Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Тема: М. В. Ломоносов "Кузнечик". Размышления автора.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сидоренко Надежда Владимировна

Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Тема: М. В. Ломоносов "Кузнечик". Размышления автора.

https://vk.com/wall-21245411_7395

 
Ссылка на видео
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока Литературного чтения в 3 классе

Автор учебника: Е. И. Матвеева. Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Учитель: Сидоренко Надежда Владимировна

Тема: М. В. Ломоносов "Кузнечик". Размышления автора.

Раздел 1. Мир, созданный автором

Тема 2. О всякой живности

Цель урока: создать условия для осознания обучающимися скрытого смысла стихотворения М. В. Ломоносова "Кузнечик", формирования собственной точки зрения на смысл произведения.

Задачи:

1.Предметные

  • узнать значения непонятных слов;
  • задать вопросы по тексту;
  • проанализировать изобразительные средства, используемые автором;
  • научиться выразительно читать стихотворение.

2. Метапредметные

Познавательные УУД:

  • определять границы своего знания / незнания  через поиск непонятных слов в тексте;
  • развивать умение извлекать информацию из словаря;
  • развивать навыки работы с поэтическим текстом;
  • расширить литературный кругозор;
  • выявить скрытый смысл стихотворения М. В. Ломоносова "Кузнечик".

Регулятивные УУД:

  • развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
  •  развивать умение прогнозировать предстоящую работу;
  • развивать умение ставить цели;
  • развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение сотрудничать  в паре, группе;
  • учить представлять результат своей работы;
  • формирование умения задавать вопросы по тексту;
  • Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные результаты:

  • развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции;
  •  учить оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • развивать чувства художественного слова, литературного вкуса.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Оборудование урока:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, листы бумаги Ф4 фломастеры.
  2. Программное обеспечение: MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord.

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапов

1

Организационный

2

Актуализация знаний

          Оказывается, произведения о животных писались очень давно. Примером тому может служить стихотворение Михаила Васильевича Ломоносова, написанное в 1761 году.(слайд1)

Посчитайте, сколько веков назад было создано это произведение.

Знаете ли вы , кто этот человек?

Михаил Васильевич Ломоносов знал несколько языков, сочинил множество стихов, преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие науки, первым объяснил людям, что такое планеты и кометы, откуда берется тепло и дожди, от чего происходит северное сияние…

 Его именем назван знаменитый на весь мир Московский государственный университет МГУ (слайд 2)

3

Введение в новую тему(этап предпонимания)

Давайте прочитаем название этого стихотворения в учебнике. А вот как назвал свое произведение сам автор.(слайд 3)  (дети задают вопрос, почему в слове ошибки). Написано правильно, а почему же   это слово написано не так, как пишется сейчас? ( это было очень давно)

 Прочитайте это стихотворениесамостоятельно

4

Целеполагание

          Как вы думаете, в какой жизненной ситуации оказался Михаил Васильевич? Какие чувства он испытывал?  И почему он написал в этот момент стихотворение именно про кузнечика?

 Что мы вместе должны выяснить к концу урока? (должны ответить на поставленные вопросы, разгадать замысел автора.)

Этап начального анализа

5

Работа с новым материалом

Я предлагаю вам послушать как читает это стихотворение актер Валерий Баринов.

(пауза для осмысления услышанного)

Кто из вас готов предположить, о чем же хотел рассказать нам автор.

6

Словарная работа. Работа в парах. Работа в группах.

Пока мы не смогли понять это произведение. Почему? (слишком сложный текст, много непонятных слов)

Что же нужно сделать? ( узнать значение этих слов)

 Давайте еще раз прочитаем это стихотворение и отметим все непонятные слова. Обсудите в парах, какие слова вызывают затруднения.

Какие это слова?  (Дети выписывают на доску слова, понимание которых вызывает затруднения или недоумение.)

  • Блажен
  • Препровождаешь
  • Медвяный
  • Презренна
  • Тварь
  • Плоть
  • Бесплотен

 Где можно найти информацию о значении слов? (в словарях).

Я предлагаю вам разбиться на группы.

 Каждая  группа  получает задание  найти и выбрать значения слов в словарях В. И. Даля (количество групп и слов для анализа зависит от количества учащихся в классе), а затем объяснить значения непонятных слов  остальным.

 Затем группа подберет к этим словам однокоренные и запишет их на листе.

А далее попробует подобрать синонимы ко всем непонятным словам и тоже запишем их.

