Урок литературного чтения «М. Пришвин. «Ребята и утята».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок литературного чтения «М. Пришвин. «Ребята и утята».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kienko_o.v._konspekt_uroka_rebyata_i_utyata.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

«М.М. Пришвин. «Ребята и утята»

Киенко Оксана Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 5»

Королёв

2020


Образовательная система (УМК): Л.Ф. Климанова «Перспектива»

Цель урока: знакомство обучающихся с творчеством М.Пришвина на примере произведения «Ребята и утята».

Задачи урока:

Образовательные

  • познакомить обучающихся с творчеством М.Пришвина;
  • познакомить обучающихся с с рассказом «Ребята и утята»;
  • познакомить с художественными особенностями произведения.

Воспитательные 

  • формировать любовь и бережное отношение к природе, Родине, своему краю;
  • воспитывать интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения;
  • воспитывать уважение к материнству;
  • воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий;
  • воспитывать интерес к предмету, к учению.

Развивающие

  • развивать умение четко, кратко излагать свои мысли;
  • развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру;
  • развивать умение слушать, выделять главное и второстепенное.

Планируемые результаты урока:

Личностные

  • внутренняя позиция школьника на уровне бережного отношения к природе, Родине;
  • развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • оценивание учебных действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

  • извлекать существенную информацию из текстов, иллюстраций;
  • выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
  • на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • развивать умение слушать и понимать других.

Предметные

  • познакомиться с биографией М.Пришвина;
  • познакомиться с произведением «Ребята и утята»;
  • научиться анализировать произведения.

Средства обучения: комплект учебно-методических материалов; технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, презентация; наглядные материалы: изображение М. Пришвина;

Литература:

  1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации.2 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, издательство «Просвещение».-М.: Просвещение, 2012.-80 с.:ил.- (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.  Литературное чтение 2 класс;  Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013.-159с.: ил.- (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, – 3-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2016 – 45 с.

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности обучающихся

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный момент) –

2 минуты

Мотивация к учебной деятельности. Подготовка класса к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

- Здравствуйте, ребята!

- У вас на партах учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.  

- Все готовы?

Прекрасно всё на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно всё вокруг!

Прекрасно всё во мне!

- Желаю вам успехов и отличного настроения.

- Давайте вспомним правила делового сотрудничества

(на доске)

 

Проверка готовности к уроку.

Настраиваются на рабочий процесс.

  • Уважать чужое мнение;
  • быть внимательными;
  • соблюдать тишину (работать вполголоса);
  • слушать и слышать друг друга.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии-

3-5 минут

Определение границ знания и незнания материала.

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях.

-Какие цели поставим перед собой? (Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением).

- По опорным словам догадайтесь, кто автор этого произведения.

  • Писал о природе.
  • Работал агрономом.
  • Его произведения «Этажи леса», «Золотой луг», « Лисичкин хлеб».

- Кто это? (М.М.Пришвин)

Слайд 1( портрет писателя)

Вам дан текст, прочитав его, вам необходимо выяснить:

-Кем по образованию был Пришвин?

-Почему он выбрал именно эту профессию?

-С какой целью писатель отправлялся в путешествия?

(работа с текстом

-Какой цели мы достигли, выполняя задание? (познакомились с жизнью писателя)

-Что нам предстоит еще выполнить? (познакомиться с произведением)

-Что мы должны сделать, чтобы реализовать эту цель? (прочитать произведение)

Слайд 2

Сейчас мы познакомимся с произведением М.Пришвина, в котором описывается отношение человека к родной природе. А чему учит нас этот рассказ, нам предстоит подумать.

3. Постановка темы и цели урока – 3 минуты

Побуждение учащихся различными способами к формированию темы урока. 

-Давайте попробуем отгадать ребус и узнать, о ком же сегодня нам расскажет Михаил Михайлович Пришвин.

Ребус (ласточка-лас+у=уточка)

Слайд 3

-Как вы думаете, кто будет одним из главных героев  рассказа?

- Как называются детеныши утки?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. 

 

Определяют и формулируют цель деятельности на занятии с помощью учителя.

-Уточка.

-Утята.

4. Первичное усвоение новых знаний – 10 минут

Откройте учебник на стр.94

Работа с названием произведения

- Прочитайте название рассказа.

-Как вы думаете, о ком еще этот рассказ.

- Правильно. О ребятах и утятах.

Словарная работа

- Чтобы текст рассказа был вам понятен, давайте разберём значения некоторых слов. Кто может объяснить значение слова ...?

Чирок-свистунок – самая маленькая из речных уток. Гнездо, где высиживают птенцов, делают вдалеке от воды. Обитают эти птицы на небольших водоемах.

