Технологическая карта урока Литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тема урока: Ф.И.Тютчев стихотворение «Еще земли печален вид».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaraturnoe_chtnenie.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по литературному чтению

Тема урока: Ф.И.Тютчев стихотворение «Еще земли печален вид».

(4 класс, программа «Перспектива»).

Подготовила

Старикова Анастасия Ивановна


Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя Старикова Анастасия Ивановна
  2. Класс: 4
  3. Предмет: литературное чтение
  4. Тема: Ф.И.Тютчев стихотворение «Еще земли печален вид».
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: открытие нового знания
  6. Цель урока: расширить знания детей о творчестве Ф.И.Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
  7. Задачи :
  • Образовательная: способствовать формированию умений делить текст на части, составлять план рассказа.
  • Развивающая: содействоватьразвитию речи учащихся
  • Воспитательная: способствовать воспитанию нравственности через эмоциональное восприятие текста
  1. Дидактические средства:
  • для учителя – учебник, ИКТ(презентация).
  • для обучающегося – учебник, тетрадь

Характеристика этапов урока.

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивация учения.

Организация рабочего места

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста.


-Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и друг другу! И настроем себя на хорошую, продуктивную учебную работу.

Приветствуют учителя.

-Улыбаются друг другу.

Фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: действие смыслообразования;

2. Актуализация знаний.

Цель:

применение изученных знаний при решении учебной задачи;

Работа с учителем.

Чтение стихотворения.

-Ребята, давайте прочитаем стихотворение на экране:


Михаил Пляцковский

«Деньки стоят погожие».

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами 

-Прочитайте стихотворение:
-с восхищением
-с удивлением

-шепотом
-выразительно

А теперь выразительно все хором.

-Молодцы!
-Ребята, мы сейчас прочитали стихотворение Михаила Пляцковского. Как вы поняли, о чем оно?

-А что вы представляли читая данное стихотворение?

-Хорошо, спасибо.

Читают стихотворения с разной интонацией.

-О весне.

-Как наступает ранняя весна, что почки на деревьях набухают.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса, и результатов деятельности;

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения;

Коммуникативные: контроль, коррекция, прогнозирование, оценка действий;

3. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока.

Работа с учебником

Беседа

-Ребята, посмотрите на слайд.
-Что вы видите на нём?

-Верное. Ваша задача будет составить из этих букв имя поэта, чьи стихи будем читать на уроке.

(РОДЕФ ЧИВОНАВИ ВЕЧТЮТ)

-Молодцы.

-Ребята, как вы думаете с каким стихотворением Ф.И.Тютчева мы с вами сегодня познакомимся?

-Верно! И тема нашего сегодняшнего урока Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид»

-А какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

-Правильно.

-Ребята на слайде вы видите отрывки стихотворений замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы знаете об этом поэте?

-Ребята, а теперь я вам предлагаю внимательно посмотреть видеоролик про биографию Ф.И.Тютчева. Потому что после просмотра видеоролика, я вам буду задавать вопросы.

-Когда родился Ф.И.Тютчев?

-Сколько прожил Ф.И.Тютчев за границей?

-В каком журнале впервые были напечатаны стихотворения Ф.И.Тютчева?

-Сколько было написано стихотворений Тютчевым?

-Какие основные темы были стихотворений?

-Молодцы ребята. Вы очень внимательно слушали видеоролик. И правильно ответили на все вопросы.

-Буквы.

-Федор Иванович Тютчев.

«Еще земли печален вид»

-Познакомится с стихотворением поэта, прочитать его выразительно.

-Ответы учащихся.

-Внимательно смотрят видеоролик.

-5 декабря 1803г.

-Более  20 лет.

-Современник

-Более 400

-Природа и любовь.

Фронатальная

Познавательные: постановка и формирование проблемы;

ли.

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Работают с текстом

Прослушивание аудиоматериала.

Физкультминутка

-Ребята, а теперь давайте прослушаем аудиозапись стихотворения «Еще земли печален вид»

-Ребята после прослушивания аудиозаписи ответьте мне на вопросы 

-Что вы представили, слушая данное стихотворение?

-А какие эмоции у вас возникли слушая это стихотворение?

-Ребята, сядьте правильно и внимательно следите по тексту.

-Ребята, а теперь давайте немного отдохнем.

