Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе Характеристика героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Дедяева Валентина Владимировна

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_konspekt.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России».

Класс: 4 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тема

Характеристика  героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Цель

  • дать характеристику героям произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Задачи

  • Учить доказывать свою точку зрения.
  • Учиться отстаивать своё мнение

 Развивающие:

  • Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать орфографическую зоркость обучающихся, познавательную активность.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в парах и в  группе (выслушивать мнение товарища,  обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
  • Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
  • воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам

Планируемый результат

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова.

Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство

Ресурсы

Литературное чтение 4 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, выставка книг Д.Н.Мамина – Сибиряка для детей, “Толковый словарь”, бочонок с заданиями, компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point.

Формы  работы:

Фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.

Этапы  урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

слайды

Формирование УУД

 Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

1 этап -  метод «Добро в ладошке»

Количество участников - весь класс

Цели задачи использования метода:

 - содействовать возникновению межличностных коммуникаций,

- обеспечить позитивный настрой к началу урока,

- разгрузить эмоциональную напряжённость.

Продолжительность проведения - 1-3 мин

Необходимые материалы – не требуется

Предварительная подготовка не требуется

обучающие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

Инициация – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность

Добрый день, ребята. Я предлагаю начать урок с упражнения: «соберите» в ладошки свое добро и «передайте» соседу.

Слайд 1.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Обучающиеся читают высказывание на доске

Предлагает прочитать высказывание

Прочитайте высказывание. А как оно связано с темой нашего урока мы ответим в конце урока.

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. (Леонардо да Винчи)

2 этап - метод «Ладошка желаний»

Количество участников - весь класс

Цели задачи использования метода:

- помочь четвероклассникам  сформулировать учебную задачу урока

- выяснить ожидания участников урока

Продолжительность проведения – 3-4 мин

Необходимые материалы – лист бумаги, маркеры, ручки

Предварительная подготовка не требуется

Обучающиеся формулируют тему и цель урока.

Подводит к определению темы и цели урока.

Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «лебедь» и «собака»? Какого героя не хватает?

- Правильно, все они являются героями рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Приемыш», с которым мы познакомились на прошлом уроке.

- Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

(дать характеристику героям рассказа)

Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения

Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Познавательное УУД: подведение под понятие .

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивное УУД: формирование действия прогнозирования.

Коммуникативное УУД: учет разных мнений

Обучающиеся работают в индивидуальной тетради и выполняют задание: На каждом пальчике нужно написать ответ на вопрос: «Чего я ожидаю от урока?».

Ответы зачитывают.

Предлагает обвести свою ладонь на листе бумаги. Предлагает выполнит задание.

- А какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? Прошу написать на каждом пальчике вашей ладошки. (Предположения и ответы обучающихся по методу «Ладошка желаний»)

- Какие ваши ожидания?

Слайд 2.

Фаза 2 «Работа над темой» 

Метод актуализации имеющихся знаний обучающихся

1 этап - метод «Вопрос- ответ»

Количество участников - весь класс

Цели задачи использования метода:

-повторить содержание рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Продолжительность проведения – 2-3 мин

Необходимые материалы – тест

Предварительная подготовка домашнее задание


оценка в лист самооценки

Обучающиеся отвечают на вопросы теста по вариантам и проверяют на слайде.

Оценивают выполненную работу  в листе самооценки по критериям.

Предлагает ответить на вопросы теста и проверить на слайде.

Предлагает оценить выполненную работу в листе самооценки.

- Проверим домашнее задание. Выполните задание по тесту.

Тест (в рабочей тетради)

Проверка на слайде

- Проверьте свои ответы и оцените работу в соответствии с критериями оценки.

        

Слайд 3.

Предметные УУД:

общеучебные умения и знания, воспроизведение текста по вопросам

Метод проработки учебного материала

2 этап - метод «Мозаика»

Количество участников - весь класс, разделенный на три группы

Цели задачи использования метода:

-восстановить хронологию событий

- дать характеристику героям рассказа

Продолжительность проведения – 10 мин

Необходимые материалы – иллюстрации по рассказу, деформированный текст, ватман, маркеры

Предварительная подготовка знание текста

Подробная технология проведения:

Кейс № 1

Ваша задача собрать и вслух прочитать текст, дать характеристику герою рассказа

Раздаётся записанный на цветных листочках текст. В группе составить каждому свою часть и соединить потом в логической последовательности.

Суть технологии «Мозаика»:

-Материал делится на части и распределяется между группами.

-В группах выделяются операционные действия для каждого участника.

