Технологическая карта урока по чтению для обучающихся 3 класса с ОВЗ по теме К. И. Чуковский Путаница
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Познакомить с биографией К. И. Чуковского; учить: читать плавно, целыми словами, соблюдая интонацию; слушать и слышать текст; определять жанр прослушанного  произведения; работать со словарём; развивать: фонематический слух; познавательный интерес; расширить знания детей о взаимоотношениях людей;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области “Школа-интернат №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти”

КОНСПЕКТ

урока по чтению по теме:

«К. И. Чуковский «Путаница»

Провела:

учитель М. В. Кустова

2019г.

Тема: «К. И. Чуковский «Путаница».

Цель: познакомить с  биографией и произведением К.И.Чуковского  «Путаница».

Задачи: 

Образовательные:

познакомить с биографией К. И. Чуковского; учить: читать плавно, целыми словами, соблюдая интонацию; слушать и слышать текст; определять жанр прослушанного  произведения; работать со словарём; развивать: фонематический слух; познавательный интерес; расширить знания детей о взаимоотношениях людей;

Коррекционно-развивающие:

способствовать коррекции мышления, памяти и внимания через специально подобранные упражнения ( загадки, прослушивание аудиозаписи, выборочное чтение и т п.)

Воспитательные: 

создать условия для привития любви к чтению через творчество К.И. Чуковского; воспитание положительной мотивации к учению; воспитывать  доброжелательность, чувство взаимоуважения, самостоятельность, дисциплинированность; формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости; формирование коммуникативных умений и навыков посредством работы в паре и группе;

Планируемые результаты:

учащиеся научатся читать плавно, целыми словами, соблюдая интонацию; слушать и слышать текст; определять жанр прослушанного  произведения; работать со словарём;

выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения,

оценивать себя, границы своего знания и незнания, оценивать товарища.

Класс: 3

Вид нарушений: обучающиеся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Раздел программы:

Оснащение занятия:

учебник, ИКТ, использование презентации к уроку, аудио и видео запись сказки К.И. Чуковского «Путаница», толковый словарь, раздаточный дидактический материал.

 Ход урока:

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые БУД

I.Организационно – подготовительный этап (Слайд 2)

(создание положительного настроя к продуктивной совместной деятельности).

1.

       - Проверьте свою готовность к уроку чтения.

- Здравствуйте, ребята!

-Я  рада снова вас видеть.

-Хорошего вам настроения и успехов!

-Садитесь!

-Вспомните правила посадки.

Приветствуют с учителя, настраиваются на урок

Личностные: мобилизация внимания

Регулятивные: целеполагание,

формирование умения организовывать свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Речевая разминка (Слайд 3)

2.

-Проведем речевую разминку.

-Хором читаем слоги и слова, которые будут появляться  на слайде.

Он-он-он, он-он-он.

-У меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр.

-Любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил, ил-ил-ил.

 -Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца,

-Нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит-ит, ит-ит-ит.

-Добрый доктор Айболит.

-Что обозначают подчеркнутые слова  в тексте разминки?

Учащиеся хором  читают речевую разминку.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей (Героев произведенийЧуковского.)

Личностные: проявлять старательность.

Регулятивные:  умение читать хором.

Познавательные

Закрепить знание героев произведений Чуковского.  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

III. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 4)

3.

-   -Посмотрите на портрет писателя, на иллюстрации, на выставку книг.

-Прочитайте запись на доске: Корней Иванович Чуковский «Путаница».

- Назовите  тему нашего урока. (Ответы детей.)

-Да,  ребята, действительно, сегодня мы с вами познакомимся с биографией К. И. Чуковского, будем читать его сказку в стихах «Путаница».

-    

Учащиеся выполняют задания  по алгоритму учителя.

Учащиеся называют  тему урока.

Учащиеся выслушивают тему урока, сформулированную учителем.

Личностные: проявлять умение выполняют задания  по алгоритму учителя.

Регулятивные: целеполагание, умение действовать по заданному алгоритму. Познавательные

умение выполнять мыслительно-зрительные операции и делать выводы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

IV Работа по теме урока.

4.

IV1.Рассказ учителя о К.И Чуковском.

-С  -Сначала       познакомимся с писателем поближе.

-П  -Послушайте биографию К. И. Чуковского.