Солнце стало пригревать,(руки вверх потянули)
Стали капельки стучать,(ногами постучать)
Капля раз, капля два,(руками показать)
Капли медленно сперва,(присесть)
А потом быстрей, быстрей(побежать на месте)
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

-Внимательно слушают учителя.

Парная

Познавательное:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

5.Реализация построенного проекта

Работа с учебником


Беседа

-Ребята, а теперь давайте еще раз прочитаем стихотворения «Еще земли печален вид».

-Прочитайте его выразительно.

-Спасибо.

Словарная работа.

-Ребята, а какие слова вам были не понятны из данного стихотворения?

Стебль- это осевая часть побега растения через него проходят все питательные вещества.

Колышет- слегка мирно колыхаться.

Невольно- случайный, непроизвольный.

Редеющего-

-Как Ф.И.Тютчеву удаётся показать в стихотворении раннюю весну?

-Почему в стихотворении так много глаголов? Объясните.

-Как выразительные средства выбраны автором для изображения картины природы?

-А как поэт создает образ пробуждающейся природы? Что необычного в ее изображении?

-Ребята, а объясните значение выражений: «А воздух уж весною дышит» и «Сквозь редеющего сна».

-Подберите синоним к слову «невольно»

-Подберите антоним к слову «печален»

-Правильно, спасибо.

-Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?

-Какова главная мысль стихотворения?

-Молодцы.

-Ребята, а теперь давайте еще раз прочитаем стихотворение выразительно.

-Ребята, а теперь рассмотрите репродукцию картины А.Куинджи «Ранняя весна» на стр. 97.

(на слайде его портрет и годы жизни)

Архип Иванович Куинджи – «Ранняя весна» (1890-1895) показывает пробуждение природы через идущий по реке лед, пробивающуюся сквозь снег первую траву.

-Ребята, вам понравилась данная репродукция картины?

-Ребята, как вы думаете, что за жанр картины?

-Какой месяц изображен на картине?

-Опишите, что вы на ней видите?

-Ребята, скажите, а какая весна на картине Куинджи?

-А какими словами можно описать весну?

-Спасибо.

-Ребята, а теперь давайте сравним эти два произведения: поэтическое, которое мы сейчас с вам прослушали и прочитали и художественное. Что вы можете сказать о них?

-Они похожи?

-Ребята, а теперь я вам предлагаю сделать парную работу, я вам сейчас раздам карточки с заданием и ваша задача будет вместе со своим соседом по парте написать в карточках сходства и различия между стихотворением Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид» и репродукции картину А.Куинджи «Ранняя весна»

-Ребята, а теперь давайте разбирать, какие сходства между стихотворением и репродукции картины? А какие же различия?

-Читает один учащийся.

-Стебль, колышет, шевелит, невольно, редеющего.

-Объясняют значения выражений.

-Нечаянно, непроизвольно.

-Весел.

-Ответы детей.

-Да, нет

-Пейзаж

-Март

-На картине изображен красивый весенний пейзаж. Это ранняя весна. Красивое голубое небо слегка затянуто белыми пушистыми облаками.

На переднем плане видна река. Она, извиваясь, убегает вдаль. Лед на реке только начал таять, белый лед еще виден. В воде отражается небо, поэтому она также яркая голубая.

-Ранняя

-Светлая, яркая, теплая, холодная.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные: работа с информацией;

Регулятивные: прогнозирование

Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Пересказ произведения по плану

-Ребята, а теперь я вам предлагаю прочитать это стихотворение выразительно.

-Даю вам на подготовку 2-3 минутки и по желанию будете выходить и читать это стихотворение выразительно!

-А теперь ребята, откройте  свои дневники и запишите домашнюю работу

-Вам нужно будет выучить стихотворение Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид» наизусть, и нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению.

-Читают стихотворение выразительно.

-Записывают домашнее задание.

Индивидуальная, фронтальная.

Познавательные: общеучебные: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

7. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оценка своей деятельности на уроке

-Ребята, вот и подходит к концу наш урок.
-С каким стихотворением мы познакомились на сегодняшнем уроке?

 -А какие цели мы с вами ставили в начале урока? Мы их достигли?

-Ребята, если вам всё было понятно на уроке и вы хорошо работали, то поднимите большой пальчик вверх. А, если вам было ничего непонятно и было трудно работать на уроке, то опустите большой пальчик вниз.

-Спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания!

- Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид»


-Да.

-Оценивают свою работу

Фронтальная.

Регулятивные: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Личностные: что я для себя внес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...