Занятие по внеурочной деятельности : "Здравствуй , пословица!"
план-конспект занятия по чтению (2, 3 класс)

Ковыршина Елена Николаевна

  Материал подготовлен для занятия  внеурочной деятельности для обучающихся 1-3 классов. Занятие даст возможность обучающемуся расширить и закрепить свои знания  о пословице. В занятии содержится как теоретическая , так и практическая часть (викторина). Рекомендую  педагогам разделить материал на 2 урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezent._zdravstvuy_poslovitsa.pdf2.83 МБ
Microsoft Office document icon zdravstvuy_poslovitsa.doc69 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: « Здравствуй, пословица !»

Внеурочная деятельность : «Школа грамотеев».

Цель: расширить знания обучающихся о пословице.

Задачи:

           

  • называть признаки  пословицы
  • развивать умение анализировать прочитанное, делать выводы.
  • создать условия для повторения изученных пословиц и  запоминанию новых;
  •  формировать умение слушать и слышать художественное слово.
  • сформировать представление о роли  пословицы,  как  об устном историческом источнике своего народа.

Планируемые результаты

    Предметные:

- уметь  определять пословицу исходя из её признаков;  

- владеют запасом пословиц, умеют их анализировать.

- владеть  навыками осознанного чтения ;

- понимать о том, что пословица является одним из  исторических источников  и нравственных норм народа.

     Метапредметные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-обобщать получаемые знания

-уметь слушать и понимать других;

 -строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные:

-развивать умение объяснять свои действия;

- проявлять осознание собственной успешности при изучении темы.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Ребята, посмотрите, к нам сегодня  пришли гости. Давайте их поприветствуем!

Я надеюсь, что:

Мы работать будем дружно,

С делом справимся в пути!

Чтобы, гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

-Итак, у нас урок внеурочной деятельности « Школа грамотеев».

-Как вы думаете , кто же такой « грамотей» ? Слайд №2

Давайте сверим ваши ответы с ответом Сергея Ожегова.

Итак, посмотрим кто же такой « грамотный человек». Слайд №3

Вы узнали. Что грамотный человек умеет и читать и грамотно писать, а также имеет знания в разных областях.

И вот сегодня мы будем увеличивать свои знания , а в какой области узнаем.

Учитель акцентирует внимание обучающихся на доску .

Ответы детей.

Обучающиеся читают информацию со слайда.

                                                                                    Определение темы занятия.

Слайд № 4 (ребус с зашифрованным словом  «Пословица»)

Запишите название темы в своих маршрутных листах.

Работа по теме   занятия.

Эта тема для нас не новая.

Поэтому, сегодня на уроке  мы  повторим  знания  о пословице  и узнаем новые.

Вспомним, что вы знаете об этом  жанре  ?

Обобщение знаний (слайд № 5)

А какой жанр устного народного творчества очень близок к пословице ?

-Какое отличие пословицы от поговорки ?

Обучающиеся  объявляют тему занятия  : « Пословица».

Записывают тему.

Работают по карточкам, решают примеры.

Ответы обучающихся.

Поговорка.

-поговорка не имеет поучительного смысла.

Закрепление известных знаний

           

-На слайде представлены различные виды устного народного творчества.  И , конечно, среди них есть и пословица. Прочитайте  и определите  какие виды  устного народного творчества представлены, найдите пословицу .( Слайд № 6 ) Какие жанры вы ещё знаете ?

- Какой поучительный смысл в нашей пословице ?

- Обратите внимание в  на то что в одном предложении народ ярко, точно подтверждает нам жизненный факт о том , что человека красит труд.

Определение новых свойств изучаемого понятия.

Обучающиеся каждого ряда  получают листочки с пословицами объединённой одной темой.

Прочитайте пословицы и определите, какой темой объеденены  пословицы.

Старый друг лучше новых двух. 

Нет друга - ищи, а нашёл- береги.

Не имей сто рублей , а имей сто друзей. 

Болен- лечись, здоров- берегись ! (Слайд № 7)

Здоровье сгубишь-новое не купишь.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Старого человека надо слушать, а молодого  учить. (Слайд № 6)

Кто родителей почитает, тот век  счастливым  живёт.

Корми деда на печи- сам будешь там.

Итак,  мы  поработали с пословицами о дружбе, о здоровье, об уважении к старшим,о трудолюбии.

