Разработка урока по литературному чтению для 1 класса "Рукавичка"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шлейникова Екатерина Алексеевна

В течение урока учащиеся познакомятся с русской народной сказкой "Рукавичка", будут учиться формулировать и выражать свое отношение к героям произведения, оценивать литературных персонажей; определять главную мысль сказки; отвечать на вопросы, развивать речь, мышление; развивать навык правильного выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет:  литературное чтение

Класс: 1

Учитель: Шлейникова Екатерина Алексеевна

Школа: МОУ «Лесогорская СШ»

Тема урока

Русская народная сказка «Рукавичка»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока

Познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», формировать понятие о литературных жанрах (сказка)

Задачи урока:

1.Учить  формулировать и выражать свое отношение к героям произведения, оценивать литературных персонажей;

2.Развивать навык правильного выразительного чтения (обучение плавному выразительному осознанному чтению целыми словами);

3.Определять главную мысль сказки;

4.Отвечать на вопросы, развивать речь, мышление.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные)

Личностные

- формирование представлений об особенностях жанра сказки (литературной и народной);

- формирование умений характеризовать сказочный персонаж;

- умение соотносить главную мысль сказки и пословицу.

1.Регулятивные

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);

- осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе работы;

- принимать позицию слушателя;

- осуществлять контроль и самоконтроль по результату;

- уметь договариваться в паре  в ходе работы;

- ориентироваться в учебнике;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.              

2.Познавательные

- сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией;

- формировать умение извлекать фактическую информацию;

- развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.                                                                            

3.Коммуникативные

-уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

-включаться в диалог с участниками образовательного процесса; строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в паре.

-восприятие важности и ценности учебы как интеллектуального труда и познания нового;

- воспитание самостоятельности, организованности;

-соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре;

-понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого на уровне своего понимания;

-способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.  и др. Литературное чтение. 1кл. В 2 частях. Ч. 1.  Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., 2013.                                                                        

 

                                 Оборудование

Толковый словарь (любое издание).

Девиз урока «С малой удачи начинается успех»

Таблички: «Читаем выразительно», «Читаем осознанно», «Читаем правильно», «Учись читать». «Правила работы в паре», «Законы урока»

Картинки персонажей сказки

Ребусы для работы в паре

Картинка «Язык пламени», свеча

Презентация

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний.

3.Целеполагание.

Здравствуйте, ребята! Как называется наш урок?

-Литературное чтение – прекрасный урок.

Много полезного в каждой из строк, Стихотворение ль, сказка, рассказ

Вы учите их – они учат нас.

Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

Давайте настроимся на работу. Сядьте удобно, закройте глаза, повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю.

- С каким девизом мы работаем на уроке?

-С чего мы начинаем уроки литературного чтения?

Речевая разминка «Учись читать»

А) Чтоб умным человеком стать-

Учись читать, учись читать.

И помни: каждый ученик

Не может жить без добрых книг.

Б) Ши-ши-ши – любят сказки малыши.

Ша-ша-ша – книга есть у малыша.

Шо-шо-шо – мы читаем хорошо.

-С каким литературным жанром мы познакомились на предыдущем  уроке?

-Что особенного есть в сказках?

-На какие группы делятся сказки в зависимости от того, кто их написал?

-Какие сказки называем литературными?

-А народными мы почему называем сказки?

-Посмотрите на доску. Что-то новое в оформлении вы видите?

- О чем это говорит?

-Вот и сегодня мы отправляемся в сказку. Название этой сказки вы прочитаете по первым буквам изображенных предметов. Работать будете в паре.

-Кто сумел разгадать ребус? Какое слово у вас получилось?

Загадка: Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой!

Согреют две сестрички

Зовут их…

Толкование слова «рукавичка»

-Найдите на доске предмет, отражающий тему нашего урока.

-Остальные картинки нам, о чем говорят?

-Тему мы определили, какие задачи вы поставите перед собой?

Дети приветствуют учителя. Переключение внимания с отдыха на работу.

Осознание предстоящего урока, проверка готовности к уроку.

С дыхательной гимнастики и речевой разминки.

Чтение с логическим ударением.

Новая тема урока.

Повторение правил работы в паре.

Рукавичка

Работа с презентацией

Объясняют значение слова, проверяют правильность предположения по словарю

Познакомиться со сказкой, учиться выразительно читать, называть героев сказки, отвечать на вопросы, выделять главную мысль, понять, чему учит сказка

Личностные УУД:

Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности.

Личностные УУД: создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности в УД («хочу»)

Регулятивные УУД: прогнозирование

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме

Регулятивные УУД: целеполагание: формирование умения ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

4.Открытие новых знаний.

А) -Откройте учебник на с.38

-Посмотрите как записан текст сказки. Что вы заметили?

-Что такое диалог?

Б) Разыгрывается проблемный диалог «Две лисички»

-Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника? Какую работу мы должны провести, чтобы ответить на этот вопрос?

-Что можно сравнить?

В) Подготовка к чтению.

Отработка уровня чтения трудных слов.

Г) Организация чтения сказки вслух совместно с учащимися

Работа с учебником.

Высказывают свою точку зрения, объясняют, что такое диалог.