-Из мини-исследований складывается целостная картина.

Схема технологии:

Деталь – фрагмент – картина - мозаика

Оценка в лист самооценки

Обучающиеся проговаривают правила поведения в группах (разделены на группы перед началом урока)

Предлагает вспомнить правила работы в группах.

- Переходим к анализу героев рассказа. Работаем в трех группах.

Вспомним правила работы в группах.

Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения

Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Познавательное УУД: подведение под понятие .

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивное УУД: формирование действия прогнозирования.

Коммуникативное УУД: учет разных мнений

Обучающиеся выполняют задания кейса, распределив обязанности внутри группы. Для выполнения кейса пользуются дополнительным материалом, предоставленным учителем.

Предлагает выполнить задания по кейсу (каждой группе свой кейс) по составлению характеристики каждого героя произведения. Оказывает помощь в ходе выполнения  кейсов обучающимися

- Кейс №1. Задания читаем внимательно. Выполняем несколько заданий по кейсу и составляем защиту своей работы.

Определите героя произведения, характеристику которого будете составлять. По опорным словам составить краткую характеристику героя произведения. Если правильно ответите на все вопросы, то сможете построить правильный пересказ рассказа.

Пользуйтесь дополнительным материалом.

Защита должна быть по плану (на доске)

  • Работа с заданиями по кейсу №1

группа – Тарас

1.Внешность героя (вид, манера поведения)

- Прочитайте описание Тараса. Выделите опорные слова.

       Старик Тарас был высокого роста, с окладистой бородой и строгими большими серыми глазами. Он всё лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста.

- Прочитайте, что говорится о прежней жизни Тараса. Стр 79

- Прочитайте, как менялось настроение у Тараса.

- Прочитайте о том, почему Тарас беспокоился за судьбу лебедя. Стр 82

2. Характеристика черт характера.

- Найти отрывок, в котором рассказывается о том, как лебедь оказался у Тараса. Как это характеризует его? Стр 77

Выберите из предложенных прилагательных качества характера вашего героя, доказывая словами из текста.

умный

жестокий

добрый

завистливый

чуткий

вольный

понимающий

особенный

бескорыстный

ласковый

весёлый

преданный

злой

благодарный

глупый

3.Отношение героя к окружающим, отношение к герою других действующих лиц.

        Прочитайте абзац и впишите слова-действия (глаголы). 

        Действительно, стоило полюбоваться этой картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребёнок.

Как относится Тарас к своим питомцам?

Подберите глаголы. Докажите, опираясь на текст.

любит        

переживает

грустит        

скучает

сердится

тоскует

злится  

печалится

благодарит

дружит

   Как автор относится к Тарасу? Найдите ответ и подчеркните.

Я очень любил старика. Рассказывал он уж очень хорошо и знал много. Бывают такие хорошие, умные старики.

группа – Соболько

1.Внешность героя (вид, манера поведения)

- Прочитайте описание Соболько. Выделите опорные слова.

           Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутыми вверх хвостом, он, пожалуй, напоминал обыкновенную дворнягу с той разницей, что дворняга не нашла бы в лесу белки, не сумела бы «облаять» глухаря, выследить оленя, - одним словом, настоящая промысловая собака, лучший друг человека.

- Найдите отрывок в тексте о том, как Соболько встретил барина.      Стр 76

- Найдите ошибку.

 Старая (Умная) собака только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала.

2. Характеристика черт характера.

Выберите из предложенных прилагательных качества характера вашего героя, доказывая словами из текста.

умный

жестокий

весёлый

добрый

завистливый

злой

чуткий

вольный

глупый

понимающий

особенный

преданный

бескорыстный

ласковый

благодарный

3.Отношение героя к окружающим, отношение к герою других действующих лиц.

Прочитай текст. Подчеркни слова, которые помогут тебе составить рассказ об истории дружбы Приёмыша и Соболько.

...Сперва боялся (лебедь), а потом привык. Теперь лебедь-то в другой раз у Соболька и кусок отнимает. Пёс заворчит на него, а лебедь его — крылом. Смешно на них со стороны смотреть. А то гулять вместе отправятся: лебедь по воде, а Соболько — по берегу. Пробовал пёс плавать за ним, ну, да ремесло-то не то: чуть не потонул. А как лебедь уплывёт, Соболько ищет его. Сядет на бережку и воет... Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг единственный. Так вот и живём втроём...

Как относится Соболько к Тарасу и Приемышу? Подберите глаголы. Докажите, опираясь на текст.

