План урока литературного чтения "Весенняя гроза"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Красильникова Светлана Сергеевна

Цель: учить детей понимать, ценить поэзию, находить красочные средства изображения, чувствовать и понимать язык произведения; формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное; активизировать познавательную деятельность; развивать у детей речь, память, внимание, эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutchev.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план урока

литературного чтения

на тему:

Стихотворение Ф.И. Тютчева

 «Весенняя гроза»

Составитель:

                                                                  Учитель начальных классов

Красильникова С.С.

Москва

План урока литературного чтения

(урок изучения нового материала= урок открытия новых знаний=урок знакомства с новым материалом)

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Пожелаем друг другу удачи! У нас все получится!

  1. Подготовка к восприятию художественного произведения(повторение, актуализация, коллективное определение или самоопределение деятельности, эмоциональный настрой)
  1. беседа об авторе, его произведениях и книгах, о жанре(если встречался раннее и актуален для данного урока),о художественных приемах(если встречались ранее и актуальны для данного урока).

-У. Взгляните, пожалуйста,, на доску, чей портрет вы видите?

-Р. Федора Ивановича Тютчева

-У. Совершенно верно! А кем он был?

-Р. Поэтом

-У. Молодцы! Сегодня мы поговорим о поэте –Федоре Ивановиче Тютчеве и его прекрасных произведениях! Может кто-то помнит, о чем мы говорили в том году, на уроках , посвященных этому великому поэту?

-Р.  Детям удалось вспомнить, что Тютчев является автором стихотворения «Зима недаром злится…» .И что, его стихотворения- лирические (такие произведения, в которых передаются мысли, переживания и чувства самого автора, вызванные различными обстоятельствами жизни).

-У. Федор Иванович родился в усадьбе  О́встуг на берегу речки Овстуженки, в селе Жуковского района Брянской области. Начальные классы Федор Тютчев получил дома. Его первый наставник был Раич Семен Егорович. Он писал стихи и занимался переводами. Занимаясь с Федором, наставник склонял его к стихосложению. При выполнении домашнего задания, он часто устраивал соревнования - кто быстрее сочинит четверостишие. Уже в 13 лет Федор был отличным переводчиком и всерьез увлекся написанием стихов. Благодаря наставнику, а также своему таланту, Федор Тютчев свободно говорил и писал на нескольких иностранных языках. Но все свои стихи Тютчев писал только на русском языке. Московский университет факультет словесности Тютчев оканчивает с отличием. После того как окончил институт, почти на 20 лет уехал работать заграницу. Где работал дипломатом в Италии и Германии. Первые его стихотворения в 1836 году увидел Пушкин и помог опубликовать во многих журналах. Его стихи дети учат в школе до сих пор.

-У. А помните ли вы наизусть «Зима недаром злится..»?

-Р. Чтение наизусть

-У. На экране строчки из этого произведения, которое вы сейчас вспомнили. В стихотворении ,которое мы прочитаем сегодня ,очень ярко передаются  переживания и мысли автора.

  1.  Словарно-лексическая работа.

      -У. Взгляните на доску. Перед вами слова. Как вы думаете, что они  значат?

      -Р. Выдвигают предположения

      -У. А сейчас я покажу верное значение слов

Резвяся- играя, веселясь

Раскаты-грохот

Перлы- жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях

Не молкнет –не молчит

Гам-гул, крик птиц, гудение

Вторит-повторяет

Шум нагорный-шум воды в горах, гул

Зевс-Самый главный Бог древних греков. Его царство было на горе Олимп.

Громокипящий-с громом опрокинулся из рук Гебы.

Кубок- питьевой сосуд из металла, стекла, кости.

Геба- у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого Бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать на другими.

Проворным-быстрый

  1.  Прогнозирование содержания произведения(по заглавию, по имени автора, по иллюстрациям и, возможно, по опорным словам),беседа о прогнозируемой тематике чтения.

