Методическая разработка урока по обучение грамоте в 1 классе «Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Гончарова Марина Шамильевна

Методическая разработка урока по литературному чтению  (обучение грамоте) в 1 классе

«Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл звук ф и буква эф33.59 КБ
PDF icon звук ф буква эф2.56 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа

671331,Республика Бурятия, Заиграевский район, с.Илька, ул.Трактовая 4, тел.57-2-16

e-mail:Isoch_2007@mail.ru.ilkinskaya@yandex.ru, сайт:http:isosh.uozrb.ru

Методическая разработка урока по литературному чтению  (обучение грамоте) в 1 классе

«Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»

Разработал:

Гончарова Марина Шамильевна,

 учитель начальных классов, без категории.

электронный адрес:

marischa_71@mail.ru

2019-2020 уч.год

Предмет: Обучение грамоте. Литературное чтение 1 класс.

Тема урока: Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’].

Использованные технологии:

  1. Технология метода опережения
  2. Технология группового метода
  3. Игровые технологии
  4. Использование ИКТ,

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: объяснение нового материала.

Цель урока: учить выделять звуки [ф], [ф’], и характеризовать их.

Задачи: 

познакомить с новыми печатными буквами, учить осознанно читать  слоги и слова с этими буквами, правильному и осознанному чтению, развивать фонематический слух, связную речь учащихся,  речь, критическое мышление; воспитывать культуру учебного труда, учить обогащать и активизировать словарь учащихся, повторить изученные орфограммы; развивать логическое мышление, внимание, память; познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать у детей чувство  гордости за Родину, патриотизм

Планируемые метапредметные УУД::

Познавательные:

  • умение ставить цели к уроку;
  • осмысление значения слов «буква», «звук»; формируется умение читать,

            осмысливать прочитанное;

  • дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф,
  • научиться читать  слоги и слова с  этими буквами, работать с текстом,

  • строить речевые высказывания и использовать изученные правила

            безопасности в конкретных жизненных ситуациях.

Коммуникативные:

  • работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;
  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • проявлять активность во взаимодействии в игре для решения

            коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • оценивать себя, границы своего знания и незнания;
  • вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,
  • адекватно воспринимать предложения учителя.

Личностные:

  • Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Оборудование: лента букв, презентация, фонарики, плакат, листки бумаги.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (1 минута)

Проверка готовности детей к уроку. Организация внимания учащихся.

“Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Будем думать, рассуждать
Слушать и запоминать

- Ребята, к нам пришла Фея Знаний, она будет с нами весь урок, помогать нам, наблюдать, как мы умеем работать.

– Я, рада видеть Вас, ребята, Ваши глаза, Ваши лица и очень надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

2. Актуализация знаний (3 минуты)

- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?

1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Буквы, которые не обозначают звуков.

3. Постановка новой учебной задачи (3 минуты)

- А теперь давайте с вами проведем речевую разминку, повторяйте за мной хоро.

- Фа-фа-фа- очень мягкая софа

- Фе-фе-фе -  мы пойдем с тобой в кафе

- Фи-фи-фи – день рожденье у Софи

- Фу-фу-фу –сидит кошка на шкафу

- Ребята, какой звук часто повторяется?

- Сформулируйте задачу сегодняшнего урока? (ответы детей)

- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуком ф и буквой эф.

4. Работа над новым материалом (18 минут).

– Отгадайте загадку.

В темноте глазищи 
Путь колесам ищут. (фары)

– Произнесите это слово хором

- А что такое фары, для чего они служат?

– Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
– Какой он гласный или согласный? 
(Согласный).
– Почему? 
(Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).

– Почему?
– Твердый или мягкий? 
(Твердый).

- Почему? (стоит перед гласным А, который указывает на  твердость предшествующего согласного звука)
– Звонкий или глухой? 
(Глухой).
– Повторите что вы узнали о звуке [ф]. 
(Согласный, твердый, глухой)
– Посмотрите на схему, она подходит к слову ФАРЫ? А как должна выглядеть схема к этому слову?  
(Характеристика слова). (схема №2)
– Рассмотрите картинку. Какие предметы в названии которых вы слышите звук [ф].
– Назовите слово со звуком [ф’]. 
(ЗЕФИР)

- Что такое зефир?
– Произнесите первый звук. [ф’]
– Какой он? 
(Согласный, мягкий).

- Сколько слогов в слове зефир?

- На какой         слог падает ударение?
– Найдите среди схем, ту,  которая соответствует этому слову? (схема №1)

- Значит звук ф согласный, бывает и твердый и мягкий, он глухой

Игра «Твёрдый -мягкий».

Фея Знаний загадывает загадку

Я волшебную свечу
Так и сяк в руках верчу.
Не огнем горит она
Батарейками полна. (фонарик)

- Ребята, а у вас тоже есть фонарики. – Если слышите звук [ф’] -  показываете зеленый фонарик, если твердый  [ф] – то синий фонарик

фартук         факир          фарфор
ферма          фильм         конфета

    Если учащимся не понятны значения некоторых слов, коллективно находим их.                Знакомство с новой буквой

- Ребята, а какой буквой звуки  [ф] и [ф’] будут обозначаться на письме?

– Звуки [ф] и [ф’] обозначаются буквой эФ эф. (Показ)
– Сравним заглавную и строчную.
– На что она похожа. 
(Дети читают стихи)

1. Всем известно без подсказки
Буква «Ф» – как ключ от сказки.
Никогда его от нас
Не отнимет Карабас. 
(Показ картиннко в презентации)

2.  Ночью крылья зашумели

Филин сел на ветку ели

В темноту глаза таращит

Буква Ф уселась в чаще

Найдем домик букве Ф ф в азбуке.
– В какой ряд их поместим? 
(В нижний)
Парная работа на листках.
– Напечатайте букву Ф ф. 
– Нарисуйте флаг  
(Объяснение значения слова)

- Кто готов покажите работы. Все очень постарались..

