Урок литературного чтения "Л.Н. Толстой. Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Игнатьева Тамара Павловна

Представлен проект урока для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Игнатьева  Тамара Павловна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 32» г. Смоленск

Проект

урока литературного чтения в 3 классе по теме «Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

(по курсу «Литературное чтение», авторы: Горецкий, Климанова, Голованова)

Тип урока: урок чтения и анализа художественного текста.

Цели урока: совершенствовать умения детей читать и анализировать художественный текст, совершенствовать навык правильного и беглого чтения текста вслух и про себя. формировать знания о литературоведческом понятии «быль»; развивать умение анализировать образ главного героя произведения, развивать умения определять жанр и главную мысль художественного произведения, развивать умение сравнивать поступки разных героев произведения, развивать умение определять позицию автора произведения,  развивать умения обобщать и делать выводы, высказывать свою точку зрения о прочитанном; воспитывать уважение и любовь к животным, воспитывать дружелюбие  и ответственность.

Оборудование урока: Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений

Ход урока

  1. этап урока. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Ребята, сейчас урок литературного чтения. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку? Молодцы!

- Улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и начнем нашу работу.

  1. этап урока. Сообщение темы и целей урока.

- Давайте с вами вспомним название раздела,который мы изучаем? («Великие русские писатели»)

- Назовите имена и фамилии наших великих писателей. (А. С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А.Крылов, Л.Н.Толстой)

- Творчество, какого писателя мы изучали на предыдущем уроке? (Л.Н.Толстой)

- Назовите произведения этого писателя. («Акула», «Детство», «Прыжок»)

- О ком или о чем были эти произведения? (О людях, животных, о воспоминаниях).

- Какие произведения вам больше всего запомнились? Почему?

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством писателя Л.Н.Толстого. В ходе нашей беседы постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдет речь на нашем уроке?

Прыгуч, силён,

Пышный мех на нём,

Хищник опасный,

Царь зверей прекрасный! (лев)


Во дворе поставлен дом -
На цепи хозяин в нём.(Собака)

- Кто догадался, как называется новое для нас произведение Л. Н. Толстого?(Ответы детей)

- Давайте откроем учебник на странице 160 и  прочитаем название произведения (название рассказа записываю на доске).

- Как вы думаете, о ком  пойдет речь сегодня на уроке?(О животных)

- Но прежде чем продолжить работу мы должны поставить перед собой цели нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой? (ответы детей)Все правильно вы сказали, но я выбрала самые важные (прочитать произведение правильно и красиво, ответить на вопросы, научиться выражать свое отношение, определить главную мысль прочитанного  произведения)

  1. этап урока. Подготовка к первичному восприятию текста

- Ребята,это рассказ-быль.

- Что такое быль? (ответы детей)

- «История, о которой рассказывает Л.Н.Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе. Может быть об этой истории писателю рассказал кто-либо из моряков, который побывал в Лондонском порту и посещал зверинец».

- Ребята, кто такой лев? Что вы знаетео таком животном, как лев? Опишите внешность и характер этого животного. (Ученики высказываются по теме: дикое животное,хищник,царь зверей)

- Да, ребята, страх и сильное смятение овладевают всеми, когда они видят это животное и слышат могучее рычание.

- А как назвал автор другое животное? (Собачка, ласково)

- Что вы можете рассказать о собаке? (домашнее животное, друг человека и т.д.)

- Как вы думаете, почему именно собачка? (Маленькая)

- Давайте посмотрим на иллюстрацию в учебнике и сравним нарисованных животных с нашим описанием. (Дети видят огромного и мужественного льва и маленькую беззащитную собачку)

- Как вы думаете, что связывает между собой этих двоих героев? (Предположения детей)

-Могут ли два абсолютно разных животных по темпераменту, среде обитания найти общий язык? (ответы детей)

- Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведение.

  1. этап урока. Первичное восприятие художественного текста.

- Ребята, послушайте  это произведение и подумайте, какое из слов, записанных на доске, лучше подойдет к описанию отношений между львом и собачкой. (На доске слова – ненависть, вражда, дружба, отзывчивость, обман). Учитель (или аудиозапись) читает текст вслух, дети слушают произведение, книги закрыты.

- Итак, услышав историю, как вы думаете, какое слово из предложенных вы выберете для описания отношений? (Предположения детей).

- Давайте,  после прочтения произведения,  возвратимся к иллюстрации в учебнике и подумаем, как можно подписать ее? (Предположения детей).

  1. этап урока.Оценка качества первичного восприятия текста.

- Какой это рассказ, грустный или веселый?

- Что вас растрогало в этом рассказе?

- Какие чувства он у вас вызвал? Было ли вам кого-нибудь жалко?

- Что понравилось? Что запомнилось?

  1.  этап урока. Физкультминутка.
  2. этап урока. Вторичное восприятие текста.

- Перед прочтением текста, вами, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение данных слов.

Словарная работа:

 - Прочитайте правильно слова. Объясните их значение.

подле  около, близко, совсем рядом.

