Урок литературного чтения 2 класс Школа 2100 Одуванчик
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гречишникова Елена Васильевна

Цель: создание  условий  для  продолжения знакомства с творчеством писателя Б.Н. Сергуненкова;  учить, вслушиваясь          в произведение, определять чувства и настроение автора к героям своих произведений Задачи:

1.Способствовать  повышению  эффективности изучения литературного чтения.

2.Отрабатывать интерес к творчеству Б.Н. Сергуненкова

 3.Воспитывать  интерес  к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку.

    Урок во 2 классе по программе «Школа 2100», знакомит с необычными произведениями Бориса Сергуненко, развивает фантазию ребенка, не проходить мимо прекрасного, видеть необычное в обычных вещах, формирует представление о художественном, научном текстах. Учит передавать содержание текста по картинному плану и по заданному сюжету составлять собственную сказку и привитие любви к чтению.

Технологическая карта урока литературного чтения  

     

      Учитель:  Гречишникова Елена Васильевна

Класс  2

     УМК:  «Школа 2100»

Предмет:  Литературное чтение

     Тема: Б.Н. Сергуненков «Куда прячется лето», «Одуванчик».

Тип урока: открытие нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок

     Цель: создание  условий  для  продолжения знакомства с творчеством писателя Б.Н. Сергуненкова;  учить, вслушиваясь          в произведение, определять чувства и настроение автора к героям своих произведений

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Прогнозирование произведения;

Чтение  стихотворения, отражая настроение;

Умение находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

 формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

формировать умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

формировать умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Целеполагание и мотивация

Прозвенел уже звонок-

Наконец у нас  урок!

Будем знанья получать,

И, конечно, отвечать.

Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок

Актуализация знаний.

Подготовка к восприятию.

Сегодня на уроке мы продолжаем читать сказки из раздела « Самое обыкновенное чудо».

А где можно встретить такое чудо?

На прошлом уроке мы познакомились со сказками Геннадия Цыферова. Вам нужно было пересказать сказку «Про чудака лягушонка».

Почему его назвали чудаком? 

Постарайтесь передать настроение и чувства лягушонка.

Кому из ребят удалось лучше передать душевное состояние и настроение героя сказки? Почему?

В жизни, в природе. в быту, в окружающем мире.

Он был необычным, на всё смотрел по- своему. И нас заставил взглянуть и задуматься.

3 ученика пересказывают сказку

В самом деле в мире много интересного , необычного, чудесного и прекрасного. Но чтобы это увидеть, нужно быть внимательными, наблюдательными, любознательными и уметь фантазировать.

Прочитайте. Что написано на доске?

« Я очеловечиваю мир…»

О чём пойдёт речь на нашем уроке?

Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

Что для этого надо сделать?

Пока нет.

Уметь находить в прочитанном тексте главное.

Открытие нового знания детьми

Откройте учебники на странице136-137.

Прочитайте фамилию и имя автора, произведения которого мы будем читать. Знаком ли вам этот писатель? Тогда - давайте познакомимся. ( Сообщение ученика о писателе)

Сказка Бориса Николаевича называется «Куда прячется лето».

А вы можете сказать куда?

Почему в заглавии сказки нет вопросительного знака?

Ученик рассказывает про писателя.

Автор не спрашивает нас, а сам даёт свой ответ.

Подготовительный этап работы с текстом.

1)  Работа с иллюстрацией.

-Какое время года изобразил художник? Как вы догадались?

-Какие ещё приметы весны вы знаете?

-Есть ли в них  ответ на вопрос. Куда прячется лето?

-Почему говорим о весне, а прячется лето?

-От кого оно может прятаться?

-В каком образе вам представляется Лето? Зима?

2) Чтение текста и деление на части.

-Пришло время знакомиться со сказкой.

- Сейчас мы её поделим на части и вы будете работать в парах сменного состава.

Весна. По приметам.

 (Ответы детей выносятся на доску)

Читают сказку в парах сменного состава.

Первичное закрепление

-Нашли мы с вами ответ на вопрос? Почему почки смогли спрятать лето на время зимы?

-Почему лету пришлось прятаться?

-Согласны ли вы с решением Зимы?

-Какой вам представилась Зима?

-Какое чувство вызывает автор к лету. Когда оно ищет укрытие?

-Как люди узнают, что пришло лето?

-Почему автор говорит о наступлении лета: вырвалось. выкатилось лето на землю?

-Хотели бы вы, чтобы всегда на земле было только лето?

- А как автор относится к лету? В каких словах мы это чувствуем?

-Что необычного сумел увидеть автор этой сказки в обычной смене времён года?

- Почему мы говорим, что это сказка?

Строят речевые высказывания в устной форме с помощью учителя.

(прекрасная пора)

Дети перечисляют признаки сказки, учитель фиксирует их на доске

Антипация по ключевым словам, иллюстрациям

Перед тем, как познакомиться со следующей сказкой, давайте отгадаем загадку.

-Был цветочек молодой.

Постарел и стал седой.

Ученик читает загадку, придуманную самостоятельно.

