Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Иконникова Татьяна Сергеевна

        Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формирование умения характеризовать героев произведения, навыков правильного, осознанного чтения, определение жанра произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_liter._cht.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Автор: Иконникова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ

Предмет: литературное чтение класс: 2

Тема: Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Тип урока: закрепление знаний

Оборудование: интерактивная доска, презентация, портрет Л. Н. Толстого, учебник «Литературное чтение» 2 класс Голованова М. В.,  Климанова Л.Ф., , жетоны для викторины, листы формата А4, цветные карандаши, карточки с проверочной работой

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений, для которых проектируется урок: обучающиеся знакомы с литературоведческими понятиями «тема», «идея» (в основном говорят основная мысль), знакомы с жанрами, освоили коммуникативные компетенции.

Цель урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Закрепление изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формирование умения характеризовать героев произведения, навыков правильного, осознанного чтения, определениежанра произведения.

Умение выполнять литературоведческий анализ текста.

Регулятивные

Совместная постановка учебных задач, на основе известного, оценка результатов своей деятельности во время урока; умение ставить вопросы, делать выводы.

Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленными задачами, проявить инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.

Познавательные

Умение выделять главное в тексте; учить видеть скрытый смысл произведения, подтверждать свои суждения цитатами и примерами из текста; обогащать словарный запас учащихся.

Самостоятельное выделение и поиск нужной информации

Коммуникативные

Умение полно и точно выражать свои мысли. Способность высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения.

Умение вступать в диалог и вести его, сделать правильные выводы о поступках людей.

Личностные

Воспитание общечеловеческих ценностей, интереса к художественному слову, любви к животным, чувства сострадания, бережного отношения к природе.

Формирование культуры личности.

Ход урока:

Этап урока

Время, мин

Задачи

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. 1.Организационный момент урока и мотивация к учебной деятельности.

3

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Эпиграф нашего урока: (слайд 1)

Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки

Прячет в лапки коготки?

        Для того чтобы красиво и правильно говорить, нам нужно тренировать свой речевой аппарат (дыхательная гимнастика «сдуваем пушинку», артикуляционная гимнастика: проговариваем скороговорку: на окошке крошку мошку ловко лапой ловит кошка).

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

Фронтальная

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Выполняют дыхательную и артикуляционную гимнастику

2. Актуализация знаний.

5

Организовать актуализацию знаний

1). – Как вы думаете, ребята, почему мы вспомнили про котенка? (ответы)

– Какое произведение вы читали дома? Кто автор?

–Какова же будет тема сегодняшнего урока? Попробуем поставить задачи урока?

– Давайте вспомним сюжет произведения. Когда пропала кошка? (весной)

– Где нашел Вася котят? (под крышей амбара)

– Сколько их было?

– Какого котенка ребята оставили и как к нему относились?

– Как так получилось, что котенку стала угрожать опасность?

– Кто и как спас котенка?

– Что вы чувствовали когда слушали рассказ?

– Какой эпизод затронул вас сильнее всего?

Методы контроля (устный опрос)

Фронтальная

Подводит к постановке темы урока, постановке задач.

Задает вопросы по сюжету произведения Л.Н. Толстого  «Котенок», учит детей делать выводы, анализировать поступки героев.

Отвечают на вопросы учителя

Совместно с учителем формулируют тему урока, пробуют планировать деятельность.

3. Закрепление изученного. Викторина « По сюжету произведений Л.Н. Толстого»

13

Организовать

деятельность учащихся по   закреплению изученного материала.

Сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду задавать вам вопросы, а за правильные ответы вы будете получать медальки. Согласны?

(Вопросы викторины в приложении 1)

Словесный метод.

Прием: воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная)

Фронтальная

Задает учащимся вопросы викторины, за правильные ответы раздает медальки

Учащиесядемонстрируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы, зарабатывают медали (баллы для оценки)

4. Творческая работа учеников

9

Организовать

творческую деятельность учащихся, направленную на анализ произведения.

(Последний вопрос викторины предлагал ученикам выбрать пословицу, наиболее подходящую к идее произведения «Котенок» Л.Н. Толстого.Тем самым ученики были подведены к анализу (обобщению) изученного произведения.)

- Теперь я предлагаю вам интересную работу. Мы сделаем обложку к произведению «котенок». У вас на парте лежит лист бумаги, положите его вертикально, вот так. (Далее учитель объясняет этапы работы, помогает определиться с фигурами, цветами для схематического изображения. Ученики переписывают с доски одну из пословиц (определяют идею).

Практический метод.

Прием: моделирование

фронтальная

Работает с доской, объясняет ученикам как сделать обложку для произведения «Котенок»

Выполняют творческую работу, параллельно анализируют произведение.

Физкутминутка

1-2

То прыгнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед –

Это делает зарядку

Наш Маркиз – пушистый кот

Чешет он себя за ушком

Жмурит глазки и урчит

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

5. Контроль и самопроверка знаний.

10

Организовать сам раб учащихся.

Вы очень хорошо отвечали сегодня на уроке. Сейчас я раздам вам проверочную работу по теме сегодняшнего урока. Время выполнения 10 минут. На первой строчке записываем Ф.И., далее читаете вопрос и обводите правильный ответ. Приступайте.

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Организует сам раб учащихся.

Выполняют письменную проверочную работу.

6. Рефлексия

2

Организовать рефлексию, самооценку учебной деятельности.  

  • Что мы сегодня делали?
  • Что особенно понравилось?
  • Без какого героя произведение «котенок» не закончилось бы благополучно?
  • Интересно, почему Л. Н. Толстой назвал произведение котенок, а не Вася?

Дискуссия

Фронтальная

Организует рефлексию

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку.

7. Домашнее задание

1-2

Сообщить задания домашней работы

Я думаю, что котенку было бы очень приятно, если бы вы дома составили письменный портер Васи.

- Что такое письменный портрет?

 - Каким был Вася?

- Запишите письменный портрет, на обратной стороне, сделанной нами обложки.

- открываем дневники записываем.

Демонстрация

Выразительное чтение описания героя (выбор из текста)

Фронтальная

Сообщает задания домашней работы

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок»». 2 класс

конспект урока содержит два урока.Работа со скороговоркой:на уроке дети знакомятся с рассказом Л.Н.Толстого "Правда всего дороже" и "Котенок"затем анализируется рассказ,  проводится словарная раб...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Урок литературного чтения. Произведения Л.Н.Толстого. "Прыжок"

Урок содержит ссылки на две презентации: одна - по теме, вторая - тест к системе  мониторинга качества знаний PROklass. Еще есть ссылки на аудиофайлы: по тексту произведения Л.Н.Толстого и к физ....

Конспект урока литературного чтения «Произведения К.Ушинского, Л.Толстого», 1 класс, "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Произведения К.Ушинского, Л.толстого»                      Цели    ...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Н. Сладкова «Апрельские шутки.»; формирование умений: анализиро...

Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...