барин – господин, человек из привилегированного класса (помещик).

зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.

ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).

- Внимательно перечитайте рассказ про себя и обратите внимание на поступки льва и ответьте на следующие вопросы.

- Как лев вел себя с собачкой в начале рассказа?(1 ряд) Каклев вел себя конце рассказа? (2 ряд) Как вы думаете, почему он себя так вел? (3 ряд)

(Самостоятельное чтение текста учащимися. Ответы на вопросы)

  1. этап урока. Анализ художественного текста

Задание 1: Анализ образа главных героев.

- Скажите, кто является главным героем произведения? Почему вы так решили?

- Как вы думаете, как автор относится к собачке? Почему? Страшно было оказаться собачке в клетке со львом?

- Как автор относится ко льву? Почему? С кем сравнивает автор самого льва и его чувства? (с человеком)

Задание 2: Определение главной мысли произведения.

- В любом произведении автор хочет выразить свою основную мысль – идею произведения. Ребята,  какова главная мысль рассказа? (Дружба животных, сострадание)

Задание 3. Определение позиции автора произведения.

- Прочитайте два последних предложения в произведении.

- Что вы почувствовали, читая это строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)

- Как вы думаете, что хотел сказать нам автор?

- Чему Лев Николаевич хотел нас научить?

- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Л. Н. Толстого чуткое сердце)

Задание 4: Работа с пословицами (работа в парах)

- Как вы думаете, только ли в рассказахмы можем узнать о преданности, о дружбе и заботе?

- Эту тему затрагивают и другие жанры литературы. Каждая группа получила несколько пословиц с разным смыслом. Вам нужно посовещаться и выбрать такую, которая бы подходила к прочитанному произведению и объяснить свой  выбор.

(Старый друг лучше новых двух.

Труд кормит, лень портит.

В здоровом теле здоровый дух.

При солнышке тепло — при матери добро.)

- Какую пословицу вы выбрали? (Старый друг лучше новых двух.) Почему? (Рассказ о дружбе и преданности. Нужно ценить своих друзей.)

Задание 5: Анализ развития событий

- Давайте еще раз обратимся к тексту и найдем отрывок о том, как собачка попала в клетку? Перечитайте? Расскажите.

- Как вела себя собачка? Перечитайте?

- Как вел себя лев при встрече с собачкой? Перечитайте?

- Ребята, скажите встретилось нам, в произведении описание внешности животных ( нет).

- В своем произведении Л.Н. не описал внешность собачки и льва. Но он много написал о поведении, чувствах этих двух животных.

- Расскажите, почему лев и собачка дружили?

- Сколько прожили вместе животные?

- Найдите отрывок о том, как собачка умерла? Прочитайте.

- Что делал лев? Какие чувства  испытывает лев от потери собачки? Расскажите. (Безысходность, он не знает как вернуть друга)

- Чем закончился рассказ? (ответы детей)

- Какой конец этой истории (печальный)

  1. этап урока.

Творческая работа с художественным текстом

Задание:Ребята, а могла ли эта история закончиться не так грустно? Давайте подумаем, как можно было бы изменить конец рассказа, чтобы он получился хорошим и веселым? Работать будем в парах. Обсудите и выскажите свое мнение.

(После парной работы следует заслушать и оценить творческую работу учащихся).

  1. этап урока. Оценивание работы учащихся на уроке

Учитель аргументированно оценивает работу учеников.

  1. этап урока. Итог урока

- Ребята, с каким текстом мы работали сегодня на уроке?

- Какие цели мы ставили перед собой?

-Что мы делали для достижения поставленных целей?

- С каким новым литературоведческим понятием познакомились сегодня на уроке?

- Какова главная мысль рассказа?

- К какимидругими литературными жанрами мы работали сегодня на уроке? Зачем?

- Какой вывод можно сделать сегодня на уроке?

  1. этап урока. Домашнее задание

По выбору:

1. Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

2. Если бы герои рассказа умели разговаривать, какой бы диалог между ними мог состояться при встрече?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения Алексей Толстой "Весна"

Урок литературного чтения проводится в 4 классе по теме "Путешествие в мир звуков и красок".  Это урок на котором дети наблюдают, анализируют, делают выводы. Небольшое по объёму произведение, а с...

Методическая разработка урока литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"

Урок проведен в рамках недели литературного чтения. Показан опыт работы учителя по развитию умения учащихся работать в группах и в парах....

Презентация к уроку литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"

Презентация содержит сведения об авторе, слайды к рассказу....

урок литературного чтения "Л.Толстой. Какая бывает роса на траве"

В данном уроке представлены три стратегии смыслового чтения....

Конспект урока литературного чтения Л.Толстой "Пожарные собаки". 1 класс. перспектива.

Конспект урока литернатурное чтение по произведению ЛТолстого "Пожарные собаки".1 класс. перспектива....

Презентация к уроку литературного чтения Л. Толстой

Данная презентация разработана для урока литературного чтения во 2 классе Л.Толстой "Филипок".(закрепление)...