Что значит слово "блажен"? ( представитель  первой группы читает объяснение этого слова в словаре) Какое однокоренное слово подберете? (блаженство) Что это значит? (счастлив)

 Что значит слово "препровождаешь? Как работала над этим словом группа № 2? (проводишь жизнь, время)

У третьей группы узнаем что значит"медвяный"? (похоже на слово "Мед") А мед какой? (сладкий, вкусный) Это сладкая жидкость на растениях.

Презренна. Что значит это слово? Какие похожие слова есть в современном языке? (презирать, значит, не уважать, считать недостойным)

Слово "тварь". Что вы о нем думаете? Когда в старину употребляли это слово? В библейских преданиях Ной взял на свой ковчег "каждой твари по паре"(тварь - создание божье, живое существо)

Ангел во плоти. Что означает слово "плоть"? Тело. То, из чего состоят все живые существа  на земле.

А "бесплотен" - как понимать? ( у него нет тела, он очень маленький и легкий)

7

Повторное чтение с остановками

Теперь стало намного понятнее. Давайте прочитаем стихотворение еще раз. (чтение  текста вслух одним из учеников)

"Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою".

 Как модно объяснить эти слова? Попробуйте "перевести" их на современный язык. ( Кузнечик, ты счастлив, ты счастливее людей. Ты проводишь жизнь в мягкой травке и наслаждаешься сладкими каплями.

Продолжим анализ.

"Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь";

(Хоть многие считают тебя недостойным внимания,(он же маленький, его и не видно), но на самом деле ты главнее людей)

Почему Ломоносов считает кузнечика "выше" человека?

      Что может или мог раньше позволить себе царь? Представьте себе царя из сказки. (царь может все. берет себе все, что захочет)

 Почему же кузнечик - царь? Разве у него есть богатства? Есть власть над кем-либо?( нет) А почему же автор называет кузнечика, у которого ничего и нет, царем? ( у кузнечика есть все, что ему нужно)

"Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому".

 Почему автор называет кузнечика ангелом? ( он очень хороший)

Какие изобразительные средства использовал автор? (эпитеты "медвяная роса, презренна тварь, весел, беззаботен; сравнения царь, ангел во плоти)

8

Анализ стихотворения

Давайте еще раз обратимся к вопросам, заданным в начале урока.   Вернемся к названию. В  какой же жизненной ситуации оказался Михаил Васильевич? (ехал на встречу с начальниками, у которых уже был много раз, не хотел ехать, а надо.)  

На какие размышления о собственной жизни наводит автора наблюдение за кузнечиком?( хорошо кузнечику, ему не нужно ни у кого ничего просить.)

 Какие чувства он испытывает? (завидует его свободе)

И почему он  задумал написать в этот момент стихотворение именно про кузнечика? ( может, хотел сейчас же сам оказаться таким же свободным, как этот кузнечик)

Можно ли кузнечика назвать собеседником героя? (автор обращается к кузнечику только мысленно, вряд ли он ему ответит. Это только мысли человека. Его размышления о своей жизни)

9

Подведение итога(этап интерпретации смысла стихотворения)

С какой интонацией, с каким настроением следует читать это стихотворение? ( прочтение стихотворения вслух, обсуждение, удалось ли передать замысел автора через интонацию)

10

Рефлексия

Дома вам предстоит прочитать это стихотворение для мамы или папы. Как вы думаете, поймут ли ваши родители это стихотворение? Сможете ли вы объяснить его смысл своим родителям?

11

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть, написать отзыв о стихотворении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

"Стихи, сочиненныя по дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для Академии, быв много раз прежде за тем же"

Слайд 4

Михаил Ломоносов — Кузнечик дорогой, коль много ты блажен: Стих Кузнечик дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою. Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в самой истине ты перед нами царь; Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен! Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен, Что видишь, всё твое; везде в своем дому, Не просишь ни о чем, не должен никому.

Слайд 5

Блажен Препровождаешь Медвяный Презренна Тварь Плоть Бесплотен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

Урок литературного чтения 2 класс (по программе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова)

Тема урока: Слово в русской народной сказке. Бытовая сказка "Мужик и медведь"....

Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс)

Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс) ...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Урок литературного чтения, 1 класс. УМК "Система Л,В.Занкова"

Урок обучения грамоте по теме "Путешествие по сказке "Колобок". Чтение слов и предложений с изученными буквами"....

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?

Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....

Урок литературного чтения в 3 классе по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебник Е.И. Матвеевой (урок 2)

Сценарий урока по формированию умения эмоционально откликаться на художественные образы и картины....