Физкультминутка

В летний солнечный денёк

Золотой расцвёл цветок.

На высокой тонкой ножке

Всё дремал он у дорожки.

А проснулся – улыбнулся

Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь

Тише, ветер луговой!

Об одуванчике

Высказывания детей

-Так о чём мы сегодня будем читать?

Совершенно верно. Писатель Борис Сергуненков поведает нам невероятную историю об этом, казалось бы, обычном цветке.

-Давайте представим, что одуванчик, это маленький человечек. Как вы думаете, о чём он может мечтать?

Работа с текстом.

Достижение понимания на уровне содержания.

  1. Первичное чтение произведения учителем.
  2. Работа над прочитанным.

-Понравилась вам сказка?

-Как вы думаете, чтобы сочинять такие сказки, надо обладать особым даром?

-А что именно надо иметь?

3) Работа в группах.

-  Сейчас мы будем работать в группах. Давайте разделим текст на 4 части.

 

Задание: каждая группа читает свой фрагмент  текста,  выделяет самое главное.

Вы будете работать в группах и заполнять вот такие экспертные карты. Вы читаете свой отрывок.  После прочтения выделяете самое главное в своём отрывке. А потом художники в группе будут рисовать иллюстрацию для создания диафильма.  Разведчики  ищут непонятные слова и выражения в своём отрывке, записывают их и работают над составлением вопросов для своих соперников. Т.е. читают их отрывки и готовят вопросы.

Задания понятны?

Оценка работы в группах.

• группа заполнила экспертную карту, была активна при обсуждении частей текста, подготовила интересные вопросы соперникам.

-отлично

• экспертная карта заполнена не полностью. Группа была менее активна – хорошо.

Экспертная карта.

Вопрос другой группе.

1 часть_________________________________

2 часть__________________________________

3 часть___________________________________

4 часть____________________________________

Настроение одуванчика.

1 часть_________________________________

2 часть__________________________________

3 часть___________________________________

4 часть____________________________________

Озаглавь части сказки

1 часть_________________________________

2 часть__________________________________

3 часть___________________________________

4 часть____________________________________

Физминутка для глаз.

А теперь давайте представим себе летящие пушинки и проводим их глазами

Быть внимательным. Обладать творческим воображением, уметь подмечать необычное  в обычных предметах

Роли учеников в группе.

1.Тот, кто будет презентовать группу.

2. Художник, рисует фрагмент к своей части текста.

3. Ищет непонятные слова и выражения.

4.Разведчики, читают фрагмент текста другой группы. Готовят вопросы соперникам.

Условия работы группы: во время выступления другой группы ребята должны заполнять экспертную карту.

1 часть. Главное: Одуванчику было завидно.

Вопрос: Чему завидовал одуванчик? Кого увидел одуванчик?

Толкование слов: обочина, тележка, глазея.

Рисунок: одуванчик у дороги.

Настроение: грусть.

2 часть

Главное Одуванчику снятся счастливые сны.

Вопрос. Что снилось одуванчику? Что видел одуванчик наяву

Толкование слов: протирал заспанные глаза, наяву

Рисунок Одуванчик в кроватке.

Настроение одуванчика – грусть.

3 часть

Главное. Одуванчик стал седой.

Вопрос. О чём подумал одуванчик? Что его огорчило?

Рисунок. Одуванчик седой.

Настроение одуванчика: печаль

4 часть

Главное. Пушинки одуванчика  полетели.

Вопрос Кто сорвал одуванчик? Что сказала девочка одуванчику?

Толкование слов: порыв ветра.

Рисунок: Белая шляпка одуванчика, летящие пушинки.

Настроение одуванчика: грусть или радость.

Рейтинг группы.

1 Заполнение экспертного листа.

2. Количество интересных вопросов.

3  Количество активных ребят.

Рефлексия

1.  Были ли причины у одуванчика завидовать людям?

2. Сбылась ли мечта одуванчика?

3. Как вы думаете, эта сказка грустная или весёлая? Почему?

Домашнее задание

  1. Чтение и ответы на вопросы.
  2. Чтение и составление диафильма.
  3. Пересказ сказки по плану и ключевым словам (Р.Т. с.52  Задание 2.)
  4. Придумать продолжение сказки

Ученики имеют возможность выбрать домашнее задание по интересам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4класс "Школа 2100"

Этот  урок  проводится двумя преподавателями: учителями 4  и 5-ого класса. Для тех кого интересует  преемственность. ...

Урок литературного чтения, ОС «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 3 «В» класс Тема: Удивительные пони Ю. Мориц.

Тема: Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели: - создать условия для расширения читательского кругозора учащихся...

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Урок по литературному чтению УМК «Школа 2100» 2 класс "Сказочные человечки"

Обобщающий урок по разделу  «Сказочные человечки»Цели:Образовательные: обобщить и систематизировать знания о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; способствовать формированию осно...

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Урок по литературному чтению ОС "Школа 2100" в 4 классе "Два брата"

Итоговый урок по произведению "Два брата" разработан для учащихся 4 класса по литературному чтению ОС "Школа 2100"....