Литературное чтение 3 класс (КТП по УМК "Школа России")
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3v.docx55.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Г.о. Подольск Московской области

РАССМОТРЕНО                             СОГЛАСОВАНО                                        УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО                     Заместитель директора по УВР              Директор МОУ СОШ № 24

_______/./                    ________/./                    _________/

                        ФИО                                                         ФИО                          ФИО

Протокол № ________   от              «_____»____________ 20____г.             Приказ № ________          от

«_____»____________ 20____г.                                                                      «_____»____________ 20____г.

Рабочая программа

по литературному чтению

3-В класс на основе ФГОС НОО

4 часа  в неделю, 136 часов  в год

Принята                                                                                      Составитель:

Педагогический совет                                                               Сальникова Юлия Борисовна,

Протокол №  ____                                                                    учитель начальных классов

«_____»____________ 20____г.

г.о. Подольск

2020 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе  

Личностные:

У обучающегося будут сформированы   в ценностно-ориентационной сфере

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Обучающийся получит возможность для формирования:  

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные:

Регулятивные УУД:  

Обучающийся научится:  

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:  

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:  

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:  

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:  

  • высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:  

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные:

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:  

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:  

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:  

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литературное чтение

3 класс 136 ч/год (4 ч/нед.)

Вводный урок

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.

Поэтическая тетрадь 1

Русские поэты 19-20 века.  Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты. И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.

Великие  русские писатели

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина  к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Поэтическая тетрадь 2

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Литературные сказки

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки.  Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Были-небылицы

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. А.И.Куприн «Слон». Оновные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь 1

Саша Чёрный. Стихи о животных. А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения.  Творческий пересказ: дополнение пересказа текста. В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

Поэтическая тетрадь 2

С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения. А.Л.Барто «Разлука». «В театре». С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Кртёнок». Проект: «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений. Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

По страницам детских журналов

«Мурзилка»  и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.  Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома. Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

Зарубежная литература

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.

Тематическое планирование

«Литературное чтение»

Наименование разделов

Количество часов

Вводный урок

1

Самое великое чудо на свете

3

Устное народное творчество

13

Поэтическая тетрадь 1

9

Великие русские писатели

21

Поэтическая тетрадь 2

9

Литературные сказки

9

Были - небылицы

9

Поэтическая тетрадь 1

6

Люби живое

16

Поэтическая тетрадь 2

7

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

16

По страницам детских журналов

9

Зарубежная литература

8

Итого

136

Календарно-тематическое планирование курса литературное чтение 3-В класса

№  п/п

Тема урока

Плановые сроки

Сроки прохождения

ВВОДНЫЙ УРОК – 1. САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ –3.

1-4

Введение. Знакомство с учебником.

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

Первопечатник Иван Фёдоров.

Путешествие в прошлое. Оценка достижений. Проверь себя. Тест  по теме "Самое великое чудо на свете».

1 неделя

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 12

5-8

Знакомство с разделом. Русские народные песни.  

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2 неделя

9-12

Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

3 неделя

13-16

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин.

Русские народные сказки.

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений. Тест №2  по теме «Устное народное творчество».

4 неделя

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 1. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 - 7

17-20

Проект « Сочиняем волшебную сказку». Проверочная работа№1.

Знакомство с разделом. Проект «Как научиться читать стихи».

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Ф.Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

5 неделя

21-24

А. Фет « Мама! Глянь-ка из окошка..», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

И. Никитин  « Полно, степь моя Спать беспробудно…», « Встреча зимы».

И. Суриков  « Детство».

И. Суриков « Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

6 неделя

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 – 2. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ - 18

25-28

Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения. Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Литературная гостиная.

Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина».

А.С. Пушкин. Стихотворения.

7 неделя

29-32

А. С. Пушкин « Зимнее утро».

А. С. Пушкин « Зимний вечер».

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

8 неделя

33-36

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. Тест № 4 по теме «Великие русские писатели».

Знакомство с творчеством И.И. Крылова. Басня  «Мартышка и очки».

И.А.Крылов  « Зеркало и обезьяна».

9 неделя

37-40

И.А. Крылов  « Ворона и лисица».

М. Лермонтов. Подготовка сообщения  на основе статьи. «Горные вершины…» «На севере диком стоит одиноко…».

М. Лермонтов «Утёс!», «Осень».

Тест № 5 по теме «Великие русские писатели».

10 неделя

41-44

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).

Л. Толстой «Акула».

Л. Толстой «Акула» работа над планом и пересказом.

Л.Н. Толстой «Прыжок».

11 неделя

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ – 3. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 - 9

45-48

Л. Толстой «Лев и собачка».