Слайд 4

- Не случайно автором была выбрана эта птичка. Он хотел нам показать, что речь пойдет о беззащитной и беспомощной маленькой птичке.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Слайд 5

Овсяное поле – поле, засеянное овсом. Слайд 6

Вода разливалась-с наступлением весны снег растаял, и вода вышла из берегов. Слайд 7

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Слайд 8

Кузница – помещение, где работают кузнецы. Слайд 9

Первичное восприятие текста

Выразительное чтение рассказа учителем.

- Сейчас я прочту вам этот рассказ, а вы удобно сядьте и внимательно слушайте, представляя себе ту ситуацию («картинку»), о которой пойдёт речь.

Проверка первичного восприятия

-Ребята, понравилась ли вам рассказ?

-Когда было страшно?

-Что заставило вас спокойно вздохнуть? Улыбнуться?

- А было ли стыдно за ребят?

-Отлично. Давайте теперь немножко отдохнём.

- «Ребята и утята»

- О ребятах .

Вместе с учителем пытаются разобраться со значением новых слов.

Показ слайдов

Внимательно слушают рассказ.

Обучающиеся во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя.

5.Физкультминутка – 3 минуты

Выполнение физкультминутки

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

Выполняют физкультминутку.

6. Первичная проверка понимания с проговариванием во внешней речи

– 15  минут

-Отдохнули немного. Давайте продолжим нашу работу.

Анализ

- В какое время года происходят события в рассказе?

- А почему вы так решили?

- Как вы думаете, почему уточка решилась наконец-то перевести утят из леса к озеру?

- Почему автор употребил слово «решилась», а не просто «повела»?

-Это путешествие не только опасное, но и долгое. Сколько нужно было идти до озера?

- А 3 версты - это больше 3х километров.

- Кого опасалась уточка во время путешествия?

Выборочное чтение

- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

-Почему она шла позади утят?

- Почему она повела их в обход деревни?

-  А какая мама-утка?

-Как любая мама, она готова защищать, оберегать, заботиться о своих детях, даже ценой своей собственной жизни.

Прием «Паспорт литературного героя»

- Составим паспорт уточки.

Имя- уточка.

Создатель-М.М. Пришвин.

Прописка- рассказ «Ребята и утята».

Внешний вид-маленькая, дикая, чирок-свистунок.

Где встречается-в лесу около озера.

Личные качества-заботливая.

- А что же сделали ребята, когда увидели утят?

-А что значит слово «швырять»?

- Как вы думаете, а зачем они захотели поймать утят?

-Ребята сами еще не знали, зачем они поймали утят.

Прием «Хорошо - плохо»

Давайте порассуждаем о том, какие ребята.

-Что плохого они сделали?

-Что хорошего в их поступке?

-Скажите о ребятах другими словами: «Ребята были несмышленые»

- Опишите ребят, используя нужные слова-качества (учитель вывешивает на доску слова: веселые, жестокие, глупые, беспечные, бессердечные, несмышленые, беззаботные).

- Как вы думаете, какие чувства испытывала утка-мать, когда ее детей поймали?

- Кто же спас утят?

-Каким тоном автор разговаривал с ребятами? Почему?

- Он очень беспокоился, потому что знал, что многие животные, почуяв запах человеческих рук, покидают своих детей. И детеныши погибают, оставшись брошенными. Поэтому, ребята, никогда не приближайтесь и не дотрагивайтесь даже до гнезда.

- А какие при этом были ребята?

Выразительное чтение отрывка по ролям

-А теперь давайте прочитаем этот отрывок по ролям. Кто хочет попробовать?

-Молодцы! У вас очень хорошо получилось передать правильную интонацию при чтении.

- Как повела себя уточка- мать, когда ребята отпустили утят?

- В этот момент Пришвин называет утят «дочерьми и сыновьями» для того, чтобы мы поняли, насколько дороги уточке ее дети, как вы дороги своим матерям.

- Давайте сравним, каким шагом шла уточка-мать в начале рассказа, а каким в конце.

-Почему бежала впереди?

- Как же попрощался автор с утятами? И почему?

-Да, в знак уважения перед матерью, которая защищает, оберегает, отдает свою жизнь во имя спасения своих детей.

- И чтобы ребята осознали это и поняли, что даже маленькая птичка - тоже мать своих детей, готовая бороться за их жизнь, сказал детям махать шапками и кричать «до свидания».

- Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр.95. Какой момент изображен на рисунке?

Составление плана произведения

-А теперь попробуем составить план рассказа М.Пришвина «Ребята и утята» и запишем его.

- На сколько частей мы разделим рассказ?

 

План.

1. В путь к озеру.

2. Плен.

3.Спасение утят.

4. Счастливого пути.

Вторичный синтез

- Ребята, давайте подумаем, что хотел нам сказать Пришвин, рассказывая эту историю про ребят и утят? И недаром даже в названии рассказа он противопоставляет ребят и утят.

 - Правильно. Чтобы еще раз обратить внимание людей, что все мы живем в одном мире. Рядом с нами живут и утки, и лисы, и муравьишки. И надо жить так, чтобы не наносить вред окружающему нас миру.

- В начале урока я задала вам вопрос: Чему учит рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»?

