Конспект урока литературного чтения по теме Сутеев "Три котёнка"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Рябикова Наталья Николаевна

Урок разработан для уч-ся 1 класса. УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_lit_cht.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области

Конспект урока литературного чтения

 в 1 классе

В.Сутеев «Три котёнка».

А.Шибаёв «Беспокойные соседки»

                             Подготовила:   учитель начальных классов

                  Рябикова Наталья Николаевна

                                         Прохоровка

                                                        2020

КОНСПЕКТ  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕпо учебной предметной программе «Литературное чтение/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова - М: Вентана-Граф, 2019» (по системе «Начальная школа XXI века»).

Тема урока: В. Сутеев «Три котёнка». А. Шибаёв «Беспокойные соседки»

Цели деятельности учителя:ознакомить с литературными жанрами (рассказ, стихотворение), содержанием рассказа В. Сутеева «Три котёнка» и стихотворения А. Шибаева «Беспокойные соседки»; ввести в круг детского чтения новые произведения; прививать любовь к чтению; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение воспринимать на слух литературные произведения; различать стихотворение, сказку;отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; определять значение слова в контексте, определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; ориентироваться в заданиях учебника по значкам; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений; осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: учиться принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с окружающими; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: осознавать значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Ход урока

  1. Организационный этап

-Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. 

2.Актуализация знаний

Не страшно, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется. 

 Артикуляционная разминка:

  • (Слайд 2 и 3) Чтение слогов
  • (СЛАЙД 4 и 5) Чтение сложных слоговых структур и целых слов слабочитающими учениками:

Ска        кла        про

Спа        кли        бро

Сла        кри        тро

Сто        пре        дре

Про        кру        плы

Здо        клю        пры

Остальные работают в группах (на карточках):

  1. Назови одним словом:

Тигр, лиса, медведь, волк -

Окунь, карась, сом, лещ -

Банан, яблоко, киви, персик –

Стол, стул, кресло, тумбочка –

  1. Составь новое слово, используя последний слог в каждом слове.

Жарко

Карате

Венок                               котенок

  • Проверим, как ребята выполнили свои задания. Будьте внимательны, возможно кто-то будет с ними не согласен. (УСТНО)

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

  - Как вы о ком мы будем сегодня читать на уроке? Какие цели перед собой поставим?

4.Сообщение темы урока:

- Сегодня мы познакомимся с рассказом  «Три котенка», автором которого является Владимир Григорьевич Сутеев. (Слайд 6)

- Ребята, может кто-нибудь  из вас уже читал произведения этого автора? (ответы детей)

- А где мы можем встретить его рассказы? (книги, журналы, интернет, магазины, библиотеки)

5. Знакомство с биографий Сутеева В.Г.

- Давайте ближе познакомимся с этим замечательным детским писателем.

Сутеев Владимир Григорьевич родился в Москве, в семье врача. Он известен как талантливый детский писатель, иллюстратор и режиссер-мультипликатор. Владимир Сутеев написал много занимательных сказок для детей. Но самое интересное, что иллюстрации для своих произведений он рисовал сам. Владимир Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, сказки Владимира Сутеева интересные и остроумные. Первая книжка Сутеева "Две сказки про карандаш и краски" вышла в 1952 году и была отмечена Корнеем Чуковским. Он написал сказки «Под грибом" , "Кораблик", "Мешок яблок", "Палочка-выручалочка"  и др.

С одним из рассказов мы сегодня познакомимся. Называется он «Три котенка»

6.  Работа над текстом.

Чтение учителем

Повторное чтение рассказа учениками хорошо освоившими навык чтения

- Как вы думаете, почему все котята стали белыми?

-Они планировали свой поступок? Какие слова в тексте говорят об этом?

- Как вы думаете, почему все котята стали чёрными?

- Каким образом котята вновь стали чёрным, серым и белым?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Выборочное чтение, составление картинного плана.