Слушают, представляют происходящее в диалоге.

Прочитать сказку и сравнить ее со сказкой «Теремок»

Героев, события, чему учит сказка.

Чтение слов учащимися по слогам и целыми словами с ударением.

Слушают, представляют происходящее в сказке.

Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение, слушают друг друга, воспринимают на слух.

 

Предметные УУД: отработка навыков орфоэпического чтения

Регулятивные УУД: применение установленного правила, принятие позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей.

Коммуникативные УУ: умение воспринимать на слух художественное произведение.

5. Первичное закрепление.

Организует обсуждение (Понравилась ли вам сказка?, О ком она? Назовите героев сказки. С чего начинается сюжет? Кто первым поселился в рукавичке? Кто был последним? Почему звери вынуждены покинуть свой «домик»?

Отвечают на вопросы.

Аргументируют правильность предположений.

Коммуникативные УУД: включаются в диалог, формулируют собственное мнение  и позицию.

6.Физминутка

Я буду называть разных животных. Если такие животные есть в сказке «Рукавичка», то вы приседаете

Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица, лягушка, волк, воробей, кабан.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.

7. Включение знаний в новую систему

А) Выборочное чтение.

-Диалог мышки и лягушки.

-Как просился в рукавичку кабан

-Отрывок, где сказано о медведе

-Почему дед вернулся?

Б) Найди неверный ответ. Ответь правильно.

«Шел дед полем?»

«Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка?»

«После волка там спрятался медведь?»

«Прибежала собачка и тоже спряталась в рукавичку?»

«Звери ей обрадовались?»

В) Сравнение сказки «Теремок» и «Рукавичка»

-Чем они похожи и чем различаются?

Осуществляют поиск и выделение информации.

Рассуждение учащихся, обоснование своего выбора.

Аргументируют правильность предположений.

Регулятивные УУД: соотнесение правильности выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата, соотносить правильность выбора с требованием конкретной задачи.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД: включаются в диалог.

8. Первичный контроль

А) Работа с пословицей.

«Ученье – свет, а не ученье – тьма»

«В тесноте, да не в обиде»

-Соотнесение пословицы с главной мысли сказки.

Аргументируют правильность предположений. Объясняют смысл пословицы.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

9.Закрепление материала

Работа в парах.

-Расположите персонажей сказок с помощью карточек по порядку.

Проверка со слайдом.

Работа в парах. Обсуждают,

соотносят картинки с героями сказок.

Коммуникативные УУД: умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками, формулировать собственное мнение, слушать друг друга, контролировать действия партнера.

Регулятивные УУД: самопроверка.

10.Итог урока.

-С какой сказкой познакомились на уроке?

-Сколько героев поместилось в рукавичке?

-Удобно ли им было в одной рукавичке?

-Какими вы их себе представляете?

-Чему учит сказка?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД: участие в диалоге, развитие монологической речи.

11.Рефлексия.

-Кому понравился урок?

-Какие задачи ставили на уроке?

-Кто считает, что справился со всеми поставленными задачами?

-Оцените общую работу класса.

-Продолжите фразу: «Сегодняшнее занятие научило меня …»

-Ребята, сейчас я зажгу свечу. Это непростой огонек. Это огонек человеческой души. У кого в сердце горит такой огонек, тот настоящий друг, надежный человек. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали тепло друг друга. У каждого из вас на парте лежит язычок пламени. Возьмите его и подойдите ко мне. Давайте встанем поближе друг другу и сделаем большой костер дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!

Отвечают на вопросы.

Демонстрация смайликов.

Личностные УУД: самооценка. Познавательные УУД: умение обобщать полученную информацию, делать выводы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение . 1 класс А Б

Слайд 2

Речевая разминка Ши – ши – ши - любят сказки малыши . Ша – ша – ша – книга есть у малыша. Шо – шо – шо – мы читаем хорошо .

Слайд 4

СКАЗКИ авторские народные

Слайд 5

Едва повеяло зимой. Они всегда с тобой. Согреют две сестрички, Зовут их… рукавички

Слайд 6

РУКАВИЦА Словарная работа РУКАВИЧКА Предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно. Меховые рукавицы. Рабочие рукавицы . Рукавичка (уменьшительное) Толковый словарь Ожегова

Слайд 7

об- ро - нил бре-дёт врас - сып -ну-ю по-ше-ве-ли-ва-ет-ся

Слайд 8

по-скре-буш-ка по-пры-гуш-ка по-бе-гай-чик сес - трич -ка клы-кан

Слайд 9

Главные герои: Мышка - поскребушка Лягушка - попрыгушка Зайчик - побегайчик Лисичка - сестричка Волчок - серый бочок Кабан - клыкан Медведюшка - батюшка

Слайд 11

Выбери пословицу Ученье – свет, а неученье – тьма. В тесноте , да не в обиде.

Слайд 12

Сказка «Рукавичка» Мышка - поскребушка Лягушка - попрыгушка Зайчик - побегайчик Лисичка - сестричка Волчок - серый бочок Кабан - клыкан Медведюшка - батюшка Сказка «Теремок» Мышка - норушка Лягушка - квакушка Заяц - на горе увёртыш Лисичка - сестричка Главные герои:

Слайд 14

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....