любит        

переживает

грустит        

скучает

сердится

тоскует

злится  

печалится

благодарит

дружит

Как автор относится к Соболько? Найдите ответ и подчеркните

            Мое появление на мысу вызвало сторожевой оклик собаки Тараса, — на незнакомых людей она всегда лаяла особенным образом, отрывисто и резко, точно сердито спрашивала: «Кто идет?» Я люблю таких простых собачонок за их необыкновенный ум и верную службу…

группа – Приемыш

Внешность героя (вид, манера поведения)

Прочитайте описание лебедя. Выделите опорные слова.

 Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царем птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывет по гладкой поверхности воды.

Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя? Приведите примеры из текста.

  • Стр 78. Умная птица
  • Стр 80 гордая, настоящая царская птица…
  • Стр 80 свой характер тоже имеет
  • Стрт81 хороша птиц
  • Стр 83 особенная

Сравните поведение лебедя летом и осенью. Приведите примеры из текста. Стр 77, стр 82

Прочитайте о том, как лебеди учат своих детёнышей? Стр 82

2. Характеристика черт характера.

- Найти отрывок, в котором рассказывается о последней встрече Тараса и Приемыша. Как это характеризует его? Стр 83

Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему?

Выберите из предложенных прилагательных качества характера вашего героя, доказывая словами из текста.

умный

жестокий

добрый

завистливый

чуткий

вольный

понимающий

особенный

бескорыстный

ласковый

весёлый

преданный

злой

благодарный

глупый

3.Отношение героя к окружающим, отношение к герою других действующих лиц.

Прочитайте абзац и впишите слова-действия (глаголы)

         Пристал мой Приемыш к стаду, поплавал с ними один  день, а к вечеру опять домой. Так два дня приплывал. Тоже, хоть и птица, а тяжело с своим домом расставаться. Это он прощаться плавал, барин…

Как относился Приемыш к Тарасу и Соболько? Докажите строчками из текста.

любит        

переживает

грустит        

скучает

сердится

тоскует

злится  

печалится

благодарит

дружит

Как вы думаете, автор осуждает Приемыша

Организуют защиту выполненной работы. Дают характеристику герою произведения, подтверждая словами из текста.

Оценивают свою работу в листе самооценки.

Предлагает рассказать о герое произведения и оценить свою работу в группе.

Защита работы (составление рассказа о герое)

- Чем отличаются эти герои?

- Что общего в характере этих героев?

В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта.

В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака – преданные, умные, умеющие любить, дружить.

3 этап - Просмотр видео

Количество участников - весь класс

Цели задачи использования метода:

- подвести итог работы

Продолжительность проведения – 5  мин

Необходимые материалы – мультимедийная презентация

Предварительная подготовка – не требуется

Обучающиеся просматривают видео и высказывают свое мнение и свою позицию.

Предлагает просмотр и анализ видео.

Я предлагаю вам посмотреть видео.

- Какие чувства у вас возникли при просмотре этого видео?

- Что вы увидели во время просмотра  композиции?

 Вот так Камиль Сен-Санс и великая русская балерина Майя Плисецкая показали красоту лебедя.

-Один мыслитель сказал, что к красоте можно прикоснуться только сердцем. Относится ли это к   взаимоотношениям Тараса и Приемыша?

Можно ли сказать, что дедушка считал лебедя и пса своей семьей? Почему? (разговаривает с ними, наделяет человеческими качествами

Слайд 4

Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения

Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

3 этап – метод «Карта группового сознания»

Количество участников - весь класс, разделенный на три группы

Цели задачи использования метода: 

анализ существующей проблемы. Поиск решений.

Продолжительность проведения – 10 мин

Необходимые материалы –большие листы блокнота, фломастеры

Предварительная подготовка знание текста

Подробная технология проведения:

Кейс № 2

Проведение:

 участники в группах начинают обсуждать положения, которые могут помочь решить проблему. Все идеи, которые возникают, пишутся вокруг круга с проблемой. Чем более важной является идея, тем ближе она располагается к центру и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Если возникают косвенные идеи, относящиеся не напрямую к проблеме, а к одному из аспектов, то они пишутся в стороне от основного положения и соединяются лучами с ним.

 По окончанию работы в группах, каждая группа вывешивает свои «карты группового сознания» на доску и представляет ее.

Оценка в лист самооценки

Обучающиеся 1 группы выполняют задание 2 кейса, в котором высказывают свою точку зрения, аргументируя свой ответ.