Молодцы! Очень хорошо!

Физминутка (1 минута)

Чтение слогов  хором  Феей Знаний  

Фа                                 
Фе                                  .
Фё
Фы
Фу

Фы

Фи

Игра «Придумай слова»

Групповая работа.

Первый ряд подберите слова с твердым звуком ф в начале слова

Второй ряд с мягким звуком ф также в середине слова

Третий ряд со звуком ф в конце слова.

Дети работают в группах, подбирают слова, соответственно своему ряду. (ответы детей)

- Молодцы!

- Ребята, а в слове автомобиль. Какой вы слышите звук после гласной а? (звук ф)

- правильно звук ф , а писаться будет автомобиль через букву в, это словарное слово  проверить его нельзя, только запомнить написание. Значит по звонкости-глухости звук ф имеет пару?Какую? (да, в)

5. Закрепление изученного материала (10 минут)

Работа по учебнику

Чтение слов

Прочитайте слова на странице 71 и объясните их значение. Теперь прочитайте слова только из морской тематики. Почему вы их выбрали? (Телефон, телеграф, флаг, флот.)

Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике на странице 70. Что за корабли и лодки мы видим? (Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка)

– Что мы видим на каждом корабле? (Флаг). Почему на подводной лодке нет флага? На теплоходе и ледоходе какой флаг? (Российский).

- Ребята, а каким общим словом можно назвать военные морские корабли? (Флот)

 Чтение стихотворения А.С. Пушкина

- Понравились ли строки?

- Какие эмоции вызвали?

- Кто правил в то время? (Петр 1)

- А чего он хотел добиться?

Хорошо читающий ученик прочитает сведения

- Российский флот пошел от царя Петра Первого.  Он хотел, чтобы Россия была великой морской страной, и поэтому построил город на Неве, назвал его Санкт-Петербургом. В городе были построены здания на европейский манер. Петр Первый стал создавать русскую флотилию. Он отправил юношей учиться за границу морскому делу. В Россию же он пригласил искусных иностранцев, которые умели строить корабли. Так на Руси появился флот. Россия могла теперь охранять свои морские границы, торговать. Все российские морские корабли ходят под Андреевским флагом.

Прочтите последнее предложение в тексте. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы определите, про какое судно в нем написано: “Природой здесь нам суждено...››

В рассуждениях детям помогает иллюстрация из учебника.

- Как собирался Петр І “прорубить окно в Европу?›› (Он хотел ходить на кораблях в другие страны, вести торговлю.)

В каких строках сказано, что царь Петр І ждал к себе гостей из других стран? Прочтите.

Дети находят слова: “Все флаги в гости будут к нам...”

- Каким выражением можно заменить выражение “все флаги...››'? (Все страны в гости будут к нам...)

- Откройте страницу азбуки 72, Прочитайте таблицу со слогами, в которых присутствуют парные согласные буквы ф и в. Прочитайте слоги, где есть звук [ф]. Теперь - слоги, где есть звук [ф'].

Аналогичная работа проводится и со звуками [в] и [в'].

- Когда же согласные читаются мягко? (Когда после согласных идут гласные я, е, ё, ю, и.)

Прочитайте слоги на с.72. Назовите новую и последнюю пару согласных звуков.

  1. Подведение итогов урока (2 минуты)

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Расскажите все, что вы знает о букве Эф?

- Какие знания вы получили о своей Родине?

- Кому что было не понятно?

  1. Рефлексия учебной деятельности (2 минуты)

- Ребята,  посмотрите у нас на доске плакат. на котором изображен корабль. Прикрепите на корабль зеленые флаги, если вам всё было понятно и всё понравилось, если не очень, то - желтый, если совсем ничего не поняли и урок не понравился – красный.

Учащиеся прикрепляют флажки на плакат с изображением корабля.

Фея Знаний прощается с учащимися:

Спасибо, дети,  за урок! Вы очень хорошо  поработали! До свидания! До скорых встреч!

Список литературы:

  1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2017.
  2. Поурочное планирование Литературное чтение Обучение грамоте. Технологические карты по учебнику В.Г.Горецкого, Э В.А.Кирюшкина, 1 класс; Волгоград: Учитель, 2018.
  3. https://infourok.ru/urok-obucheniya-gramote-v-klasse-po-teme-soglasnie-zvuki-f-f-bukvi-f-f-umk-shkola-rossii-3583588.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внима...

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема. Буква Б и звуки (б-б")

Эта презентация может быть использована на уроках по обучению грамоте в 1 классе....

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема "Буква О и звук ( о ).

Эта презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе....

Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему:"Знакомство с буквой и звуком Чч" в 1 классе

Познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умен...

Технологическая карта к уроку по обучению грамоте 1 класс "Буква Т. Звуки [т], [т’]

Цель урока: создание условий обучающимся для успешного усвоения  умений различать звуки [т], [т’] в  словах и   записывать эти звуки  буквой «Т»...

Методическая разработка урока по обучению грамоте - интегрированный урок "Согласные звуки[б],[б\']и буквы Б,б.

Методическая разработка содержит иллюстрации и схемы к уроку. В урок включено написание букв и слогов....

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Буква Х,звук [х],[х"]

Цели:1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].2. Развивать фонематический слух учащихся.3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....