Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс по теме:Звуки [в], [в']. Буквы В, в. УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Божко Татьяна Владимировна

Тема: Звуки [в],  [в']. Буквы В, в.

Тип урока:

Урок овладения новыми знаниями.

Цель:

Познакомить  с новыми звуками [в],  [в'] и буквами В, в.

 

Форма:  урок - игра.

Оборудование: индивидуальные карточки, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение  к уроку, мультимедиа проектор, экран.

Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещение, 2021.

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые.

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_v_v._bukvy_v_v_1_kl.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте. УМК «Школа России»

Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)

Класс: 1

Тема: Звуки [в],  [в']. Буквы В, в.

Тип урока:

Урок овладения новыми знаниями.

Цель:

Познакомить  с новыми звуками [в],  [в'] и буквами В, в.

Формируемые на уроке метапредметные УУД:

Личностные:

1.Формирование  понимания важности нового социального статуса «ученик»;

2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;

3.Формирование  положительного отношения  к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.  

4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.

5.Формирование  понимания  здоровьесберегающих аспектов жизни.      

Регулятивные:

1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.

2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные:

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;

2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.

3. Формирование умения  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:

1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.

2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Предметные умения:

Знать, что буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].

Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.

Применять эти знания на практике при чтении текста.

Форма:  урок - игра.

Оборудование: индивидуальные карточки, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение  к уроку, мультимедиа проектор, экран.

Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещение, 2021.

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые.

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Слово учителя

-Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай:
на вопросы – отвечай!

Итак. Начинаем с вами урок обучения грамоте.

- Ребята, я хочу, чтобы этот урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II. Актуализация и целеполагание.

- Сегодня урок открытия нового знания, и начинаем мы его, как вы наверное догадываетесь,  с повторения.

-Наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь,  кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»

- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?

(картинка)

- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс, Винни решил посмотреть, чему вы, ребята, научились за время учебы в школе. Покажем, дети? (Да) Хорошо. Поместим его на доску, чтобы он внимательно нас всех слушал. Итак, перед тем как мы с вами начнем  изучать новую букву, мы покажем Винни - Пуху, чему мы научились. На улице светило яркое, яркое солнышко, торопился Винни-Пух к нам, нес все буквы, которые мы изучили. Но вдруг набежала тучка, пошел дождик, перепутались все буквы. Помогите Винни-Пуху спрятать буквы под зонтики. Как вы думаете, почему у нас один зонтик красный, а другой синий? (потому что буквы гласные и согласные)

Дети выходят по одному,  распределяют буквы у доски. (Отделяют гласные от согласных).

а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л

- Молодцы, ребята, не дали буквам промокнуть!

- Ребята, а вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.

 Слайд 1 – вафли, ватрушки, вареники, вишни, виноград.

Это все то, ребята, что любит Винни-Пух. Давайте назовем. Что особенного вы заметили? (Эти все слова начинаются на букву В) Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся на уроке?

- Кто догадался о теме нашего урока? (с какого звука начинаются все слова?)

- А теперь попытайтесь  назвать тему урока. (Буква В)

Буква В и звуки, которые она обозначает  

- Давайте назовем задачи нашего урока:

С чем мы должны познакомиться (со … звуками [ в ], [ в’])

Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков;

учиться читать … слоги и слова с новой буквой.

- Молодцы, ребята. Винни – Пух доволен вашей работой.

III.Открытие новых знаний.

1.Отгадывание загадки.

На овчарку он похож,

Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Вешаю картинку на доску

-давайте произнесем это слово хором…

-назовите первый звук в этом слове (в)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

-назовите второй звук в этом слове (о)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)

- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)

-назовите третий звук в этом слове (л)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

-назовите четвертый звук в этом слове (к)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (глухой)

- Сколько слогов в этом слове? (1)  (На доске появляется схема:

- докажите, что 1 слог (1 гласный звук. Сколько гласных, столько и слогов)

- Давайте поставим ударение (В односложных словах ударение не ставится)

Давайте еще раз произнесем первый звук (В)

Какой он, еще раз повторим хором: согласный, твердый, звонкий.

- Назовите мне слова, которые начинаются с этого звука [в].  (Вова, волосы….)

- А теперь назовите мне слова, где звук в будет в середине слова (корова, диван….)

- А теперь спрячьте его в конец слова (…)

Загадка

На одной широкой ножке

У нее 4 рожка

Но она совсем не пилка

Для котлет и мяса … (вилка)

-давайте произнесем это слово хором…

-назовите первый звук в этом слове (в,)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- Какой: твердый или мягкий? (мягкий)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

-назовите второй звук в этом слове (и)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)

- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)

-назовите третий звук в этом слове (л)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

-назовите четвертый звук в этом слове (к)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (глухой)

-назовите пятый звук в этом слове (а)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)

- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)

- Сколько слогов в этом слове? (2)  (На доске появляется схема:

- докажите, что 2 слога (2 гласных звука. Сколько гласных, столько и слогов)

- Давайте поставим ударение (позовем вилку)

- ударный и

Давайте еще раз произнесем первый звук (В,)

Какой он, еще раз повторим хором: согласный, мягкий, звонкий.

Задание от Винни-Пуха. Игра «Узнай звук».

-  Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать: если твёрдый – встают мальчики, если мягкий –встают девочки.

