Открытый урок по литературному чтению в 1 В классе по теме: «Алфавит»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Митителу Надежда Федоровна

Конспект урока по  литературному чтению в 1 В классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

 в 1 В классе

на тему:

«Алфавит»

Подготовила учитель начальных классов:

Митителу Надежда Фёдоровна

Тема урока: «Алфавит ».

Тип урока: систематизации и обобщения знаний.

Цели урока:

 Образовательная:  обобщение  знаний учащихся  о звуках и буквах русского алфавита  и его роли в общении людей;  обучение  сознательному, правильному слоговому чтению;

 Развивающая:  развитие внимания, памяти,  умения сравнивать, анализировать, делать выводы, познавательного  интереса  к предмету, умения использовать на практике алфавит;

 Воспитательная: воспитание  культуры  речи, умение слушать друг друга.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

 Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата;  умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

 Познавательные УУД

Формирование: умения объяснять значение слова,  сопоставлять слова, составлять слова из изученных букв, классифицировать слова;  устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные  звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; воспринимать на слух  произведение, читать осознанно и пересказывать текст.

 Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать  друг с другом.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:

для учителя:

печатные буквы, карточки со словами ( повторяем, рассуждаем, слушаем, читаем, помогаем), с группами букв ( а о у я ы, п к т з с), орфографический словарь, толковый словарь, детская энциклопедия; телевизор,  компьютер, электронное приложение к учебнику.

для учащихся:

карточка №1 для работы в паре, карточка №2 «Алфавит», карточка №3 с текстом «Настоящие друзья», смайлики для рефлексии, ручки, страницы книги «Гласные буквы», изготовленные  учащимися на уроке труда  в ходе групповой работы.

                                                   

                                                 Сценарий урока.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

Прозвенел звонок весёлый. Очень рада, что вы , ребята, начать урок чтения готовы.

- Ребята, за окном чудесный зимний денёк. У меня сегодня хорошее приподнятое настроение, думаю и  у вас тоже хорошее настроение. Улыбнитесь, пожалуйста.  Какие вы весёлые. Ребята, а что вы ещё можете сказать о себе, об одноклассниках, какие вы? ( Ответы уч-ся).

- Да, вы дружные, старательные, хорошо учитесь и   сегодня на уроке у нас  всё получится.

 2. Мотивация. Целеполагание, определение темы урока.

 1) - На этот урок наш класс превращается  в комнату чтения.  Ребята, а чему мы учимся на уроках чтения? Да, мы учимся красиво, правильно говорить, читать, рассуждать, на вопросы отвечать.

- Послушайте внимательно стихотворные строки  и скажите, о чём говорится в стихотворении.

33 родных сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет.

- А почему? Обоснуйте ответ. ( С первых дней школьной жизни мы узнаём, изучаем звуки и буквы, учимся читать).

- Мы уже знаем все буквы. 33 буквы, расположенные в определённом порядке это ………… ( алфавит). Тема урока  « Наш друг   алфавит»

- На доске наши друзья – буквы, но они наполовину закрыты.

Г И Ч Ш Л У Ж Д С А Я Р О П Т В Е М

Посмотрите внимательно и поднимите руки те, кто узнал все буквы.  Назовите буквы ( учащиеся называют  по 6 букв хором  по рядам).

- На какие 2 группы их можно поделить?  Назовите согласные, гласные буквы.

2) Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ,

Но когда с умом, толково

Их поставишь в чёткий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Дидактич. игра « Составь слова по буквам» . Учитель показывает указкой буквы, дети составляют слова.

Повторяем

Рассуждаем

Слушаем

Читаем

Помогаем ( появляются на экране )

-Что общего в этих словах?

И сегодня на уроке мы будем повторять всё, что изучили о буквах, будем рассуждать, внимательно слушать, правильно читать и , конечно, друг другу помогать.

3.Речевая разминка.

Чистоговорка.

Та – та- та – у нас в классе красота!

Ны – ны – ны – в нашем классе все дружны!

Цы – цы – цы- все ребята молодцы!

Ки – ки –ки – и  девчонки,  и мальчишки – все немного шалунишки.

Читает учитель.  Что это? Как должны читать? ( произносить все слова правильно, чисто).

 В начале каждого предложения слоги.  Дайте полную характеристику согласного звука в каждом слоге. Прочитайте шёпотом предложения, проговаривая правильно каждое слово.  Читаем  хором, выделяя голосом те слова, которые подчёркнуты, чередуя чтение мальчиков и девочек.

4.Работа по теме урока.

1)  Дидактич. игра « Пятая лишняя буква»

А  о  у   я   ы  

- Что можете сказать о буквах первой строки?    ( гласные)              

- Назовите пятую лишнюю букву  в первой строке. Обоснуйте ответ.

Сколько в русском алфавите гласных букв?  

На уроке труда мы работали по группам, изготавливали  проект- страницы книги  « Гласные буквы». Узнайте, о каких буквах идёт речь. Уч –ся загадывают загадки о буквах , после отгадывания показ страницы.

- Какие гласные буквы обозначают в слоге-слияния твёрдость согласного звука, мягкость согласного звука? А какие гласные буквы называем особенными? Почему?

2) Работа в паре по карточке.

    Мокёжиклитёлочкажайколючийсмонколкая

- Среди букв найдите слова, в которых встречаются буквы е,ё,ю,я , подчеркните их. В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?

Составьте пары слов, которые обозначают  предмет и признак этого предмета. Что можно сказать о словах колючий и колкая?

1 вариант – составляют предложение с парой слов колючий ёжик.

2 вариант -  с парой  слов колкая ёлочка.

Скажите своё предложение соседу.  Поднимите руку те, кому понравилось предложение соседа. 2, 3 пары озвучивают свои предложения.

 Физкультминутка.

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз, а не лениться.

Присели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём,

К цели мы своей придём.

3) П  к  т   з   с ( на доске)

Какие это буквы? ( согласные)

Назовите пятую лишнюю букву .

Самостоятельная работа учащихся по карточке№2 «Алфавит»

1 вариант – подчеркнуть согласные буквы, обозначающие звонкие звуки.

2 вариант – подчеркнуть согласные буквы, обозначающие глухие звуки.

Проверка – самоконтроль (  1 пара уч-ся называет буквы, остальные проверяют).

Сосчитайте, сколько согласных букв.

- Что вы можете сказать об этих согласных буквах?  ( ч,ш, ж,щ). Какие правила написания этих букв с гласными и согласными буквами знаете?

 В ходе работы на экране телевизора появляются записи :

 Гласные буквы – 10

Согласные буквы ( звонкие) -11

                                   ( глухие) - 10      

Ь,ъ                                                   2    

- Сколько всего букв в русском  алфавите?  Ребята, а кто вспомнит ,как называлась первая славянская азбука?  ( Кириллица). Кто её создал? Сколько было всего букв? ( 43)

- Давайте расскажем алфавит по порядку, пользуясь карточкой – помощницей. ( по цепочке).

4) Беседа –рассуждение о применении алфавита на практике

- Ребята, а как вы думаете, для чего нужно знать тот порядок, в котором построены буквы в алфавите? Где в жизни можно воспользоваться этим? ( Слова по алфавиту в словарях, энциклопедиях,  в классном журнале, книги на полках в библиотеке). 2 ученицы нашего класса побывали в библиотеке им. Г. Булатова и вот,  что они узнали о значимости алфавита в библиотеке.

Рассказ учениц.

5) Работа с текстом.

Текст « Настоящие друзья» напечатан на карточке №3.

А) Предопределение .

Рассказ, с которым мы познакомимся, называется «Настоящие друзья». Как думаете, о ком пойдёт речь в рассказе? Кто могут быть друзьями? А кого можно назвать настоящим другом?

Б) Первичное чтение .

Текст читает учитель.

В) Проверка первичного восприятия.

Подтвердилось ли наше предположение? О ком этот рассказ? Что интересного вы узнали?

Г) Повторное чтение.

Уч-ся читают вслух.

- Задайте друг другу  вопросы  по тексту. Чему учит рассказ?

Д) уч-ся читают текст шёпотом, идёт подготовка к пересказу.

Е) Работа в паре ( пересказ).

Одно из главных правил – помогать друг другу.

- Кто считает, что сосед по парте пересказал полно, правильно, интересно? Мне очень хочется послушать  ……… ( 2 человека пересказывают).

- Ребята, а кто из вас готов придти на помощь друзьям-одноклассникам?

5. Подведение итогов.

А) Продолжите предложения: сегодня на уроке изучали тему …………… В русском алфавите всего ………… Из них гласных букв ………….. Согласных ……… Буквы, которые не являются ни гласными, ни согласными…………  

Почему же алфавит мы можем назвать нашим другом?

Что для каждого из вас было интересным на уроке?

Б) Работа в паре.

Будьте внимательны, если вы запишите нужные буквы, получите слово.

Первая буква в слове гласная, обозначает в слоге- слияния твёрдость согласного звука , встречается в слове – руки, вторая буква обозначает согласный  звонкий непарный звук, есть в слове – мамочка, третья буква обозначает согласный звонкий непарный  звук, есть в слове – кино, четвёртая буква гласная, обозначает в слоге-слияния  мягкость согласного звука, в слове – книга, последний слог такой же , как в слове- мальчики. ( Умники).

6. Рефлексия.

- Какое настроение посетило вас на уроке? Учащиеся показывают смайлики  объясняют, пользуясь словариком настроений .( На уроке  меня посетило….. настроение, потому что……)