(Слайд 5)

 «   Чукоша», «дедушка Корней»- так ласково называли дети и их родители Корнея Ивановича Чуковского. Корней Иванович Чуковский - это литературный псевдоним, то есть   вымышленное имя.

     По-настоящему  его звали Николаем Васильевичем Корнейчуковым.  Родился он 31 марта 1882 года в  городе Петербурге.  Но считал датой своего рождения 1 апреля - веселый день смеха.

(Слайд 6)

Ег Его    отец — Эммануил Левенсон. Мать — Екатерина Осиповна Корнейчукова. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве.

(Слайд 7)

У    Родился в одесской гимназии,  но из пятого класса был исключен из-за «низкого» происхождения. Но большое желание учиться, помогло ему самостоятельно изучить оставшийся курс гимназии, сдать все экзамены и получить аттестат зрелости. Коля много читал. Благодаря великолепной памяти, самостоятельно выучил английский язык. И в последствии стал не только талантливым поэтом, но и переводчиком.

(Слайд 8)

Д  Для детей он написал много рассказов, стихов, сказок, загадок. Например, такие сказки как:  «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха –Цокотуха», «Муркина книга» и много других произведений.

(Слайд 9)

За     За большое количество написанных  произведений К. И. Чуковский  был награждён государственными премиями.

(Слайд 10)

31     31марта этого года ему исполнится 137 лет. Он прожил трудную и светлую жизнь. Закон его жизни был таким: «Если хочешь быть любимым - люби».

2.Физминутка 1. (Слайд 11)

- Подготовимся к работе. Выполним упражнения для укрепления глазных мышц.

-Проследите глазками за движениями бабочки.

 3.Подготовительная работа. (Первичный анализ текста.) (Слайд 12)

-Откройте учебники на странице 161 .

-Прочитайте название сказки.

-Рассмотрите иллюстрации к произведению.

-По названию и иллюстрациям выскажите свое предположение: о чем и о ком будет эта сказка?

- Как вы считаете,  какой может быть эта сказка: грустной или весёлой?

 4. Первичное чтение сказки самим автором с использованием аудио и виде записи.  (Вторичный анализ текста.)

- Внимательно посмотрите сказку «Путаница»  и послушайте ее чтение в исполнении самого Корнея  Чуковского.

-Подготовьтесь ответить на вопрос:

- Почему сказка называется «Путаница»?

5. Беседа по первичному восприятию.

-Понравилась вам сказка?

-Чем понравилась?

- Ответьте на поставленный ранее мною вопрос. 

-Почему сказка называется «Путаница»?

6.Предварительное чтение сказки учащимися вполголоса в парах.

-Сейчас будете читать сказку в парах.

-Читайте вполголоса  по одной  строчке, чередуясь с соседом по парте.

-Подчеркните карандашом непонятные для вас слова и выражения.

7.Словарная работа. (Слайды 13-15)

- Какие слова подчеркнули?

-Посмотрите  на слайд и познакомьтесь со  значением этих слов  в словаре.

Бочонок – это небольшое деревянное, обтянутое обручами, вместилище с двумя днищами и обычно с несколько выгнутыми боками.

Ковш- это широкий округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкостей и питья.

Ушат – это небольшая кадка с ушами.

8.Аналитическое чтение. Чтение по ролям.  Выборочное чтение.

-Ответим на вопросы по сказке.

-Откройте учебники на с.164.

-Прочитайте 1-й вопрос.

-Какую путаницу устроили веселые зверята?

-Ответим на этот вопрос, показав небольшую сценку.

Сценка  «Путаница»

Ведущая: Замяукали котята:
Дети: «Надоело нам мяукать! 
Мы хотим, как поросята, 
Хрюкать! »
Ведущая: А за ними и утята:
Дети: «Не желаем больше крякать! 
Мы хотим, как лягушата, 
Квакать! 
Ведущая: Свинки замяукали:
Дети: Мяу, мяу! 
Ведущая: Кошечки захрюкали:
Дети: Хрю, хрю! 
Ведущая: Уточки заквакали
Дети: Ква, ква! 
Ведущая: А лягушки, вдруг, закрякали! 
Дети : кря, кря! 
Ведущая: Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Ребенок: Му-у-у! 
Ведущая: Прибежал медведь
И давай реветь:

Ребенок: Ку-ка-ре-ку! 