- Этот рассказ, как и многие другие рассказы  М.Пришвина, учит нас любить и бережно относиться к природе, родному краю. Присмотритесь к своим поступкам и задумайтесь, а всегда ли мы поступаем правильно и гуманно по отношению к братьям нашим меньшим!        

Весь класс во фронтальном режиме отвечают на вопросы - (ведут диалог с учителем).

- Поздней весной.

- Потому что утки прилетают с зимовья, делают гнезда и высиживают птенцов ранней весной.

- Утята уже подросли, и им нужно было уже научиться плавать.

- «Решилась» - долго готовилась, собиралась  в опасное путешествие.

- 3 версты.

-Лисицу, ястреба, человека.

-Чтобы она могла всех видеть и успеть что-то предпринять при приближающейся угрозе.

-Потому что она опасалась людей.

-Заботливая.

-Они стали швырять в них шапки.

- «Швырять» - грубо и небрежно кидать.

- Ответы детей (могут быть разные).

- Она очень за них волновалась, была растеряна.

-Автор.

- Строго и сердито. Он был возмущен, и ему надо было быстро помочь утятам.

- Ребята растерялись и струсили, а потом обрадовались, потому что не знали, что им дальше делать с утятами.

- Бросилась их спасать, быстро что-то им сказала и побежала. А утята за ней.

-В начале она шла позади утят, а в конце бежала впереди, а дети за ней.

-Чтобы быстрей убежать от опасности и увести своих утят.

- Он помахал им вслед шапкой в знак уважения.

- Когда ребята и автор прощаются с уточкой и ее утятами.

- 3  или 4 части

Варианты предлагают дети.

- Все мы, и ребята, и утята, – живые существа на нашей планете.

- Учит не делать необдуманных поступков по отношению к братьям нашим меньшим. Каждое животное способно на чувства, а не только человек.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Осуществление самооценки учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание (варианты)

Пересказ рассказа по плану.

Прием «Эмпатия». Представьте себе, что вы уточка. Попытайтесь рассказать эту историю от ее имени.

Сочинить синквейн

Утка

Смелая, отважная

Защищает, заботится, охраняет

Утка спасает своих сыновей и дочерей.

Спасительница

Итоги урока 

-Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

-Вспомните, пожалуйста, кто такой М.Пришвин?

-С каким рассказом М.М.Пришвина мы с вами сегодня познакомились?

-Кто главные герои этого рассказа?

-Чему автор хотел научить нас? Какая была главная мысль?

-С какой целью написан этот рассказ?

- Какие цели были нами поставлены?

-Достигли мы целей?

-Что понравилось на уроке?

-Что запомнилось?

-Что было трудно?

-Много произведений написано Михаилом Пришвиным о природе, а мы их с каждым годом узнаем все больше и больше. А любим и ценим мы их за то, что в них так много добра, тайн природы, о которых в повседневной жизни мы даже и не задумываемся, и не замечаем.

Мне хочется пожелать вам, ребята, идти по жизни рядом с рассказами Пришвина, перечитывать их, задумываться о своих поступках, замечать и наслаждаться чудесами родной природы, и главное, беречь и заботиться о братьях наших меньших, оказывать им помощь. Тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Дополнительное задание

– План рассказа мы с вами составили. Теперь поупражняемся в пересказе.

Вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с утятами? (Автор, Пришвин, рассказчик, писатель).

– Кто еще мог нам рассказать эту историю?

– Мальчики, ребята.

– Как вы думаете, одинаково ли будет звучать рассказ разных людей?

- Давайте проверим. Предлагаю задание для групп. У вас на столах лежат цветные фишки. Объединитесь в группы по цвету фишек. Это задание носит творческий характер.

Задание легкое: в выделенном отрывке заменить слово «я» – словами «Пришвин, писатель». (Называет отрывок для чтения или демонстрирует отрывок на слайде.)

Задание сложнее: заменить, не только слово «я» – словами «Пришвин, писатель», но и слово «ребята» – словами «мы», «нас». (Называет отрывок для чтения или демонстрирует отрывок на слайде).

–Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова. (Дети выполняют задание учителя. Группа, которая не читает, внимательно слушает, нужно определить, кто мог рассказать эту историю).

 – Ответьте, одинаково ли звучит рассказ разных людей?

Самоконтроль и взаимоконтроль работы на уроке:

Подводят итоги урока в диалоговой форме с учителем.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формируют умение обобщать, делать выводы, оценивать свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дид...

Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприя...

Урок по литературному чтению "М. Пришвин "Ребята и утята"

окрытый урок по литературному чтению во 2 классе...

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин «Ребята и утята» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с творчеством и биографией писателя; развитие навыков выразительного чтения; учить выделят...

Конспект по литературному чтению (М. Пришвин «Ребята и утята»), 2 класс

Конспект урока по теме: М. Пришвин «Ребята и утята», 2 класс. УМК «Школа России», Авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий....