Сценарий урока литературного чтения на тему: «Л.Н.Толстой «Страшный зверь» (басня)»
план-конспект урока по чтению (2, 3 класс)

Мартынова Ольга Валерьевна

Урок на тему «Л.Н. Толстой. Страшный зверь» разработан  с учётом  поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 8 – 9 лет (2 – 3  класс), соответствует их познавательным возможностям. Продолжительность урока 40 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie._l.tolstoy._strashnyy_zver.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«ШУМЯЧСКАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА ИМЕНИ В.Ф. АЛЕШИНА»

Сценарий урока литературного чтения на тему:

«Л.Н.Толстой .

                         «Страшный зверь» (басня)»

Учитель начальных классов:

 Мартынова Ольга Валерьевна

                                                       

                                                         Шумячи

                                                         2019 год.

                         

                            Проект урока литературного чтения

                     Тема: Л.Н. Толстой. Страшный зверь (басня)

Аннотация. Урок на тему «Л.Н. Толстой. Страшный зверь» разработан  с учётом  поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 8 – 9 лет (2 – 3  класс), соответствует их познавательным возможностям. Продолжительность урока 40 минут.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Методы обучения: деятельностный,  интерактивный,

словесный, наглядно - иллюстративный, частично – поисковый

Приёмы обучения: поиск соотношений, установление ассоциаций, мозговой штурм, взаимодействие в парах, сотрудничество

Формируемые УУД:

Познавательные: (общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме, извлекать необходимую информацию из прослушанного текста,(логические) анализировать прочитанное, проводить сравнение,делать выводы и обобщения;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации, умение  точно выражать мысли в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные:  совместное целеполагание,  контроль в форме сличения способа действий и его результата с эталоном

Личностные: нравственно – этическое оценивание, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Тема урока: Л.Н.Толстой. Страшный зверь

Цели урока:  познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Страшный зверь», продолжать  формировать литературоведческое понятие «басня», учить выделять мораль басни, совершенствовать навык выразительного, беглого, осмысленного чтения; развивать умение анализировать образ героя, развивать творческое воображение; воспитывать доброжелательность, терпимость, позитивное отношение к миру.

                                       Ход урока.

I. Мобилизация учащихся к работе.

- Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,  
Активно в работу включайся, дружок!  

II.Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

На доске  схема.   Аналогичная схема  на  каждой  парте.

        

Учитель зачитывает отрывки из изученных произведений данных жанров, а дети  определяют жанр произведения и заполняют схему.(См. приложение 1)

           Это задание  учащиеся выполняют, работая в парах

 По окончании  работы –  проверка и  одновременное заполнение схемы на доске.

«Басня» заполняется  последней   всеми вместе, т.к. эта тема изучалась недавно.

Учитель - По каким художественным признакам мы можем выделить жанр «басня»?

Ответы учащихся  - мораль

                                   -поучительный характер

                                    -есть скрытый смысл

                                    -высмеивает недостатки

(Эти признаки дети уже выделяли, работая с произведениями данного жанра)

Выразительное чтение  учащимися басни И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак»

                                 Физкультминутка.

                                        Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

III.Определение темы и  постановка целей урока.

 Активизация мыслительной деятельности учащихся

Учитель - Ребята, послушайте загадку и отгадайте её.

                -Кто – то ловко юркнул в норку,

                  Прихватив от хлеба корку. (Мышка)

Когда загадка отгадана,  на доску  вывешивается изображение мышки.

Учитель - Дети,  вспомните какие по характеру мыши в м\ф, которые вы смотрели, в сказках, которые вы читали?

По мере ответов уч-ся учитель под картинкой прикрепляет карточки со       словами:

 -быстрые

 -наивные

 -озорные и т.д.

Учитель -  Ребята, послушайте ещё  загадку и отгадайте её.

                   Отворилась тихо дверь,

                   И вошёл усатый зверь.

                   Сел у печки, жмурясь сладко,

                   И умылся  мягкой лапкой. (Кот)

Когда загадка отгадана,  на доску  вывешивается изображение кота.

Учитель - Дети,  вспомните какие по характеру коты в м\ф, которые вы смотрели, в сказках, которые вы читали?

По мере ответов уч-ся учитель под картинкой прикрепляет карточки со словами:

-ленивые

-опасные

-добрые

-веселые и т.д.

Учитель- А теперь, ребята, послушайте  третью загадку и отгадайте её.

                 Шпоры носит он на ножках,

                 Ходит с гребнем и в серёжках,

                 Кукарекнет во весь дух

                 И разбудит нас …(Петух)

Когда загадка  отгадана, на доску  вывешивается  изображение петуха.

Учитель - Дети,  вспомните какие по характеру петухи в м\ф, которые вы смотрели, в сказках, которые вы читали?

