Урок литературного чтения 1 класс«Литературные сказки и народные». УМК Начальная школа 21 века
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок литературного чтения 1 класс«Литературные сказки и народные». УМК  Начальная школа 21 века

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения 1 класс. УМК «Начальная школа XXIвека»

Тема урока : «Литературные сказки и народные».

(Русская народная сказка «Лиса и Журавль»  и  Н. Сладков «Лиса и мышь»)

Цели деятельности учителя: сравнить литературную сказку и народную; ознакомить с содержанием русской народной сказки «Лиса и Журавль» и сказкой Н. Сладкова «Лиса и мышь; создать условия для совершенствования техники чтения, выразительности чтения; активизировать мыслительную деятельность – умение ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; способствовать привитию любви к устному народному творчеству, пробуждать интерес к чтению.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют отвечать на вопросы по содержанию произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; давать характеристику героям произведения ;получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавтельные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникновения трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Оборудование урока: презентация, выставка книг, карточки.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Скажем хором : «Мы желаем друг другу добра». А если будет трудно, я вам помогу.

II. Речевая зарядка.

Скороговорка (слайд): читать медленно, быстро, тихо, громко.

У мосточка под кусточком

Две лисички , две сестрички.

III. Включение в систему знаний.

1. Знакомство с видами сказок

- Послушайте загадку:

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

- О каком жанре эта загадка? (Сказка)

Виды сказок: волшебные,  бытовые, о животных.

- Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству? (авторские и народные).

IV. Сообщение темы урока  учащимися.

-Какая тема урока?. В чём мы должны разобраться? (Какие сказки относят к народным и какие  к авторским или литературным)

- Почему сказки называются народными? (Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий).

- Как создавались народные сказки?

- В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том , что было на самом деле, он придумывал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.

IV. Работа с народной сказкой.

1. Викторина по русским народным сказкам. Дети отгадывают 6 сказок.

- Давайте отгадаем, какую сказку мы будем читать (слайд).

Сказку мы сейчас расскажем:

Она его кормила кашей. Он ни капельки не съел, ,на болото улетел.

Угощал его окрошкой- не отведала ни крошки и ушла к себе в леса.

- Кто догадался, как будет называться сказка? (Лиса и Журавль)

- Правильно, сегодня мы будем исследовать русскую народную сказку «Лиса и журавль»(слайд).

- Лиса, персонаж многих народных сказок. Какие сказки о лисе вы знаете? (слайды)

Выставка книг.

- А что вы знаете о птице журавль? (слайд)

Журавль-это болотная птица. Спит на одной ноге посреди водоёма, тем самым обезопасив себя от хищников. В основном питаются растительной пищей в виде семян, ягод, корешков и побегов растений, могут есть насекомых, даже небольшого размера лягушек и мелких грызунов.

V. Работа над содержанием сказки.

1. Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.

- Какой вид сказки?

- Кто из героев сказки вам понравился? Почему?

2. Словарная работа.

-В тексте вам встретятся слова, объясните значение слов (слайд):

Званый обед – по приглашению.

Потчевать – угощать.

Стряпать – готовить пищу.

Несолоно хлебавши – ни с чем, обманулась в ожидании.

3. Чтение сказки детьми вслух. Беседа по содержанию сказки.

- Как вела себя лиса? (по-доброму пригласила, подала тарелку, с ласковыми словами угощает, а потом взяла всю кашу и съела)

-Почему лиса себя так вела? (жадная, скупая, глупая, невнимательная, была увлечена только собой)

-Как поступил журавль?

-Какой журавль? (умный, находчивый)

- Как выдумаете, правильно ли поступил журавль? (проучил лису, преподал ей хороший урок)

Физминутка.

4. Восстановление событий в сказке. Подготовка к пересказу. Работа в парах.

Проверка (слайд).

  1. Лиса с журавлём подружились.
  2. Лиса пригласила журавля в гости.
  3. Лиса угощает журавля.
  4. Журавль пригласил лису в гости.
  5. Журавль угощает лису.
  6. На этом дружба кончилась.

6. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.

- Прочитайте пословицы в учебнике. Объясните их смысл.

- Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?

.7.Обобщение

- Можно ли Лису и Журавля назвать настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка «о ложной дружбе ».)

- Я думаю вы хотите быть настоящими друзьями, чтобы у вас было много друзей. А что для этого надо делать? (Помогать, не обижать, приходить на помощь.)

- А.С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

- Какой урок преподносит нам эта сказка, чему учит? (быть добрым, гостеприимным, не жадным, радушным хозяином, чтобы другим людям с тобой было хорошо и спокойно

8. Работа по составлению обложки книжки «Лиса и журавль».

VI. Работа с литературной сказкой.

1. Первичное восприятие произведения Н. Сладкова «Лиса и мышь» . Инсценировка сказки учащимися.

2.Проверка первичного восприятия.

-Кто герои сказки?

-Чего боялась мышь? Почему?

3. Вторичное восприятие. Чтение сказки по ролям в парах.

4.Характеристика героев сказки.

- Что можете сказать о Лисе?

- А о мыши?

5. Моделирование обложки сказки Н. Сладкова

VII. Сравнительная характеристика произведений.

-Что общего у произведений?

-Чем различаются?

Вывод: обе сказки о животных, есть герой общий- лиса; одна сказка литературная, другая народная.

VIII. Рефлексия

Продолжи фразу:

Я на уроке познакомился…..

Я на уроке научился……

Я на уроке задумался о…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"

Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Презентация к уроку литературного чтения для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" Э. Успенский "Если был бы я девчонкой...", Украинская народная сказка "Рукавичка"

Материал презентации основывается на разработке урока литературного чтения для 1 класса по программе «Начальная школа XXI века»  с сайта Мультиурок  ...

Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России

Урок литературного чтения 2 класс Тема  Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 1 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.Дидактические:1. Познакомить...