Технологическая карта урока по литературному чтению "Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Изъюрова Мария Максимовна

Технологическая карта урока по литературному чтению "Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroi_skazki_s.t._aksakova_alenkiy_tsvetochek.docx577.7 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Базовый учебник (УМК): «Школа России»

Тема урока: «Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»

Тип урока: Закрепление нового знания

Цели урока:

Предметные: дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Метапредметные: создать условия для формирования УУД.

Воспитательные: воспитать интерес к миру русской поэзии и жизни талантливых людей.

Средства: проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация.

Планируемы результаты:  

Личностные: 

  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • стремиться к приобретению и углублению знаний;
  • управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные: 

  • формулировать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения;
  • оценивать свои достижения.

Познавательные: 

  • анализировать литературный текст.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Предметные:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Мотивация

Закончилась перемена,

Прозвенел звонок.

И мы начинаем

Чтения урок.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Максимовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Тихонько садимся.

- Перед началом нашего урока давайте проведём речевую разминку.

- Вспомним правила посадки за столом.

1. Сидим ровно.

2. Ноги стоят ровно.

3. Спинка прижата к стулу.

4. Расстояние между вами и партой должна быть одна ладошка.

- На слайде вы видите небольшое четверостишие, прочитайте его про себя.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

- Теперь читаем вместе в среднем темпе (в быстром темпе, в медленном темпе)

- Молодцы!

Приветствуют учителя, выполняют речевую разминку.

Регулятивные: 

  • формулировать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения;
  • оценивать свои достижения. 

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Предметные: 

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте. 

Целеполагание

- Давайте вспомним, над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

- Кто автор этого произведения?

- А к какому жанру относится это произведение? 

- Вспомните, что такое сказка?

- Верно. Сказка – один из жанров фольклора, в котором есть сказочные герои, предметы и происходят волшебные события.

- Сегодня мы с вами продолжим работу над этой замечательной сказкой и постараемся разобрать каждого героя.

- Попробуем сформулировать тему и цель урока.

- Аленький цветочек.

- Сергей Тимофеевич Аксаков.

- К сказке.

Ответы учащихся.

- Тема: герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Цель: дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Личностные:

  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • стремиться к приобретению и углублению знаний;
  • управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Открытие нового знания, актуализация знаний.

- Откройте свои тетради, запишите число.

- Давайте вспомним сюжет сказки. Расставьте сюжетные картинки в правильном порядке.

- Вспомните, какие герои встретились вам в этой сказке?

- Перечислите их в ваших

тетрадях (купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище).

Физминутка «Цветок»

Спал цветок…

И вдруг проснулся. (Дети встают)

Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)

Шевельнулся, потянулся, (Встали на носочки, потянулись)

Взвился вверх и полетел, (Руки влево, вправо) Солнце утром лишь проснется (Потянулись вверх)

Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)

Открывают тетради, записывают число.

Учащиеся расставляют картинки в правильной последовательности.

Записывают: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.

 

Личностные:

  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • стремиться к приобретению и углублению знаний;
  • управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Познавательные: 

  • анализировать литературный текст.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Давайте выясним, каким характером обладают герои этой сказки: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.

- Для этого нам нужно составить таблицу характеристику героев сказки. У меня вы можете наблюдать её на слайде. 

- Перечертите таблицу к себе в тетрадь.

Герой сказки

Характеристика героя

Купец

Старшая дочь

Средняя дочь

Младшая дочь

Чудище

- Первый герой, которого мы будем характеризовать, будет купец.

- Каким чертами характера обладает купец? Подтвердите примерами из текста.

- Следующий герой старшая дочь.

- Как вы можете её охарактеризовать? Заносим характеристику в таблицу.

- Следующий герой средняя дочь.

- Какая она? Подтвердите примерами из текста.

- Следующий герой младшая дочь?

- Что мы можем сказать о младшей дочери? Подтвердите примерами из текста.

- И последний наш герой чудище?

- Какими чертами он обладает? Подтвердите примерами из текста.

- На какие две группы можно разделить героев?

- Каких героев можно отнести к положительной группе? А каких к отрицательной?

- Вот мы с вами и выяснили какими характерами обладают герои этой сказки.

Перечерчивают таблицу.

Герой сказки

Характеристика героя

Купец

Добрый, щедрый, любит своих дочерей, честный, верен своему слову.

Старшая дочь

Злая, завистливая, коварная.

Средняя дочь

Жестокая, жадная, корыстная.

Младшая дочь

Красивая, добрая, любит отца и сестер, бескорыстная, способная полюбить за душу и доброе сердце, честная, верна своему слову.

Чудище

Огромное, мохнатое, страшное, но с нежным любящим сердцем.

- На положительные и отрицательные.

- К положительной группе можно отнести купца, младшую дочь и чудище. К отрицательной – среднюю и старшую дочь.

Регулятивные: 

  • формулировать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения;
  • оценивать свои достижения.

Познавательные: 

  • анализировать литературный текст;
  • осознают сущность произведений Л.Н. Толстого, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Рефлексия

- Наш урок подошел к концу.

- Какова же была главная цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Чему нас учат герои сказки?

- Какие качества вы бы хотели перенять у героев сказки?

- Оцените свою работу на уроке.

Цветовой сигнал

Зеленый – мне было легко работать.

Желтый – испытывал затруднения.

Красный – мне было сложно работать.

- Дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

- Да.

Ответы учащихся.

Оценивают свою работу на уроке при помощи приема «цветовой сигнал».

Регулятивные: 

  • формулировать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения;
  • оценивать свои достижения.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе «Любовь к ближнему в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

На уроке составляется цитатный план. Дети дают характеристику героям, оценку их поступкам....

Открытый урок литературного чтения"Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"

Урок разработан  для 4 класса .Программа "Школа России".Урок был разработан и проведен в рамках районного семинара "Роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии...

Урок литературного чтения Народная мудрость сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Основная цель: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию....

Конспект урока литературного чтения "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"

Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"...