Доклад «Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса начальной школы».
материал по чтению (3 класс)

Нагимова Ильсеяр Саетовна

Выступление на заседании ШМО начальных классов. Тема: «Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса начальной школы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании ШМО начальных классов

Тема: «Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса начальной школы».

Подготовила: Нагимова И.С.

                                                                                                        2020 год

Развитие культуры чтения находится в числе приоритетных направлений реализации стандартов нового поколения.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.

Что такое «смысловое чтение»? В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой: формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Поэтому для начальной школы ставятся следующие цели:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова;
  • создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • понимание текста (извлечение его смысла, содержания);
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников;
  • введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
  • помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно- познавательными текстами.

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Основные задачи:

  • формирование у начинающего читателя интереса к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства;
  • развитие воображения ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного;
  • формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения;
  • формирование у младшего школьника интереса к процессу чтения;
  • снятие эмоционального напряжения и тревожности в процессе обучения смысловому чтению и работы с текстом;
  • преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно- эстетического отношения к людям и окружающему миру;
  • чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей.

Принципиальным становится понимание того, что для современного человека главное - не отдельные знания, а умения ими пользоваться и что необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно, открывать новое. Изменение приоритета целей начального образования затрагивает сущность всего учебно-воспитательного процесса, все его составляющие – не только содержание, но и средства обучения, методы и формы организации процесса обучения.

Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения. Есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

Стратегия № 1. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен:

-содержать материал, знакомый учащимся;

-исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися;

-иметь несложную структуру.

Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов.

Источник:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/05/19/formirovanie-navykov-smyslovogo-chteniya-na-urokak