(Вилка, варежки, вьюга, волк, воробей, виноград,  василек, дверь, волосы)

- Молодцы! Вини-Пух очень доволен!

- С какими же звуками мы с вами познакомились? ([в], [в,])

- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в],   [в’] ?

6. Знакомство с буквой В, в.

- Ребята, Винни-Пух принес букву, которой мы и будем записывать этот звук.

- Посмотрите на экран.

Слайд 2

- Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой.

- Её называют буква «вэ». (Показ буквы).

-На что похожа буква в?

Слайд 3

-  К единице три приставим…

 Что за букву мы составим?

Слайд 4

- Словно букву В Алена

Держит трубку телефона.

Слайд 5

- Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки.

ЗаданиеотВинни-Пуха
Он спрятал новую букву среди других букв. Вы должны найти букву В и обвести в кружок. Вот так:
(Дети получают карточки с заданием. Необходимо найти и обвести  букву В)
- При выполнении задания вы должны быть очень внимательными. Кода я позвоню в колокольчик, вы завершите работу. (Примерно 1 минута) – проверка: назвать одного ученика и спросить, сколько букв он нашел в 1 строчке. Ребенок называет. Если класс согласен – хлопает в ладоши. Затем вторую строчку – другой ученик, и третью.

аинвсктлраоурыиворкувнст  3

выоинрстикитнуавлрукивыу 3

выноиркствлрорнтсуиывстл  3

- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
- Сколько раз она встретилась? (9)

- Молодцы! У вас все хорошо получается. Винни-Пух доволен вашей работой.

IV. Физкультминутка  (1мин)

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.

V. Работа над слогами-слияниями.

- Следующее задание от Винни-Пуха. Чтение слогов.

Найдите на парте  слоговые таблицы

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

АВ

ОВ

УВ

ЫВ

ИВ

– читаем слоги хором только в первой строчке;

– читаем слоги с твердым согласным;

- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.

– прочитаем слог с мягким согласным.

- Читаем слоги столбиками

- Молодцы! У вас хорошо получается.

- Винни-Пух рад вашим успехам и предлагает вам разучить  чистоговорку:

Слайд 6

Ва-ва-ва – опадает вся листва.
Во-во-во – жук - живое существо.
Ву-ву-ву – мы поехали в Москву.
Вы-вы-вы – в джунглях тихо ходят львы.
Ви-ви-ви – мяч бросаю, ты – лови.

VI. Закрепление новых знаний

- Винни-Пуху хочется  послушать, как вы, ребята, умеете читать.

1. Чтение  слов с буквой «в»  «по цепочке» в учебнике (с.69)

- Откройте Азбуку (с. 69)

- Что написано в столбиках? (Слова)

- Давайте прочитаем слова для Винни-Пуха. (Вова, Слава)

- А почему они написаны с большой буквы? (Это имена)

- Молодцы! У вас все хорошо получается!

- Будем читать хором.

- Эти слова нам встретятся в тексте.

2. Работа по иллюстрации (внизу с.69)
- В какую игру играют мальчики? Отгадайте загадку Винни-Пуха:

Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (Футбол)
- Сколько мальчиков?

- Ребята, а вы сами играли в футбол?

- Помогает ли игра в футбол укрепить здоровье? (Да. Она укрепляет наши мышцы, развивает выносливость, ловкость)

3.Чтение связного текста. (с.69)

- Сейчас мы прочитаем рассказ о футболе.
- Читаю я

- О ком говорится в тексте? (В тексте говорится о Вове и о Славе)

- Кем были Вова и Слава? (вратарями.)

- Что сказали Вове? (Вова, лови)

- Что сказали Славе? (Слава , лови)

- Как можно озаглавить текст? (Вратари  или  Игра в футбол.)

- Скажите, пожалуйста, а вы любите спорт? (Да)

- Какие ещё виды спорта вы знаете?

Спорт укрепляет здоровье человека, воспитывает дисциплинированность, развивает силу, выносливость, память, внимание. Я желаю вам, ребята, дружить со спортом, закаляться и не болеть!

 - Чтение текста уч-ся.

VII. Итог урока и рефлексия

1. Итог урока

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Где нам могут пригодиться эти знания?

2.Рефлексия.

   - Что понравилось на уроке?

   - В чем испытывали затруднения?

   - Мы с вами продолжим изучение новых  звуков и научимся писать строчную букву в  на уроке письма.

  Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.

-  Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания.

- Давайте, Винни-Пуху скажем «спасибо».

- Он прощается с нами и говорит: «До новых встреч».

- Спасибо за урок!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, слогов и предложений с изученными буквами"

Конспект урока  обучение грамоте "Чтение слов, слогов и предложений с изученными буквами" по учебнику " Русская азбука" Авторы В.Г.Горецкий, А. ф, Шанько и др. Урок закрепления....

урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"

урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...

Конспект урока обучение грамоте ( чтение) в 1 классе по теме "Звуки [с,т]" и буквы с,т." с использованием игровых технологий.

На уроке ребята практически познакомятся с этимологией слова и понятием "рифма"....

Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. Тема: "Звук [ч’], буква Ч, ч" УМК "Школа России"

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. Тема: "Звук [ч’], буква Ч, ч" УМК "Школа России"...