- Прочитайте 2-й вопрос.

-Кто из зверей был самым разумным?

- Подберите к нему строчки из стихотворения.

- Прочитайте 3-й вопрос.

- К чему привела шалость лисичек?

Подберите к нему строчки из стихотворения.

Прочитайте 4-й вопрос.

- Как звери тушили пожар? Прочитай.

-Прочитайте 5-й вопрос.

-Прочитайте самые смешные отрывки стихотворения.

Прочитайте 6-й вопрос.

-Для кого была написана эта сказка в стихах? Обратите внимание на последние строчки стихотворения. (Слайд 17)

-Прочитайте, как закончилась сказка?

-Рассмотрите  рисунки, Подберите к ним строчки из стихотворения.

- Какой рисунок нарисовали бы?

 9.Физминутка 2.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненье:

Руки вверх и руки вниз.

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

 И опять же улыбнулись.

10.Заключительная беседа.

-Над каким произведением работали?

Кто автор?

-Герои?

-Чему учит эта сказка? 

-Сказка показывает, что шалости к добру не ведут. Учит она быть рассудительным и благоразумным.

-Назовите главную мысль сказки.

-Необдуманные желания и поступки усложняют жизнь. Поэтому очень полезно научиться сначала думать о последствиях, потом делать.

-Какое у вас отношение к героям.

Учащиеся слушают биографию К. И. Чуковского.

 Учащиеся следят глазами за движениями бабочки.

 

Личностные: формирование умения слушать учителя.

Регулятивные:  умение анализировать полученную информацию.

Познавательные:

знакомиться с биографией писателя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Снятие мышечного напряжения

Личностные: формирование умения слушать учителя.

Регулятивные:  умение  оценивать свои  действия, работать по учебнику, высказывать свое предположение, работать в парах, участвовать в сценке, делать выводы.

Познавательные

Умение учиться анализировать полученную информацию, учиться делать выводы, знакомиться  со значением трудных слов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

V. Повторение.

5.

 Проверим, какие сказки Чуковского вы знаете?

Я читаю отрывок, а вы называете сказку.

1. Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

(Мойдодыр»)

2. И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"

(«Федорино горе»)

3. Ox, нелёгкая это работа —
Из болота тащить бегемота!

(«  Телефон»)

4.Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!

(«Путаница»)

5. Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд.

(«Тараканище»)

6. Пошла Муха на базар
И купила самовар:

(«Муха – цокотуха»)

 

Называют произведения Чуковского.

Личностные:

показывают знание произведений.

Регулятивные: 

учатся отвечать на вопрос по отрывку.

Познавательные:

знакомятся с произведениями Чуковского.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

VI. Итог урока.  Рефлексия. (Слайд 18)

6.

 -С каким произведение мы сегодня познакомились?

-Выберите на слайде подходящую для вас фразу.

Подводят итоги совместно с учителем

Регулятивные:  анализ деятельности

VII. Домашнее задание. (Слайд 19)

7.

-Запишите домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:  умение работать в дневнике.

VIII. Оценки за урок. (Слайд 20)

8.

-За работу на уроке вы получаете следующие оценки:

Получают оценку .

Регулятивные: 

учатся получать оценку своей  работы.

Самоанализ урока  Кустова Марина Владимировна

Класс  3    предмет  русский язык

Тема урока: «К. И. Чуковский «Путаница»

Цель: познакомить с  биографией и произведением К.И.Чуковского  «Путаница».

Задачи:

Образовательная:

познакомить с биографией К. И. Чуковского; учить: читать плавно, целыми словами, соблюдая интонацию; слушать и слышать текст; определять жанр прослушанного  произведения; работать со словарём; развивать: фонематический слух; познавательный интерес; расширить знания детей о взаимоотношениях людей;

Коррекционно-развивающая:

способствовать коррекции мышления, памяти и внимания через специально подобранные упражнения ( загадки, прослушивание аудиозаписи, выборочное чтение и т п.)

Воспитательная: 

создать условия для привития любви к чтению через творчество К.И. Чуковского; воспитание положительной мотивации к учению; воспитывать  доброжелательность, чувство взаимоуважения, самостоятельность, дисциплинированность; формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости; формирование коммуникативных умений и навыков посредством работы в паре и группе;

Вопросы для самоанализа

Самоанализ

Место данного урока в системе уроков:

Тип урока:

Смешные истории.

