Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пагма Саномбаловна Доржиева

Урок литературного чтения   Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

УМК «Школа России» Класс: 3.

Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_liter._chteniya_ded_mazay_i_zaytsy_3_kl.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

УМК «Школа России» Класс: 3.

Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новым произведением; учить детей анализировать содержание прочитанного, выразительности чтения.
  • Развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарный запас учащихся.
  • Создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

      Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

        -регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

        -коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими в группе

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.        

Ход урока

  1. Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий и интересная работа в группе.

  1. Проверка домашнего задания

- С творчеством какого великого писателя мы знакомились на протяжении последних уроков?

                                  (портрет писателя слайд 1)

- С какими  произведениями Николая Алексеевича Некрасова  мы познакомились?

- «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

(чтение стихотворения наизусть несколькими учениками)

3. Сообщение темы и целей

– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.

4. Вступительная беседа  (слайд 2)

- Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию.

– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

- Рассмотрите иллюстрацию. Слайд 3.  Можете ещё до чтения стихотворения сказать, о чем текст? (Наверное о том, как дед Мазай спасал зайцев.)

- Как вы думаете, в какое время года могут  происходить эти события?

- Что происходит с реками весной? (реки разливаются и выходят из берегов)

- Как называется это природное явление? Верно. (Половодье – весенний разлив реки от таяния )

- Какую учебную задачу мы поставим на уроке?

(Познакомиться с содержанием и проанализировать стихотворение, учиться выразительно читать).


5) Изучение нового материала

а) первичное знакомство с текстом (аудиозапись)

б) проверка первичного восприятия

- Понравилось ли вам стихотворение? (Да)

- Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев)

- Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило? (Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно, как автор говорит о зайцах, зайчихе: еле жива, а толста, как купчиха! Я её, дуру, накрыл зипуном…)

в) вторичное восприятие 

– Прочитаем по цепочке наше стихотворение. Обратите внимание на незнакомые, непонятные слова, которые требуют объяснения  значений.

г) словарная работа   Слайд 4

- Какие слова для вас были непонятными? Это старинные русские слова, посмотрите на их значение.

 силки'

Петли для ловли птиц и мелких животных

 багры'

Шест с металлических крючком и остриём

 арши'н

Старинная мера длины, немного меньше метра (0,71 м)

 саже'нь

Старинная мера длины, чуть больше двух метров = 3 аршинам

 зипун

 Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.

Работа в группе.

- Но кроме этих слов, в произведении есть еще непонятные слова. Вы сейчас

попробуете сами определить их значение, работая в группе.

Вспомним правила работы в группе.

- Соотнесите слова из двух столбиков. Время работы – 3 минуты.  (Дети получают карточки)

Проверка Слайд 5

3

разболтался в сарае

1

шумливая группа

1

гурьба

2

шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство

2

лопочут ушами

3

разговорился

5

гуторить

4

тот, с кем случилась беда

4

горемыка

5

разговаривать

8

тягота

6

забава, веселье

6

потеха

7

всходы посева засеянные осенью

7

озимь

8

тяжесть, груз

Физминутка

д)  Анализ стихотворения.

- От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)

 Групповая работа.  

- Пользуясь планом разделите стихотворение на 6 частей. Время работы  - 5 минут.

      План      Слайд 6

1. Зайцы на островке.

2. Спасение.

3. Зайчишко на пне.

4. Зайчиха в кустах.

5. Зайцы на бревне.

6. На берегу.

Дети делят стихотворение на смысловые части, пользуясь планом.

Чтение первой части.  «Зайцы на островке» Слайд 7

-С каких мыслей начинает Мазай свой рассказ?

- Найдите в тексте  О чем он переживает?

Кабы сетями ее не ловили
Кабы силками ее не давили...
Ловят, и топят, и бьют их баграми.

(осуждает за истребление, упрекает мужиков)

- В каких словах мы слышим большой упрек мужикам?  (Где у них совесть?)

- Как нужно читать эти слова?

- К чему призывает дед Мазай своим вопросом? (призывает бережно относиться к природе, ко всему живому)

Чтение второй части.   «Спасение»   Слайд 8 

- В какую беду попали зайцы?

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Брёвен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал.)

- Как вели себя зайцы при виде Мазая?

- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков?  (Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые.)

Чтение третьей части. «Зайчишко на пне»  Слайд 9

– Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка)

- Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?

- С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?   (Со столбиком)

Чтение четвертой части. «Зайчиха в кустах»   Слайд 10

- На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (купчиха)

- Жалко ли вам ее? Почему?

Чтение пятой части. «Зайцы на бревне» Слайд 11

- Сколько зайцев разместилось на бревне? (зайцев с десяток спасалось на нем)

- Как спас Мазай зайцев на бревне?  (зацепил багром сучок и за собою бревно поволок)

Чтение шестой части. «На берегу»  Слайд 12

- Как отнеслись односельчане к находке Мазая? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне)

- Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

- Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев,  увидевших берег. (беспокойство зайцев, которые увидели берег) 

- Какие слова сказал дед зайцам на прощание?   ("с богом!")

6. Заключительная беседа по прочитанному

– Каким нам автор показал  дедушку Мазая в стихотворении?

     (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации. ----- - -Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

- Какое отношение к животным пробуждает автор?

( Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей)

- Я предлагаю каждой группе выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю. ( на столах лежат листы со словами)

(Добрый, грустный ,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый, не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник — не убивает, а спасает животных, злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи.)

- Как автор относится к Деду Мазаю?

( Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он то же любит животных.)

7. Рефлексия.  Слайд 13

- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал, познакомился….
  • Урок дал мне для жизни…

8.  Домашнее задание.  Слайд 14

Выразительное чтение стихотворения.

Выучить отрывок наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"

Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...

Методическая разработка по литературному чтению. Тема: "Сказка".

Конспект урока с использованием образовательных технологий...

Урок литературного чтения по теме : Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве русского писателя, активизировать внимание учащихся на значимость роли природы в его произвндениях, изучив отрывок произведения "Дедушка Мазай и зайцы"...

Открытый урок литературного чтения на тему. А Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок проведен в 3 классе по УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка по литературному чтению "Тема текста"

Методическая разработка по литературному чтению "Тема текста" соответствует требованиям ФГОС и может использоваться при работе по разным УМК. Позволяет учащимся  научиться находить глав...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Некрасов Дедушка Мазай и зайцы

Презентация Дедушка Мазай и зайцы Н.Некрасова в 3 классе по программе "Школа России"...