Отличие художественного описания от научного. Н.И. Сладков «Свиристели».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Минаева Ольга Ивановна

Урок литературного чтения 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.cht_.1_klass.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Минаева Ольга Ивановна

       Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

       «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»

                          Урок литературного чтения в 1классе

( система Л.В. Занкова)

       

: учебник «Тема: Отличие художественного описания от научного.

        Н.И. Сладков «Свиристели».

        Цель:   учить учащихся отличать художественный текст от научного.

        Задачи: - познакомить с понятиями «художественный  текст»,

                       «научный текст»; познакомить с произведением

                        Н.И. Сладкова;                      

                    - прививать навыки беглого осознанного чтения; умения работать

                      с текстом; формировать первые исследовательские навыки;

                   - воспитывать любознательность; чувство бережного отношения к

          природе;

                   - не допускать переутомления учащихся на уроке.

       ОборудованиеЛитературное чтение» 1класс Свиридова В.Ю.

                                   Слайдовая презентация; энциклопедии; «Толковый

        словарь»; книги Н. И. Сладкова.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный

момент.

               

                                                                    II. Подготовка к восприятию новой темы.

III. Работа по новой

теме.

IV. Работа по учебнику   с.34

Рассказ «Свиристели».

V.Сравнение художественного и научного текстов

VI. Закрепление знаний.

VII.Итог урока.

VIII. Домашнее задание( по выбору).

-Доброе утро! С каким настроением пришли на урок?

- Пусть наше отличное настроение позволит получить удовольствие от урока.

-Что Вы видите?

ИТЕАУАЛРТР  

(3слайд)

- Давайте расшифруем слово.

Что такое литература?

(работа с толковыми словарями)

(4слайд)

- Какие произведения мы относим к литературе?

(5слайд)

-Какой же раздел мы изучаем?

Что такое рассказ?

( толковые словари)

        (6слайд)

- Вы догадались, что мы будем делать на уроке?

- Вы, правы сегодня на уроке мы раскроем очередную тайну – тайну рассказов. А о ком они будут  - угадайте.

- Кто отправился в полёт.

В клюве веточку несёт.

(7слайд)  

-Тайна  этих птиц спрятана в загадках.  

Серый, маленький, смешной

Скачет рядышком со мной.

Я ему посыплю крошки.

Отгоню подальше кошку.

Ты чирикай веселей

Мой хороший(воробей).

        (8слайд)

- Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут меня –(снегирь).

(9слайд)

- Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(10слайд)

(11слайд)

- А этих птиц в народе называют красавами. Она издаёт звуки: свири-свир. Отсюда получила своё название.

             (12слайд)

- Что мы с вами прослушали?

- Где можно прочитать такие рассказы?

- Кто составляет энциклопедии?

- Перед вами выставка книг. Определите по обложке, чем похожи книги?

- Как вы думаете, произведение, какого автора будем читать?

(13слайд)

Физминутка.

 

- С этой птицей мы познакомимся поближе.

           (14слайд)

2. Первичное чтение учителя.

- Какие интересные сведения о свиристелях вы узнали?

3. Самостоятельное чтение с заданием.

- Прочитайте и подчеркните все интересные сведения.

           (15слайд)

4. Чтение рассказа «Свиристели»цепочкой.

5. Анализ произведения.

- Сколько раз автор употребил слово – свиристели?

- Как вы думаете почему?

- Как вы понимаете «серебристой трелькой»?

- Прочитайте последнее предложение. «…И не будем их к этому приучать!»

- Почему автор так сказал?

- К чему призывает автор?

- Вы правы, Николай Иванович обращается к нам  с просьбой беречь хрупкие создания природы, быть заботливыми хозяевами на Земле.

- Кто написал рассказ «Свиристели»?

- Кто автор текстов в энциклопедиях?

(показ энциклопедий)

- Зачем пишет учёный, а зачем писатель?

( В ходе обсуждения появляется схема)

                 Автор

Писатель

             

Дать интересные сведения, пробудить любовь к птицам.

-Какие слова выбирает писатель, а какие учёный?

Сравнения, восхищения.

Художественный текст

           (16слайд)

Прочитайте ещё раз слова.

         (17слайд)    

-Можно ли эти слова   употребить в научном тексте?

- Это слова учёного или писателя?

- Как Н.Сладков относится к птицам?

- Как вы думаете, зачем Сладков написал этот текст?

- А в тексте о свиристелях, который рассказал Илья, мы можем определить отношение автора к птице?

- На Земле около 9 тысяч птиц. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровые, есть крошечные, не больше бабочки. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но мы, люди, должны помнить о том, что наши пернатые друзья нуждаются в нашей заботе, помощи.

- К чему призывают эти слова людей?

- Прочитать текст «Свиристели».

- Нарисовать понравившихся птиц.

- Подобрать разные тексты.

 

- с отличным

-с весёлым

- Я вижу буквы.