объяснение нового материала.

Вид урока:

Традиционный.

Приёмы: 

антиципация, самооценка, взаимооценка, группировка, сравнение, декламация, доказательство, проблемная ситуация, интерпретация, трансформация, конструирование, прогнозирование, причинно-следственные связи, целеполагание, опора, ключевые слова, мнемоника, иллюстрирование, звукоподражание, выделение главного, инструктаж, обощение, сопоставление, конкретизация.

Используемые методы:

беседа, частично-поисковый, эвристический, словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя, метод стимулирования интереса к учению, метод самоконтроля, работа с печатным словом, изложение, повествование, рассуждение, наблюдение,

Формы организации познавательной деятельности:

дифференцированная работа, групповая работа, парная работа (статическая), фронтальная.

Средства обучения:

учебник, ИКТ, использование презентации к уроку, аудио и видео запись сказки К.И. Чуковского «Путаница», толковый словарь, раздаточный дидактический материал.

Краткая психолого-педагогическая характеристика группы:

Количество обучающихся: 11.

Количество присутствующих:11.

Количество «слабых» учащихся: 6.

Количество «сильных» учащихся: 5.Активность учащихся на уроке: высокая.

Организованностьи подготовленность к уроку: высокая.

Как организован контроль усвоения знаний, умений  и навыков учащихся:

На каких этапах занятия:

В каких формах и какими методами осуществлялся:

Учащиеся по названию и иллюстрациям выскажите свое предположение: о чем и о ком будет эта сказка?

Затем посмотрели сказку «Путаница»  и послушайте ее чтение в исполнении самого Корнея  Чуковского.

Готовились ответить на вопрос:

- Почему сказка называется «Путаница»?

Прочитали сказку в парах.

Познакомились со  значением трудных слов  в словаре.

Ответили на вопросы по сказке,  используя: чтение по ролям, выборочное чтение.

Ответили на обобщающие вопросы по сказке.

IV. Работа по теме урока.

3.Подготовительная работа. (Первичный анализ текста.)

          4. Первичное чтение сказки самим автором с использованием аудио и виде записи.  (Вторичный анализ текста.)

         5. Беседа по первичному восприятию.

    6.Предварительное чтение сказки учащимися вполголоса в парах.

    7.Словарная работа.

       8.Аналитическое чтение. Чтение по ролям.  Выборочное чтение.

   9.Физминутка

10.Заключительная беседа.

беседа, частично-поисковый, эвристический, словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя, метод стимулирования интереса к учению, метод самоконтроля, работа с печатным словом, изложение, повествование, рассуждение, наблюдение.

Рефлексия:

Результаты урока:

Удалось реализовать все поставленные задачи, так как использовались интересные методы и формы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе К.Чуковский "Радость"

Технолгическая карта урока литературного чтения 2 класс (УМК "Школа России").Краткий самоанализ урока....

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Формировать понятия «мир доброта»,  «мир зла»; способствовать формированию умения  раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни....

Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса по теме: КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. «Я НАЧИНАЮ ЛЮБИТЬ БИБИГОНА».

Урок литератрного чтения. 2 класс УМК "Перспектива". Тема "К.И.Чуковский "Я начинаю любить Бибигона"...

Технологическая карта урока литературного чтения для обучающихся 4 класса (ОВЗ) по теме "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""

Технологическая карта урока Учитель: Коробова Виктория ВладимировнаПредмет: Литературное чтениеКласс: 4 класс. Обучающиеся с ОВЗТема урока: Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Тип урок...

Технологическая карта урока литературного чтения для обучающихся с ОВЗ (3-й класс, вариант 2.2.)на тему Б.Заходер "Песенки Винни-Пуха" ("Ворчалка")

Технологическая карта урока по литературному чтению составлена для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2.) 3-го класса. Обучение данной категории обучающихся предусматривает пролонги...

Технологическая карта урока «Альтернативное чтение» для обучающихся 4 Г класса Тема: «Работа с пиктограммами из серии «Семья »

Данный урок проведен по ходу изучения раздела «Работа с пиктограммами», тема «Семья ». Тип учебного занятия – первый урок по заданной теме. Цель урока: познакомить с пикт...