- Ребята давайте составим картинный план. Такой, чтобы вы могли взглянуть на ваши картинки и коротко в трех предложениях пересказать весь рассказ.

1- Кого увидели котята? Найдите ответ в тексте и прочитайте. (увидели мышь)

- какое изображение подходит к этим словам (изображение мышки)

2. Почему котята стали белыми? Найди ответ в тексте и прочитай.

- найдем подходящие изображение к этому тексту. (котята упали в муку) – Щ.

3. Почему котята стали черными? Найди ответ в тексте и прочитай.

- (котята вылезают из трубы)

4. Почему котята стали мокрыми? Найди ответ в тексте и прочитай.

- откладываем изображение мокрых котят

- Получилось у нас краткое описание рассказа? Сможем мы коротко пересказать, глядя на картинки, что происходило с котятами?

- Давайте попробуем. (отвечает один ученик) Остальные внимательно следят, вдруг он ошибется и пропустит один из важных моментов рассказа.

2. Самостоятельное чтение рассказа. (целостное восприятие)

- Сейчас мы с вами проведем небольшой опыт, но для это вам нужно самостоятельно, внимательно прочитать весь рассказ.  

Самостоятельное чтение учащихся

    2.Опыт «Свойства муки»

- Скажи,  почему котята стали белыми? (упали в муку)

- Как вы думаете возможно ли такое на самом деле?

- Давайте проверим, проведем опыт.

Проводим опыт с мукой. Помещаем в банку с мукой игрушки черного и белого цвета, наблюдаем за изменением цвета и делаем выводы.)

7. Чтение стихотворения А. Шибаева «Беспокойные соседки». Стратегия «Предположение»

- Кто автор стихотворения?

- О чём может быть стихотворение с таким названием?

- Что может произойти в произведении с таким названием?

- Можно ли по названию определить, будет ли стихотворение шуточным, серьёзным, поучительным?

− Беспокойными могут быть не только котята, но и буквы.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

− Прочитайте стихотворение самостоятельно.

− Подумайте, что нужно сделать, чтобы из отдельных букв получилось предложение.

– Как превратить буквы г, д, е, ё, ж в предложение? (Соединить буквы в слова, записать предложение с большой буквы, поставить вопросительный знак в конце.)

Запись учениками на доске: «Где ёж?».

– Обратите внимание: в каком порядке построились буквы? (В алфавитном порядке.)

– Прочитайте это вопросительное предложение. Кого ищут буквы?

8. Итог урока.

− Назовите авторов произведений. (Александр Александрович Шибаев, Владимир Григорьевич Сутеев.)

− Кто герои рассказа Владимира Григорьевича Сутеева? (Котята.)

Кто герои  стихотворения  Александра  Александровича  Шибаева?  (Буквы.)

-Понравился ли вам рассказ Владимира Сутеева «Три котенка»? Почему?

-Как вы думаете, автор придумал этот рассказ или такое действительно может произойти в жизни?

-Как вы думали котята баловались или они таким образом познавали мир? Почему так считаете?

-Останется ли этот рассказ в вашей памяти?

VI. Рефлексия Приём «Незаконченное предложение»

- Было интересно…

- Новым для меня стало…

- Реально ли мне применить это на своих уроках?

- Что я возьму с собой?

- Мне понравилось…

- Где мне было легко?

- Что давалось с трудом?

- Теперь я смогу…

Список использованной литературы

1.Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
2.Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
4.Журова Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова.-  2-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2011.- (Начальная школа XXI).

Книги:http://4.bp.blogspot.com/-1lvJTU02txk/VheOibolN3I/AAAAAAAAQ8o/qAclqe4GLX8/s1600/min800_pro1_1384292054.jpg

Три котенка: http://www.booklot.ru/templates/newimg/original/4990229c1be36d3a7747890db4be36d8.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Конспект урока литературного чтения по теме Е.А. Благинина "Котёнок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Е.Благинининой, знакомство с её произведением «Котенок».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и тво...