-У. Ребята, какое у нас сейчас время года?

-Р. Весна

-У. Верно. На уроке окружающего мира мы говорили о природных явлениях весной, да и сейчас, вы можете понаблюдать в окно, что как меняется погода. Что вы заметили, какая у нас погода?

-Р. За окном пошел дождь. Тучки. Дует сильный ветер, заметно по деревьям и кустарникам.

-У.  А что может произойти дальше, если, еще  недавно, было очень жарко?

-Р. Гроза

-У. Молодцы! А кто помнит, когда бывает первая гроза?

-Р. В мае

-У. Хорошо. Мне бы хотелось, чтобы вы обратили внимание на иллюстрации в учебнике, на странице 49.И после этого ,прочитайте заглавие.

-Р. Федор Иванович Тютчев « Весенняя гроза»

  1. Эмоциональный настрой( музыкальный отрывок, «эмоциональный вопрос»).

-У. Послушайте шум грозы. Какие чувства вызывает у вас эти звуки природы?

- Р. Страх, испуг. Хочется укрыться.

-У. Кто из вас видел грозу? Расскажите, что вы пережили во время грозы?

-Р. Ответы детей

-У. Гроза издавна вызывала у людей чувство страха, ужаса. С древних времен люди пытались объяснить это явление природы. Они считали, что гроза – это кара, наказание, которое Бог посылает на землю, чтобы наказать людей за их провинности. В каждой религии громом и молнией повелевал самый могущественный бог. (У славян это был Перун (его имя означает «молниеносный», у древних греков – Зевс (его имя в переводе на русский язык означает «свет»).

-У .А всегда ли гроза вызывает страх?

- Р. Ответы детей

- У. Однако не все боятся грозу. Федор Иванович очень любил  и понимал природу. Он говорил о природных явлениях, как о живых существах. В стихотворении Тютчев передал все свои чувства.

  1. Работа над новым произведением(обогащение читательского опыта, открытие нового знания(опыта),т.е. открытие художественного мира нового произведения, его героев, знакомство с новым художественными приемами).
  1. Первичный синтез(знакомство  с произведением(читает учитель или фонохрестоматия),проверка первичного восприятия, формулировка «гипотезы смысла» (первичной проблемы),определение путей поиска ее решения).

-У. Сейчас я вам  прочитаю это стихотворение. Быть «слушателем», значит сесть прямо, слушать внимательно и отложить все из рук.

-У. Какое настроение вызвало это стихотворение?

      Какие чувства возникли во время прослушивания?

      Какую картину вы представляли?

      А что вам особенно запомнилось?

      Понравилось ли стихотворение?

-Р. Ответы детей

Физкультминутка

Речевая разминка

Гроза гремит

Гремит гроза

Гроза гремит пока грозна

Утром солнышко проснулось,

Улыбнулось, потянулось,

И, откинув одеяло,

На зарядку побежало.

Дождиком умывалось,

Тучкой растиралось.

А когда умылось,

Ярче засветилось.

  1.  Перечитывание произведения (читают дети) и его разноплановый анализ (текст/ язык + образный мир (герои, события, предметы/вещи, время и пространство) + смысловой и эмоционально-чувственный план) с обязательным выборочным чтением для подтверждения своих высказываний.

-У. Вернитесь к иллюстрации. Совпало ли ваше представление и картина?

-У. Прочитайте стихотворение про себя . Обратите внимание, на новые слова.

-У. Прочитаем стихотворение по цепочке

-Р. Чтение

-У. Прочитайте первую строчку. Можно ли сразу ответить на вопрос, как относится поэт к грозе?

-Р. Да, первое слово стихотворения прямо называет чувство поэта: «Люблю грозу в начале мая…»).

-У. Представьте себе, что этого слова нет; вы догадались бы, что поэт любит грозу?

-Р. Подтверждают свое мнение текстом.