Предлагает выполнить задания кейса № 2, в которых нужно определить проблему, найти ее решение, отстаивая свое мнение

Учитель: Работая над рассказом мы увидели, что Мамин-Сибиряк затрагивает много проблем. Поработаем над одной из них и попробуем найти пути решения. Работа с кейсом № 2.

1 группа. 

Согласны ли вы с утверждением, что добрый человек - это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь? Приведите аргументы.

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

Обучающиеся 2 группы выполняют задание кейса № 2, в котором обсуждают проблему в данных произведениях и предлагают пути решения этой проблемы в жизни

2 группа. В рассказе Л.Андреева "Кусака" повествуется о бездомной собаке, озлобленной на мир и людей. Однажды она поселяется на одной из дач, куда летом приезжают люди. Они приручили собаку, дали ей кличку, застали полюбить и привязаться к себе. Животное стало добрым и радостным. Но потом люди уехали и оставили Кусаку в одиночестве.

 У героя рассказа Г.Н Троепольского  охотника Ивана Ивановича есть пёс Бим. Человек был очень привязан к своему питомцу. Иван Иванович водил его на охоту, обучал. Но однажды он заболел и уехал на операцию. Бим остался один. Пес отправился на поиски хозяина и потерялся среди города и людей. Вернувшись из больницы, Иван Иванович искал пса и до последнего надеялся на лучшее. Смерть друга стала трагедией для охотника.

Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» Рассказ об удивительной и трогательной дружбе между лебедем и человеком. Однажды дед Тарас спас от верной смерти птенца, вырастил его и сильно привязался к лебедю. Но время шло, приемыш рос и, однажды, на озеро прилетела стая сородичей. Лебедь хоть и любил своего названного отца, но покинул родные места и отправился в теплые края с другими лебедями…

Какова проблема в этих произведениях? Пути ее решения.

Обучающиеся 3 группы делятся на 2 динамичные группы, в которых дети меняются местами в зависимости от мнения.

- Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

- Кто думает, что вернётся, становитесь с одной стороны класса, а кто думает, что не вернётся, становитесь с другой стороны.

- А теперь спорьте, доказывайте, но уважайте, пожалуйста, друг друга, давайте время высказаться своим товарищам, умейте выслушать собеседника.

( Дети спорят, доказывают)

Обучающиеся делают вывод на основе прочитанного произведения.

Оценивают свою работу

Предлагает определить главную мысль произведения.

Предлагает оценить свою работу

Учитель: Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил?

Доброта — это богатство, щедрость души человека.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия».  Рефлексия.

Метод рефлексии АМО «Четыре я»

Время проведения: 2 мин.

Цель:

- Подведение итогов урока;

- Самооценка проделанной работы.

Предварительная подготовка: не требуется

5 мин

Оценка в МПМ

4+ - «5»

3+ - «4»

Из 16 - 11 учеников

Из 15 -10 учеников

Из 14 – 9 учеников

2+ - «3»

Выполняют самооценку своей работы на уроке. Выставляют оценку в соответствии с критериями.

Высказывают свое мнение о том, как они понимают высказывание.

Выставление оценок.

Вернемся к высказыванию. Как он связан с нашим уроком?

Основная мысль произведения: каждый должен жить так, как предназначила природа. Грубое вмешательство человека в природу, не понимание её ценности, приводит к трагедиям. Просто людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое! Учит нас доброте

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям

Подводят итог урока, выполняя задание: закрасить палец в соответствующей позиции и высказывают свое мнение.

Предлагает подвести итог урока и высказать свое мнение.

Подводя итог нашего урока, вернемся к «Ладошке желаний». Вспомните, что вы ожидали от урока. Оправдались ли ваши ожидания.  Каждый палец на ладошке- это какая то позиция, по которой надо высказать свое мнение

Большой – для меня было интересным и важным …

Указательный – по этому вопросу я получил(а)  конкретную рекомендацию.

Средний – моя оценка психологической атмосферы

Безымянный – мне понравилось

Мизинец – мои предложения

Домашнее задание:

Обучающиеся записывают домашнее задание

Объясняет домашнее задание (на выбор)

  1. Составление синквейна «Приемыш», «Доброта»

*2. Составить рассказ на тему “ История одного лебедя”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк"Приёмыш"

Цели: расширить знания  учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; обеспечение целостного восприятия и осмысления, глубокого понимания текста через практическую целостность; расширение чита...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»"

Организация  деятельности учащихся по ознакомлению  с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному...

Урок литературного чтения.4 класс Тема Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Данная  разработка  поможет  коллегам  в  подготовке  и  проведении урока  литературного  чтения  в  4  классе  по  УМК  &quo...