Какой вывод мы можем сделать ?  (Слайд  8).

У каждого на парте распечатаны темы пословиц над которыми вы поработали, приклейте их к своим маршрутным листам.

дружба

здоровье

уважение к старшим

трудолюбие

-Закрасьте ту  пословицу, . которая, на ваш взгляд, очень важна.

Обращает внимание на то, что из 3-х пословиц 1 выделена пунктиром. Как вы думаете  почему ? Чем эта пословица отличается от 2-х других ?

-Итак , ещё одно открытие!

Пословица может подтверждать  какой-либо жизненный факт ( или норму поведения) Например, « Старый друг. Лучше новых двух». или  рекомендовать (заставлять) поступать в том или ином случае так , а не иначе (действуй так, а не иначе) .» Хочешь есть калачи. Не сиди на печи».

               

Учитель просит обучающих каждой группы прочитать пословицу, которая побуждает к действию.

Мы опять расширяем свои знания как настоящие грамотеи.  Мы знали, что пословица поучает. А сегодня на уроке мы узнали, что пословица  подсказывает, помогает выстроить своё поведение в соответствии  с правилами  поведения .

-Читая пословицы, мы можем представить по каким правилам жил наш народ ?

Мы можем представить  какие качества осуждал народ.  Кого  уважал ?

Обратите внимание на мудрость народа , ведь в одном предложении народ высказал своё отношение к какому -либо жизненному факту.

Физкультурная минутка слайд (№ 9)

Действительно, изучая пословицы, мы можем представить по каким правилам жил наш народ, какие качества характера  ценил.  Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей.

Слайд № 9

Посмотрите на слайд , посмотрите, какой исторический факт отображён на картине ?

Собирать и записывать пословицы стали очень давно. Многие учёные понимали , что нужно не потерять мудрость народа. Учёные отправлялись в сёла и деревни. Спрашивали у простых людей пословицы, записывали их. Главная цель таких собирательств пословиц- не растерять мудрость народа.

 Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). ( слайд № 10 )Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от простого народа. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. (слайд №11)

Викторина « Грамотеи»

-Сегодня и мы как  Владимир Иванович Даль  попробуем пособирать пословицы. Конечно, ездить по деревням и сёлам мы не будем. Наша задача найти потерявшуюся часть пословицы, проанализировать её.

Слайд 11-17.

Следующий тур грамотеев

-нужно не собрать пословицу , а вспомнить и назвать(слайд  №18-20)

Из  пословиц  которые вы разгадали. Запишите ту , которая вам больше всего понравилась.

А сейчас , рассмотрите выданные вам иллюстрации к пословицам и раскрасьте их и отгадайте какую пословицу зашифровал художник.

Называют виды устного народного творчества. Обучающиеся называют ещё жанр загадку, сказку. Находят пословицу.

Пословица учит тому, что человека красит  труд, его  умение трудится .

  Обучающиеся 1-ого ряда  : тема о дружбе.

Обучающиеся 2-ого ряда  : тема о важной роли здоровья  для человека.

Обучающиеся 3-ого ряда  : тема о почитании  старших.

Обучающиеся 4-ого ряда  : тема о почитании  старших.

Ответы обучающихся.

-Пословица охватывает все стороны жизни человека.

Обдумывают и закрашивают необходимую пословицу.

Ответы обучающихся.

Выполняют физкультминутку.

Ответы обучающихся.

Сравнивают выражения у доски.

Дополняют , вспоминают пословицы. Раскрывают смысл.

Записывают понравившуюся пословицу.

Подведение итогов

− С какой темой сегодня на уроке мы работали? (Слайд 13)

-Что узнали на занятии ?

  • Что удалось на занятии?
  • Что больше всего понравилось? (Слайд 22).
  • Ребята. вы не только узнали признаки пословицы, но и заполнили свой маршрутный лист. И  у каждого он получился свой, особенный. Давайте сделаем выставку своих маршрутных листов.

Отвечают по каким признакам можно определить жанр устного народного творчества - пословицу.

Называют собирателя пословиц- В. И. Даля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, дорога!».

Данная программа представляет собой интегрированный курс по ПДД и краеведению....

Занятие по внеурочной деятельности "Здравствуй, зимушка-зима"

Методическая разработка содержит материал для занятий внеурочной деятельностью с детьми начальной школы....

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здравствуй, сказка» (общекультурное развитие)

Русские народные сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, и выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стре...