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Проверим и оценим свои достижения. Тест № 6 по теме «Великие русские писатели»

Знакомство с  названием  раздела.

12 неделя

49-52

А.Н.Некрасов «Славная  осень».

А.Н.Некрасов «Не  ветер  бушует  над  бором...».

А.Н.Некрасов «Дедушка  Мазай  и  зайцы».

А.Н.Некрасов «Дедушка  Мазай  и  зайцы».

13 неделя

53-56

К.Д.Бальмонт"Золотое  слово".

И. Бунин Стихотворения.

Обобщающий урок по разделу. Оценка достижений. Тест № 7 по теме «Поэтическая тетрадь 2».

14 неделя

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ - 8

57-60

Знакомство с названием раздела.

Д. Мамин- Сибиряк  «Алёнушкины сказки».

Д. Мамин- Сибиряк  «Сказка про храброго зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

В. Гаршин «Лягушка – путешественница».

15 неделя

61-64

В. Гаршин «Лягушка – путешественница».

В. Одоевский «Мороз Иванович».

В. Одоевский «Мороз Иванович».

Обобщающий урок.

16 неделя

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ – 1. БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ - 7

65-68

Проверим и оценим свои достижения. Тест № 8 по теме «Литературные сказки».

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».

К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

17 неделя

69-72

К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

А. Куприн  «Слон».

А. Куприн  «Слон».

18 неделя

БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ – 2. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 - 6

73-76

А. Куприн  « Слон».

Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения. Тест №9  по теме «Были – небылицы».

Знакомство с названием раздела.

С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?» «Воробей». «Слон».

19 неделя

77-80

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

С. Есенин «Черёмуха».

Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения. Тест № 10 по теме «Поэтическая тетрадь 1».

20 неделя

ЛЮБИ ЖИВОЕ - 16

81-84

Знакомство с названием раздела .

М. Пришвин «Моя Родина».

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

21 неделя

85-88

В. Белов «Малька провинилась».

В. Белов  «Ещё раз про Мальку».

В. Бианки «Мышонок Пик».

В. Бианки «Мышонок Пик».

22 неделя

89-92

Тест № 11 по теме «Люби живое» .

Б. Житков  «Про обезьянку».

Б. Житков  «Про обезьянку».

Б. Житков  «Про обезьянку».

23 неделя

93-96

В. Астафьев  «Капалуха».

В. Драгунский  « Он живой и светится…»

Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения. Тест № 12 по теме «Люби живое»

Сказки и рассказы о животных.

24 неделя

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 - 4

97-100

Знакомство с названием раздела.

С. Маршак «Гроза днём» «В лесу над росистой поляной…»

А. Барто «Разлука», «В театре».

С. Михалков «Если».

25 неделя

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 – 3. СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК - 13

101-104

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

Проект  «Праздник поэзии», « О природе», «О детях».

Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения.

Знакомство с названием раздела.

26 неделя

105-108

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

А. Платонов  « Цветок на земле».

А. Платонов  « Цветок на земле».

А. Платонов «Ещё мама».

27 неделя

109-112

А. Платонов «Ещё мама».

М. Зощенко «Золотые слова».

М. Зощенко «Золотые слова».

М. Зощенко «Великие путешественники».

28 неделя

113-116

М. Зощенко «Великие путешественники».

Н. Носов «Федина Задача».

Н. Носов «Федина Задача».

Н. Носов «Телефон».

29 неделя

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК – 3. ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ - 9

117-120

Н. Носов «Телефон».

Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения.

Юмористические рассказы о детях.

Знакомство с названием раздела.

30 неделя

121-124

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения.

Ю. Ермолаев «Проговорился».

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

31 неделя

125-128

Г. Остер «Вредные советы».

Г. Остер «Как получаются легенды».

Р. Сеф «Весёлые стихи».

Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения.

32 неделя

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - 8

129-132

Знакомство с названием раздела.  Мифы Древней Греции.

Мифы Древней Греции.

Мифы Древней Греции.

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

33 неделя

133-136

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Презентация проектов  «Сочиняем волшебную сказку»,  «Как научиться читать стихи», «Праздник поэзии», «О природе», «О детях».

Презентация проектов  «Сочиняем волшебную сказку»,  «Как научиться читать стихи», «Праздник поэзии», «О природе», «О детях».

34 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению"Великие русские писатели"."Школа России", 3 класс

Данный тест можно использовать на обобщающем уроке по литературному  чтению по  теме "Великие русские писатели"....

Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс

          Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Листопадничек" Школа России

Технологическая карта урокаТема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Цели деятельности учителя: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе из...