( правильная посадка)

Выполним упражнения:

Мимическая гимнастика

Возьмите в руки зеркала . Давайте покажем человека улыбающегося, печального, сердитого, удивленного и вновь улыбающегося.

Дыхательная гимнастика

Дышим,  будто спим (вдох и выдох через нос)

Нюхаем цветок (вдох через нос, выдох через рот)

Дуем на снежинку ( вдох и выдох через рот)

Артикуляционная гимнастика

«Зубки», «Лошадка», «Вкусное варенье» Молодцы!

Поезд отправляется.

Торопится поезд

Колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.  (дети хором)

1 станция «Звуковая»

Повторяем за мной.

Ра- ра- ра- начинается -----игра

Ры-ры-ры- у мальчиков---шары

Ро-ро-ро- у нас новое --------ведро

Ру-ру-ру- продолжаем мы -------игру

Какой звук во всех словах мы слышали?      ([ р  ] )   

Что мы можем сказать об этом звуке? (согласный, звонкий)

Ребята, отгадайте загадку:

После дождика бывает, 
Что полнеба закрывает. 
Разноцветная дуга
Солнечная ...
(Радуга)                                    

Выделим первый звук, какой он? (твердый)

Лентой вьётся на просторе,
А потом впадает  в море.
Широка и глубока...
Как зовём её? ...(Река)           

Выделим первый звук, какой он? (мягкий)

Вывод: [ р ]  может быть твердым или мягким. 

Обобщите все, что мы узнали-(Звук [ р ]  -согласный, звонкий, сонорный, может быть твердым или мягким)

Эти звуки на письме обозначаются буквой Рр (показ буквы)

На что похожа буква Р?  (дети называют)    

Игра «Живые буквы»

Встаньте из-за парт и изобразите букву Р (Дети изображают, далее определяется место буквы Р на ленте букв)

Игра «Твердый-мягкий» (Дети показывают сигнальные карточки)

(Рис, рыба, рулет,  ремень, Артур, стрекоза ,адрес, строка, рысь)

Молодцы!

Отправляемся дальше на улицу «Слияния»  

Посмотрите  нет ли здесь нашей новой знакомой? Давайте и ее подружим с гласными буквами. ( на доске слоги: ра,ро,ру,ри,ры)

Р протянула руку букве А  получилось-Ра

А потом букве О-получилось Ро

И, конечно, букве У-получилось Ру

Подружилась с буквой И- получилось Ри

А потом и с буквой  ы- получилось Ры (упраж-е в чтении слогов)

Мы очень хорошо подружили буквы и теперь нам нужно отдохнуть.

Мы выходим на лужайку.

Физкультминутка.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать

Следующая станция  «Читайкиных»  

Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?

- работа по учебнику с 65

(чтение  слогов, слов, в выделенных словах найти и обозначить слоги с новой буквой)

.Слого-звуковой  анализ слов  «забор» и «дверь».  Дайте характеристику звука         [ р  ]. (Согласный, твёрдый, звонкий). Звука[ р, ],  (Согласный, мягкий, звонкий).

        Чтение рассказа «Кактус».(хором, в парах, по одному)                                                                                                                                               Подобрать проверочное слово к слову «уколола» (колет).

Как зовут девочку? Что она сделала? Что с ней случилось?

Ребята, а у нас в классе есть кактусы? (да)

Посмотрите  какой у нас кактус. Как нужно ухаживать за этими растениями?

А где вы можете найти информацию о кактусах?

Станция  «Сочиняйкиных»  

Ребята! Произошло ужасное недоразумение, буква потерялась!

Вам нужно вернуть ее на место. Соберитесь в группы. Выберите ответственного,  который будет вписывать буквы. (Отрывок из сказки)

Какая группа готова?  (Работа в группах)

(Читающие ученики читают текст)

Из  какой сказки этот отрывок? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Правильно!  ( Показ портрета, книг)  

Беседа по иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»  А.С.Пушкина с. 64

Что изображено на рисунке? (Море, пляж, радуга, дерево, избушка, деревянное корыто, ведро).                                                                                                                                                               Кого вы видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку, чаек).                                                                        Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море).

V. Итог  урока.Рефлексия.  

Наше путешествие подходит к концу. Вспомните поставленные цели в начале урока. Как вы думаете, мы их выполнили? С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? Оцените свою работу по «светофору». Сюрпризный момент. (Раскраски с буквой Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Методическая разработка. Тема: «Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф» УМК: «Школа России» Класс: 1 класс

Тип урока:  Открытие нового знанияПедагогические технологии:Информационно-коммуникационныеЭлементы здоровьесберегающих Цель урока Познакомить обучащихся с новыми звуками [ф], [ф’], бук...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....

конспект урока "Согласные звуки [ в, в\' ], буквы В,в" с презентацией . 1 класс

Познакомить детей со звуками [в], [в'] буквой в и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [в], [в'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтен...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...

Технологическая карта урока русского языка обучения грамоте "Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р,р" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [р], [р’] и букве Р ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения.Задачи урокаДидактические:1.    Научит...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....