-У. Какое обычно бывает небо во время грозы?

-У. А какой эпитет и почему употребляет Тютчев, описывая небо?

-Р. Небо «голубое». Гроза короткая, не успело потемнеть небо

-У .Почему, говоря о раскатах грома, поэт выбирает такой странный эпитет – «молодые»?

-Р. Гроза первая, как первые листочки, которые мы тоже называем молодыми.

-У. Как и почему следует прочитать четверостишие – напевно, медленно или бодро, весело?

-Р. Ответы детей

-У. Вызывает ли грозное явление природы страх у читателя?

-Р. Нет

-У. Почему нам не страшно?

- Р. Потому что, гром резвиться и играет

-У. Кого напоминает вам гром?

- Р. Детей

-У. Поэт наделяет явление природы чертами человека, он одушевляет гром, делает его живым. Этот прием в литературе называется олицетворением.

-У. Прочтите третью строку. Что имеет в виду автор под словом перлы?

-У. Замените это слово на близкое по значению.

 -У. Получилось?

-У. Почему автор сравнивает капли с жемчужинами?

-Р. Мы видим дождевые капли, которые переливаются на солнце всеми цветами радуги.  И заменить его нельзя, будет не так красиво и точно.

-У. Прочтите четвертую строку. О каких нитях говорит автор?

-У. Почему автор говорит, что солнце «золотит» струи дождя?

-У. Давайте еще раз обратим наше внимание на то, как автор переносит свойства одного предмета или явления на другой благодаря их сходству. Этот прием называется  метафора.

-У. Прочитаем третью строфу. Какое слово «поток» или «ручеек»  наиболее точно передает то, что дождь был сильный?

-Р. Ответы детей

-У. Как природа реагировала на грозу?

-Р. Ответы детей

-У. Давайте закроем глаза и представим себе грозу, пение птиц, шум бегущей воды.

- У. Прочитайте последнее четверостишие и подумайте, почему описание грозы заканчивается обращением к мифологии?

-У. Весенняя гроза – особенность  природы. Геба – богиня юности, она из шалости, смеясь, проливает на землю «громокипящий кубок». Поэтому весенняя гроза столь необычна. Это игра молодых, пробуждающихся к жизни сил природы.

  1. Вторичный синтез (обобщение по произведению, главная мысль)

-У. Как вы считаете. с какой целью автор написал это стихотворение?

-Р. Передать красоту природы

-У. Какая главная мысль в стихотворении?

-Р. Как много прекрасного вокруг и интересного. Не все так страшно, как кажется!

  1. Творческая работа по следам прочитанного произведения (включение новых знаний и опыт в систему имеющегося читательского и творческого опыта).

-У. Предлагаю поделиться на  2 команды.  Каждая команда по очереди пишет свои мысли на тему «Что хотел передать автор в стихотворении». Каждый из Вас будет писать своим цветом. На моем столе приготовлены фломастеры.

-Р. Зачитывают тексты, которые получились

  1. Рефлексивное подведение итогов урока . Д/з.

–У. Закончите фразы:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

-У. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока литературного чтения по теме: "Обобщение по разделу великие русские писатели".

Ребята вновь соприкаснутся с произведениями великих русских писателей. будут совершенствовать навыки выразительного чтения, читать выборочно, работать над лексическими значениями слов....

План урока литературного чтения во 2 классе

обощающий урок по теме: "уж небо осенью дышало"...

Поурочные планы урока. Литературное чтение. Авторы Бунеев Р.Н.

Поурочные планы уроков 2 класса по литературному чтению....

план урока литературного чтения "Буква Х"

план урока по литературному чтению "Буква Х" (1 класс)...

план урока литературного чтения "Буква Х"

план урока по литературному чтению "Буква Х" (1 класс)...

План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"

Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к...

План урока литературного чтения "Прощание с другом".1 класс

План урока литературного чтения "Прощание с другом".1 класс...