Конспект урока литературнорго чтения в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Зайнышева Елена Владимировна

Конспект урока литературного чтения в 3 классе гна тему "Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы" по программе "Школа Росии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения на тему: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Цель: познакомить обучающихся со стихотворением и на его основе формировать умение анализировать поэтическое произведение, создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения.

Задачи урока:

Образовательная:

         -познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;

         -продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.

Развивающая:

         -способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;

         -развивать речь учащихся.

Воспитательная:

         -воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;

         -способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах и группах.

Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

         -регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

         -коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать. 

Оборудование: учебник «Литературное чтение», аудиозапись песни, презентация, карточки для парной и групповой работы, интерактивная доска.

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Начинаем урок литературного чтения, проверьте, все ли готовы к уроку. Поприветствуйте соседа по лицу («Дай пять»), теперь соседа по лицу («Отбей кулачок»)

- Вы познакомились с биографией Николая Алексеевича Некрасова. 

2.Проверка Д/з  Тэч оф тач даун (взлёт-посадка) 

-Я буду зачитывать факты биографии Некрасова. Встань, если утверждение верное. Если не верное - оставайся сидеть.

-Отец Николая Алексеевича был помещиком. (Да)

-В семье Николай был единственным ребёнком.(Нет, 13 детей было )

воей матери он посвятил целый ряд стихотворений — «Последние песни», поэму «Мать», «Рыцарь на час». (Да)

-Некрасова обучался дома. (Нет)

-Мальчик рос в тяжёлой обстановке зверских расправ отца с крестьянами. (Да)

-Некрасов окончил гимназию с отличием.(Нет)

-Некрасов служил в дворянском полку, как того хотел его отец. (Нет)

-Некрасов повстречал гимназического товарища, студента Глушицкого, и познакомился с другими студентами, после чего у него возникло страстное желание получить высшее образование. (Да)

-Некрасов начал записывать свои стихи во время обучения в университете. (Нет)

-Николай Алексеевич успешно занимался издательским делом в журнале «Современник». (Да)

-В своей главной поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов описал счастливую жизнь крестьян. (Нет)

-Николаю Алексеевичу Некрасову исполнилось бы 28 ноября 190 лет. (НЕТ! 200 лет)

3.Разминка. Менедж мет.

А) Работа с соседом по плечу со скороговоркой. (СЛАЙД)

-Послушайте скороговоку. (…) Теперь прочитайте про себя. Затем в быстром темпе прочитайте соседу по плечу.

Б). Работа индивидуальная  на развитие периферического зрения.

–Возьмите тренажёр. Вам необходимо, глядя на цифры, назвать буквы слева и справа. Чем ниже, тем сложнее это сделать. Ваша задача справиться с нижними строками.

4.Введение в тему. «Чёрный ящик». Достаю шапку ушанку, «ружьё» и весло.

-Кому могут принадлежать эти предметы? (Старичку, мужичку, охотнику, ….Деду Мазаю)

-Кто этот человек? (Мужичок, старичок, охотник)

-Откройте учебник. Как называется новое произведение, и кто его автор? (Николой Алексевич Некрасов.  Дедушка Мазай и зайцы)

5.Формулирование темы, целей и задач урока.

-Назовите тему урока. Какие цели нам урок поставите. (прочитать стихотворение. Узнать, кто такой дедушка  Мазай. И зачем он вёз в лодке зайцев) (СЛАЙД)

6. Подготовительная работа.

А) «Слово учителя». Чтение учителем наизусть

-Обратите внимание. Что написано ниже заголовка стихотворения в учебнике (в сокращении)Что это значит?-Послушайте предысторию (я читаю наизусть отрывок не вошедшей  в учебник части стихотворения Н.А. Некрасова)

Б)Словарная работа. На жёлтых карточках с соседом по лицу. Соедини слова с их значением. Некоторые из них в словаре в конце учебника. (Затем проверка по эталону,  на СЛАЙДЕ эталон)

Зипуном (зипун)

Гибнут

Силками (силки)

Старинная русская мера длины, равная 3 аршинам

Гинут

Сети для ловли мелких зверьков

Сажени (сажень)

Толстая палка с крюком на конце для того, чтобы причаливая на лодке, зацепляться за берег

Аршина (аршин)

Раговаривая, беседуя

Баграми (багры)

Старинная мера длины, равная чуть меньше 1 метра

Гуторя (плывём)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна

7.Чтение произведения в учебнике стр.170-172. С использованием методики «Диалог с автором»

-А теперь вы сами будете читать. Читают дети по сигналу учителя (Песочные часы 1,5 минуты на 1 ученика) Учитель называет номер ученика и группы-стола)

После слов «Еду, ловлю их. Вода прибывает.»