По мере ответов уч-ся учитель под картинкой прикрепляет карточки со словами:

-трудолюбивые

-справедливые

-добрые

-задиристые и т. д.

Учитель - Предположите, кто будет героем произведения, которое мы будем сегодня изучать?

-Вспомните, произведение  какого автора мы  изучали на прошлом уроке? (Ответы детей)

-На сегодняшнем уроке мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого «Страшный зверь».

-Подумайте, какие цели будут у нас сегодня на уроке?

Ответы детей  - Прочитаем о мышке, кошке и петухе.

                              -Будем рассуждать.

                              -Узнаем новое  о  мышке. кошке и петухе.

Учитель - Вы правы. Сегодня на уроке мы  будем читать басню Л.Н. Толстого «Страшный зверь», будем  рассуждать и анализировать прочитанное.

IV. Открытие нового знания.

1) Подготовка к восприятию

Учитель - Откройте учебник на странице  137. Прочитайте название и жанр произведения, с которым мы сегодня  будем работать.

Учитель - Рассмотрите иллюстрацию. Вспомните,  какие черты характера мы выделили у этих животных?

Обращение к записям на доске – поиск соотношений

-Как вы думаете, соответствуют ли образы на иллюстрации нашим наблюдениям?(Ответы детей)

2) Первичное восприятие произведения.

Учащиеся слушают аудиозапись басни

Учитель - Перед прослушиванием текста я хочу задать вам вопрос, на который вы сможете после ответить: «Таковы ли наши герои по характеру на самом деле?»

3) Повторное  восприятие произведения.

Дети отвечают на вопрос, заданный перед прослушиванием текста, затем читают текст самостоятельно, обращая внимание на то, как автор выделил черты характера героев.

4) Анализ произведения.

Учитель - Какие черты характера выделил автор? (на основе  самостоятельного чтения)

-Как мышка рассказывает о петухе? Прочитайте.

-А как о коте? Прочитайте.

-Кого мышка боится , а кем любуется?

-Всегда ли люди таковы на самом деле, какими кажутся на первый взгляд? Приведите примеры из жизни или других литературных произведений.

 - Какова мораль басни?  Можно ли ее прочитать в тексте?

- С такой басней мы встретились впервые. Здесь скрытая мораль, её невозможно прочесть в тексте.

-Так в чём же поучительный смысл этой басни?

-Как  Л.Н. Толстой  относится к своим героям?

-Кто из героев тебе понравился? Почему?

    - Давайте вернемся к характеристикам героев , которые мы составили в    начале урока и посмотрим ,какие из них подходят героям произведения

« Страшный зверь».

-Кто из героев басни понравился вам? Почему?

                           Физкультминутка

                             Девочки и мальчики.

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топочут: топ, топ, топ

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают (приседают, руки свободные)

V.Первичное закрепление . Творческая работа.

Чтение произведения по ролям.

Учитель - Вспомните, что важно при чтении по ролям?

Ответы детей - Выделение голосом, интонацией особенностей характера героя.

                          - Выразительность чтения

(Чтение учащимися  памятки  на форзаце учебника)

VI.Итог урока (рефлексия). Оценивание работы учащихся.

- Произведение  какого жанра мы с вами читали? Кто его автор?

-Ещё раз вспомним ,что же такое басня?

- В чем заключается мораль  этой басни?

- Что узнали о басне нового?

 -Какое задание на уроке понравилось больше всего?

- Какое вызвало затруднение?

-Оцените свою работу на уроке с помощью «карты настроения». (Ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.)

   VI.Домашнее задание.

Учитель - Прочитайте сказку В.Осеевой «Волшебная иголочка».

Это тема нашего следующего урока.

Приложения: 

1. Отрывки из произведений для заполнения схемы на этапе «Актуализация  знаний»

Е. Пермяк «Смородинка»(рассказ). Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Айога.Нанайская нар. сказка. -Пойди воды принеси!

— Я в воду упаду.

— Куст оборвётся, — говорит она

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю...

А.Барто. Катя. (стихотворение)

 Мы целое утро

 Возились с ростками,

Мы их посадили

Своими руками.

Мы с бабушкой вместе

 Сажали рассаду,

Три поездки Ильи Муромца (былина)… на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет - тому убитым быть, кто влево поедет - тому богатым быть, а кто прямо поедет - тому женатым быть».

И.Крылов. Лебедь, рак и щука.(басня)   

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

2. Аудиозапись басни (на CD диске)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"

Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....

Урок литературного чтения на тему: Л.Н.Толстой "Лебеди", "Зайцы".

Урок литературного чтения 3 класс, УМК "Школа 21 века". "Научно-познавательные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой "Лебеди", "Зайцы"....

Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.

Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....

Конспект урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Акула"

конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Акула"...

Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".

Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ....

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...

Урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка"Зимовье зверей" 2 класс.

Презентация содержит материал для знакомства со сказкой и проведения анализа произведения....