-Там гласные и согласные.

- Я понял, там зашифровано слово.

- В слове спрятана тайна.

- Это слово – ЛИТЕРАТУРА.

Литература – это произведение письменности.

- Стихи, сказки, рассказы.

- Долина рассказов: тайна за тайной.

 -Рассказ – это небольшое литературное произведение в прозе.

- Я думаю, мы будем раскрывать какую-то тайну.

- Раздел называется: «Долина рассказов»- узнаем тайну рассказов.

- Это птичка.

- Рассказы будут о птицах.

- Это – воробей.

- Все знают воробья. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем и округлыми крыльями.  - - Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу. Они очень чистоплотные, охотно купаются зимой в снегу.

- Это – снегирь.У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета.

 

- Это синица. Очень красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, чёрная полосочка на шее, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко жёлтое.

- Это свиристели.

-Их крылья украшены ярко-красными с восковым блеском пятнами. На головке задорный хохолок, по которому их легко узнать.

- Рассказы о птицах.

- В энциклопедиях.

- Энциклопедии составляют учёные.

( Дети демонстрируют свои энциклопедии).

- Я вижу на обложке животных. Значит книги о животных.

- Я думаю эти книги о природе, потому что нарисованы деревья.

- А я заметил, что автор Н.И.Сладков.

- Произведения Н.И.Сладкова.

- Николай Иванович Сладков – писатель, автор рассказов о природе. Он показывает детям прелесть природы, её мудрость, тайны. Как талантливый писатель он открыл в ней что-то своё и писал о ней по-своему, не похоже на других.

Проводят дежурные.

Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится

Прыг-скок, прыг-скок.

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень

Прямо в тень.

1.- В конце зимы к нам прилетели

Лесные гости – свиристели.

Рябину красную клюют,

А знаешь, как они поют.

- Я узнал, что свиристели поют приятной песенкой.

- А я узнала, какие это красивые и загадочные птицы.

 - У нас около дома на яблоне, я видел этих птиц.

Дети  в учебнике должны подчеркнуть:

-серебристой трелькой

- дымчато-розоватые

- с острым хохолком

- с красными и жёлтыми пятнами

- доверчивые

- загадочные

- клюют рябину

- гнездятся где-то в тайге

- не боятся людей

( дети объясняют значения слов)

- Н. И. Сладков употребил слово –свиристели – 6 раз.

- Ему нравятся свиристели.

- Он как бы играет с этим словом, наслаждается.

- Мне кажется как будто капельки капели капают.

- Мне слышится звучание скрипки.

- Людей не видели и не научились их бояться.

- Нужно любить и беречь всё живое.

- Бережно относиться к тому, что создано природой.

- Он просит людей бережно относиться к красоте природы.

- Рассказ«Свиристели» написал писатель Н.И. Сладков.

- Учёные.

Учёный

 

Дать точные сведения.

Специальные научные слова (термины).

Научный текст.

- Я считаю, нельзя, потому что они очень красивые.

- В научном тексте слова серьёзные, точные.

- Я знаю, что такие слова мог написать писатель.

- Ему нравятся свиристели.

- Николай Иванович восхищается ими.

- Он хочет, чтобы и мы вместе с ним удивлялись красоте птиц.

- Он хочет поделиться своим восхищением.

- Автор  желает, чтобы и мы узнали об этих красивых птицах.

- Этот текст научный. В нём говорится деловым, научным языком.

Работа в парах.

Определите, в какой текст можно поместить такое предложение?

- У моей кошечки пушистая шёрстка, длинный хвостик.

- Тигр относится к семейству кошачьих.

- Мой попугай Кеша – любимец семьи.

- Попугаи обитают в тропических лесах.

( Дети обсуждают в паре, потом отвечают).

- Сколько гибнет их не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

       (18слайд)

- Эти слова призывают людей к бережному отношению ко всему живому.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение. Русский язык. 2 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Научно - деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение «Бобр печку топит». 2 класс. Учитель Новоселова Елена Геннадьевна...

Урок литературного чтения в 1 классе с использованием здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Н.Сладков "Свиристели".

На уроке  дети научатся сравнивать тексты научного и художественного стилей, устанавливать причинно-следственные связи....

«Художественное описание дождя в произведениях».

Данный урок построен по типу уроков решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требовани...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."

Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...

конспект урока по литературному чтению "Отличия художественного и научного текста"

конспект урока  по литературному чтению "Отличия художественного  и научного текста". Использованы тексты на тему журавлик. Цель: продолжить сравнение научного и художественного текстов, выя...

Разработка урока по литературному чтению в 1 в классе по теме «Отличие художественного описания от научного»

Разработка  урока  по литературному чтению  в 1 в классепо теме  «Отличие художественного описания от научного»  ...

Описание деловое (научное), описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Презентация к уроку Родной (русский) язык и родная (русская) литература....