- Как вы думаете, что произошло дальше?

После слов «слушайтесь, зайчики, Деда Мазая!»

-Какой бы вы задали вопрос автору?

После слов «И за собою бревно поволок…»

-Как вы думаете, удастся Мазаю спасти зайцев?

8.Физминутка (+обсуждение прочитанного) под песню «А нам всё равно» к кинофильму «Бриллиантовая рука».

Физминутка в технологии Микс Пе шэ- «Перемешай класс». Двигаются под музыку, музыка останавливается, образуют пару.  И отвечают на вопрос:

  1. (Отвечает тот, кто выше ростом.) Кем был дед Мазай? (Охотник)
  2. (Отвечает тот, у кого темнее волосы) На чём дедушка Мазай вёз зайцев? (На лодке)
  3. (Отвечает тот, у кого светлее цвет глаз)  Как другие охотники поступали с зайцами во время разлива реки? (убивали)
  4. (Отвечает тот, у кого повыше каблук на обуви) На чём  сидели, спасаясь, зайцы, в то время как вокруг них была вода? (на кочках, на брёвнах)
  5. (Отвечает тот, у кого длинее рукава на одежде) Как реагировали жители деревни, когда Мазай вёз зайцев? (любовались, потешались, смеялись)

9.Групповая работа в технологии Сингл Раунд Робин.

На группу выдаётся  зелёная карточка с 4 вопросами.

  1. Кем был дедушка Мазай и какой поступок он совершил?
  2. Что происходит с зайцами во время разлива реки, половодья?
  3. Какой дед Мазай, и почему он пожалел зайцев?
  4. Как дед Мазай обращается с природой?

Затем на доске открываю карточки с надписями:

  1. Старый охотник +
  2. Во время  весеннего половодья зайцы гибнут +
  3. Охраняет природу -
  4. Любит зверей. В том числе зайцев -
  5. Считает, что если кто-либо  в беде, ему надо помочь +
  6. Охотится не ради жестокости или забавы, а по необходимости +
  7. Использует природу с умом +
  8. Совершил нравственный человеческий поступок +

-На доске вы видите карточки с  понятиями. Но не все они отражают главную мысль стихотворения Некрасова. Надо выбрать только нужные. На обороте карточки есть изображение, котрое поможет сделать выбор.

Вызываю учеников по желанию. Ребёнок выбирает карточку и переворачивает её. Делаем вывод.

-У нас получилась «картина» этого произведения Н.Некрасова. Главный герой стихотворения- дед Мазай, хоть он и охотник, стрелял зайцев, но только зимой. Это необходимость жизни в деревне в те времена. Но дед Мазай рационально охотится! Не убивает зверушек в тот момент, когда им и так трудно. И осуждает других охотников, которые не жалеют зайцев в этот момент.

10.Индивидуальная работа. С самопроверкой по образцу.

-И в качестве проверки, как вы поняли тему урока, выполните небольшой тест. А затем проверите себя по образцу. Если утверждение верное, запишите знак +, если не верное, то знак -

1) Дедушка Мазай любит свой край (+)

2) Дедушка Мазай отправился в лодке на охоту (-)

3) Зайцы прыгнули в лодку по команде Мазая (+)

4) Дед Мазай подобрал  толстую зайчиху у куста (+)

5) Дед Мазай зацепил бревно с зайцами багром и поволок за собой (+)

6) В деревне никто не обратил внимания на поступок деда Мазая (-)

7) Дедушка Мазай привёз зайцев к себе домой (-)

-Проверьте себя по эталону. (СЛАЙД)

11. Домашнее задание

1 уровень-  выполнить рисунок к стихотворению

2 уровень- подготовить выразительное чтение отрывка о том, как Мазай относится к зайцам (Вопрос №1 стр. 172)

3 уровень- подготовить пересказ стихотворения (Вопрос №2 стр. 172)

12. Итог урока. Рефлексия.

-Возьмите карточку голубого цвета, на которой изображён  заяц. Дорисуйте ему уши до уровня нужной вам метки.

-Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....